ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА




ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

 

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему обращались все философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

В ранней и более поздней вплоть до современной истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без достаточных о нем знаний, методом проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для государства и для общества были, как правило, далеко не однозначными, а нередко, как показывает опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

Совершенно прав был российский автор А. Паршин, когда писал, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства, практически невозможно грамотное, квалифицированное им управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанию о нем.

При определении понятия государства важно учитывать не только не одинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность, и многогранность самого государства, как явления.

Кроме того, как верно подмети известны и австрийский юрист Г. Кельзен: " Трудности в определении понятия "государство" усугубляются еще и тем, что данным термином обозначаются самые разнообразные предметы и явления". Так этом термин иногда используется в самом широком смысле, а именно - "для обозначения общества как такового, или же какой либо особой формы общества". Нередко же он применяется и в очень узком смысле - для обозначения какого - либо особого органа или органов общества, например органов управления или субъектов управления, а так же нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

В каких смыслах, по мнению Кельзена - одного из основателей правового нормативизма, может употребляться и употребляется понятие государства?

Во-первых, понятие государства употребляется в юридическом смысле. Оно может представляться как юридическое лицо, "правовой феномен", как своеобразная корпорация. От других корпорации государство отличается " лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком". В силу этого "с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка". Причем государство выглядит не иначе, как " такой образ действий и порядок поведения людей, который мы обычно называем правовым порядком".

Государство, как юридический феномен предполагает, что "отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом". Это значит, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно, как и индивид, в "своем поведении и действиях связано с правом".

Во-вторых понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая "социологическая общность", "социальная реальность, существующая не зависимо от её правового порядка и правовой реальности".

Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является рассредоточение власти по различным органам. Фактически, замечает автор, " не существует таких государств, где все акты и действия исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур".

В-третьих, понятие государство может определяться, как живой, "естественный организм". В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе, как форма "социальной биологии".

В-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками - нормативистами, как "система норм", как "нормативный порядок" или же, как политически организованное общество", как "государство - власть".

Государство, как подчеркивает автор, имеет политический характер, проявляется, прежде всего, как политическая организация потому, что оно устанавливает " порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы".

Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны и субъективность его восприятия различными авторами - с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования".

С учетом этого становится вполне понятен сам факт возникновения в различные этапы развития общества множества определений понятия государства и их активного использования.

А как же определялось государство на различных этапах его развития?

Один из величайших мыслителей античности Аристотель считал, что государство - "самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся, ни от кого не зависящее".

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственного интересов.

Крупный французский мыслитель 16 - го столетия Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".

Английский философ - материалист Джон Локк представлял государство, в совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного закона.

В Российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений. Государство определяется как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих её волей и мужественными поступками.

Оно рассматривается и в качестве союза свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти".

Нередко государство представлялось как особая организация силы, "организация насилия для подавления какого либо класса" (после 1917 года).

В последние десятилетия, начиная с 1985 года, когда в политике и идеологии на первый план стали выступать "общечеловеческие ценности", классовая тональность стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью.

Государство вновь пытаются определять в качестве организации "всех и для всех".

В свете сказанного наиболее приемлемым определением государства, по сравнению с ранее предложенными, было бы определение, в соответствии с которым государство рассматривается, как "организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества".

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: