Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике в начальных классах.
Контроль является частью процесса обучения.
Контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой (контроль ЗУН ученика предусматривает оценку этих ЗУН только по результатам его личной учебной деятельности). Составные компоненты контроля: проверка знаний; оценивание (как процесс) и выставление отметки (результат оценивания).
Выделяют 3 типа контроля (в зависимости от того, кто его оценивает):
1) Внешний (осуществляет учитель).
2) Взаимный (осуществляют учащиеся).
3) Самоконтроль (осуществляет сам ученик).
Основная цель контроля и оценки знаний – это определенные качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими ЗУН, предусмотренными учебной программой.
Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательное, воспитательное и развивающее значение; т.к. проверочные задания аналогичны обучающим, сохраняются и функции обучения.
Задачей контроля также является определение меры ответственности каждого ученика за результаты своей учебы, уровня добывать знания самостоятельно.
Функции контроля и проверки ЗУН по математике.
1) Контролирующая и диагностическая функция (выявление и диагностика результатов обучения).
2) Образовательная (обучающая) функция (повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы).
3) Стимулирующая (развивающая) (стимулирование и условия для познавательной активности школьников).
4) Воспитывающая (воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результат учебы, формирование познавательной мотивации).
5) Прогностическая (управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция).
Педагогические требования к контролю знаний учащихся. Контроль знаний должен быть:
- Мотивационным.
- Систематическим и регулярным.
- Разнообразным по формам (индивидуальный, групповой, фронтальный).
- Всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода.
- Базируется на единстве требований учителей.
Методы контроля – способы, с помощью которых определяются результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Методы контроля:
· Устные (опрос, устная контрольная вопроса).
· Письменные (математический диктант, контрольная и самостоятельная работы, тематический реферат, либо сообщение).
· Практические (практическая и лабораторная работы, экспериментальные задания).
· Зачеты (таблица сложения, вычитания, умножения, деления).
Виды контроля:
· Предварительный.
· Текущий (различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, тетрадей, проверка с помощью перфокарт, тесты).
· Итоговый
· тематический (тематические контрольные работы, тематический срез знаний).
Формы контроля.
В соответствии с формами обучения выделяют формы контроля:
· Фронтальный
· Групповой
· Индивидуальный
· Комбинированный
· Самоконтроль
Средства контроля. Средства контроля – это задания, которые предлагается ученикам, могут быть задания – тесты.Тесты делят на 2 вида:
1. На припоминание или дополнения.
2. Избирательные тесты.
Альтернативный тест – задания, при выполнении которого из двух предложенных ответов выбирает один.
Различают оценку – процесс оценивания осуществляется человеком и отметку – это внешнее выражение оценки. Существует погрешность, которые делятся на ошибки и недочеты.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
· работа выполнена полностью;
·в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
· в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
· допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
· допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
· работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.