В процессе производства могут возникать расходы непроизводственного характера, кот-е приводят к определенным потерям, влияющим на формирование себестоимости продукции: потери от брака, от простоев, откл от норм, порча, недостача.
Браком в произ-ве является изделия, полуфабр-ты, детали и работы, не соответствующие по своему кач-ву, установленным стандартам или техническим условиям, не могут быть использованы по своему назначению или могут быть использованы только после исправления.
По характеру дефектов брак подразделяют:
-исправимый
-окончательный (неисправимый)
Исправимый брак, который может быть использован в дальнейшем производстве или устранение дефектов технически возможно и экономически целесообразно.
Окончательный- брак исправление которого нецелесообразно и не возможно.
По месту обнаружения брак делится на:
-внутренний
-внешний
Внутренний брак который обнаружен в пределах предприятия
Внешний -выявлен за пределами предприятия.
Все случаи брака оформляются актом или извещением о браке. В нем указываются наименование забракованного изделия, место обнаружения брака. В состав затрат с/ст забракованной продукции включаются все затраты на забракован. продукцию, кроме затрат на подготовку и освоение производства и ОПР, ОХР.
В с/ст внешнего брака включается сумма возмещения затрат, понесенных потребителем и расходы по замене, транспортировке этой продукции.
Для учета брака используется счет 28. На стоимость окончательно забрак прод дается проводка
Д 28 К 20,23
Расходы по исправлению брака показывают по Д 28 К 10,69,70,25
По кредиту 28 счета отражается ст-ть отходов окончательно забр прод Д 10 К 28
Удержание с виновников брака Д 70, 73/2 К 28
Претензии предъявлены поставщикам некачественных материалов Д 76/2 К 28
Разница между Д28 и указанными выще суммами отражается по К 28 представляет собой потери от брака их списывают Д 20, 23 К 28
Если брак обнаружен за пределами предприятия, то стоимость продукции отгруженной покупателю отражается по Д 62 К 90 (на стоимость отгруженной продукции), Д 90 к 43 (на фактическую себестоимость отгруженной товаров).
Аналитический учет брака ведется в ведомости учета брака, открыв-ой по каждому цеху, где приводятся сведения о видах затрат на брак, возвраты, компенсации, причины, виновники.
Простои – бездействие оборудования, раб-в, в т.ч. вызванные незапланированными причинами производственного значения.
Потери от простоев - непроизводительные расходы материалов, труд. ресурсов в период остановки производства.
Если простои вызваны внешними причинами, то к потерям добавляется доля ОХР.
Простой возник-Т по внутренним и внешним причинам. Все случаи простоя документируются с помощью Акта о простое с указанием времени, прод-ти, причины и виновников простоя.
Потери от простоя по внешним по внешним причинам относятся на счет 26 и при этом сумма потерь, подлежащих возмещению отражается проводкой Д 76/2 К 26.
Потери от простоев по чрезвычайным обстоят-м: Д 99 К 10, 70, 69.
Конкурентоспособность товара – это совокупность хар-р продукта и сопутствующих его продаже и потребл-ю услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворенности потребности потребителя по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.
Качество продукции является основной составляющей его конкурентосп-ти. Это совокупность свойств продукции, удовлетворяющих опред-ой потребности в соответствии и ее назначением.
Количеств-ая хар-ка 1-го или нескольких св-в продукции, составляющих ее кач-во, наз-ся показателем качества продукции.
Различают:
- единичные пок-ли качества, хар-ие 1 из св-в продукции;
-комплексные, хар-ие несколько св-в;
- обобщающие, отражающие все св-ва.
Основными нормативно-правовыми д-ми, в кот-х дается хар-ка качественных показателей продукции явл-ся: технические регламенты, стандарты, сертификаты и положения о знаках.
Их применение и исполнение явл-ся обязательным или принимаются на добровольной основе. Это треб-я к продукции, процессам ее произ-ва, экпл, перевозки, хранении, реализации и утилизации и др., а так же отношение в обл оценки соответствия объектов установленным законны требованиям.
Технический регламент – это гос док-т, устанавливающий обязательные для применения и исполнения юр и физ лицами требования объекта технич регулирования.
Стандарт – д-т, которым в целях добровольного и многократн использования устанавливаются хар-ки продукции, правила осущ-я и хар-ки процессов произв-ва, экспл, хранения и т.д
Ст-ты бывают след видов:
- нац –е ст-ты
- международные – ст-ты, принятые Международной организацией по стандартизации ISO
- ст-ты организации – уст-ся и утверждаются самой организ-й.
Оценка соответствия или сертификация – это прямое или косвенное определение, анализ собл-я требований нормативно-правовых док-в, предъявляемых к объекту.
Сертификация может осуществляться как на добровольных началах, так и на обязательной основе. Для оценки качества могут исп-ны след показатели:
- удельный вес новой продукции
- удельн вес продукции, соответствующей нац и миров ст-там
- удельн вес экспортируемой продукции
- индивид. Показатели кач-ва (надежность, долговечность, дизайн)
- потери от брака
- рекламации и возврат продукции
Анализ отступления от норм по кач-ву изготовл-я продукции осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламаций на продукцию.
В зависимости от действующей на предприятии системы предост-ия инф-ции о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, раб местам, так и по конкретным изделиям и причинам.
Показатели кач-ва продукции анализир-ся путем сравнения факт данных с данными предыд периодов, аналогичными данными др родственных предприятий.
Конкурентоспособность и технич параметры треб-я кач-ва явл-ся подвижными величинами, поскольку зависят от ур-ня развития науки и техники, моды и т п. потребители предъявляют требования, обращая внимание на те или хар-ки. это необходимо учитывать при анализе конккур-ти продукции.