Учебная дисциплина «Управление проектами» является базовой дисциплиной и входит в вариативную часть профессиональных дисциплин подготовки Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080200 «МЕНЕДЖМЕНТ»; данная дисциплина опирается на знания обязательных управленческих дисциплин «Теория организации» и «Теория управления», «История управленческой мысли» и др.
Взаимосвязана с параллельно изучаемыми дисциплинами «Управление рисками», «Управление качеством» и другими.
Дисциплина является обязательной для изучения и предусмотрена рабочим учебным планом. Трудоемкость - 144 часов (3-й семестр) на 2-м курсе, форма итогового контроля – экзамен.
Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, используются в процессе подготовки рефератов, эссе, выпускной квалификационной работы, выполнении тестов, научных исследований.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Управление проектами»:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способность использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1)
· способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
· умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
· способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
· способен критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
· способен принимать участие в реализации профессиональных компетенций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);
· способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);
· способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19)
· знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22)
· способностью к экономическому мышлению (ПК- 26);
· знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30).
· умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36)
· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50)
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· этапы разработки и осуществления, а также структуру построения проекта;
· типы организационных структур, применяемых в проектах, их основные параметры и принципы их проектирования;
· принципы целеполагания, виды и методы планирования деятельности внутри проекта;
· классификацию проектов и их специфические особенности;
Уметь:
· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели, характеризующие проект;
· использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;
· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
· выявлять и оценивать риски проекта;
· оценивать наличие или отсутствие воздействия проекта на социально-экономическую и экологическую ситуацию вокруг проекта.
Демонстрировать способность и готовность владеть:
· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро-, мезо- и макроуровне;
· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, особенно важными для командной работы по выполнению проекта;
· принципами отбора инвестиционных проектов на предприятии, оценкой жизнеспособности проекта.
4. Структура и содержание дисциплины «Управление проектами»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы: 1 зачетная единица – лекции, 2 зачетные единицы – практика, 1 зачетная единица – подготовка к экзамену; всего аудиторных занятий – 72 часа, самостоятельная работа – 72 часа.
Формами учебной работы по курсу являются: учебные лекции, семинарские занятия, аудиторные аналитические работы и тестирование (текущий контроль), подготовка докладов к семинару (темы по выбору), самостоятельная работа с литературой, выполнение заданий в рамках самостоятельной работы. Итоговой формой контроля знаний по курсу является экзамен.