II. Система показателей в экономическом анализе




I. ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЫГОДА

ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЫГОДА - общая выгода от любой деятельности. Она включает не только выгоду, прямо выпадающую на долю действующих лиц или фирм, но также и внешнюю пользу, распространяющуюся на других людей, которым достается бесплатно.

 

Предельная общественная выгода

 

С помощью предельной общественной выгоды правительство может решить, сколько общественного блага должно быть произведено, чтобы это было эффективно.

 

Но вопрос в том, как определить индивидуальный спрос, если люди, с одной стороны, могут преуменьшать свою оценку стоимости блага, чтобы сократить выплаты, (как и в частном секторе), а с другой - напротив, появится желание к завышению своей частной оценки стоимости блага.

 

По мнению многих экономистов решить этот вопрос можно с помощью голосования (референдумов), однако такой путь не является экономическим, так как определение общественного блага строго основано на равном потреблении каждым потребителем. А поскольку частный сектор не достигнет уровня социальной эффективности в производстве общественных благ, необходимо государственное вмешательство, когда правительство само определяет, сколько должно быть произведено общественных благ.

 

Только тогда, когда предельная общественная выгода равна предельным издержкам, общественное благо производится эффективно.

Кривая спроса показывает предельные общественные выгоды, поскольку потребители сравнивают предельную полезность дополнительной единицы с ценой.

производить оптимальное их количество для общества.

 

Эффективный объем производства общественного блага достигается тогда, когда предельная общественная выгода равна предельным общественным затратам.

 

II. Система показателей в экономическом анализе

Вся деятельность хозяйствующих субъектов в различных отраслях экономики измеряется многочисленными экономическими показателями, которые сводятся в определенную систему.

 

Любой хозяйственный процесс измеряется рядом взаимосвязанных показателей.

Показатели делятся на стоимостные, натуральные и условно-натуральные.

 

Стоимостные показатели наиболее распространенные. Важнейшими стоимостными показателями являются валовая, товарная, реализованная продукция, розничный и оптовый товарооборот.

Вышеуказанные стоимостные показатели отражают различные стадии производства, выпуска и реализации готовой продукции, работ и услуг.

 

Натуральные показатели используются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее натурально-вещественном содержании. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем).

Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента, т. е. разной по содержанию, качеству и назначению продукции, производимой хозяйствующим субъектом.

 

По содержанию (или в зависимости от того, какая сторона экономических явлений измеряется) показатели делятся на количественные и качественные.

 

Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин. Количественные показатели выражаются как в стоимостных, так и в натуральных измерителях (например: поголовье скота, птицы – в штуках, площадь посевов – в гектарах, количество работников – в количестве человек).

 

Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых явлений. Это показатели, характеризующие качественные параметры продукции, работ и услуг. Они зависят от технологических особенностей того или иного производства. К ним относятся показатели сортности, сертификации продукции, урожайности, продуктивности, ритмичности торговли, выполнения плана товарооборота по структуре товаров, соблюдения рецептуры и технологии приготовления блюд; производительность, себестоимость.

 

Исходя из сферы применения, все показатели делятся на общие и специфические.

Общие показатели используются при анализе деятельности всех отраслей экономики. К ним относятся: производительность (выработка, трудо-емкость); товарная, реализованная продукция; себестоимость; прибыль и т. п.

Специфические показатели используются только в отдельных отраслях. К ним относят: жирность молока, урожайность культур, продуктивность животных, влажность леса и т. п.

 

В зависимости от применения отдельно взятых показателей или их соотношения выделяют объемные и удельные показатели.

Объемные показатели являются первичными. Они определяют величины оборотных средств, издержек обращения, сметы затрат на производство, прибыли, оптового и розничного товарооборота, количество рабочих.

Удельные показатели вторичны. Они являются производными от объемных: выпуск продукции на одного рабочего, на один станок, на один метр площади; урожайность; продуктивность; материалоемкость; оборот на один квадратный метр площади; уровень издержек и т. д.

 

По способу формирования различают показатели нормативные (норма амортизации, норма ссудного процента, норматив представительских расходов, рекламы и т. д.), учетные (учетные данные оперативной, бухгалтерской и статистической отчетности), аналитические (оценочные), которые определяются в ходе проведения анализа для оценки результатов.

 

Каждый показатель имеет свой определенный смысл и свое значение в аналитической работе. Экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа – от изучения первичных показателей до обобщающих.

 

III. ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Эластичность — это мера чувствительности одной переменной к изменению другой, или число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой переменной.

 

Виды эластичности:

тотечная эластичность;

дуговая эластичность;

 

Дуговой эластичностью называется эластичность между двумя точками линии спроса или предложения.

 

Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

 

Виды эластичности

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрёстную эластичность по цене 2-х товаров.

 

Эластичность спроса по цене

 

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.

 

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

- Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

- Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

- Консерватизм покупателей во вкусах;

- Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

- Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

 

Товары с эластичным спросом по цене:

-Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

-Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

-Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

 

Товары с неэластичным спросом по цене:

-Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

-Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

-Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

 

Точечная эластичность спроса по цене

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:
 
 эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.

 

В зависимости от этих показателей различают:

Совершенно неэластичный спрос объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса.
Эластичный спрос объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совершенно эластичный спрос объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня.

 

Дуговая эластичность спроса по цене

В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:
 
где и — средние значения соответствующих величин.
То есть, при изменении цены от до и объёма спроса с до , среднее значение цены будет составлять ,а среднее значение спроса

 

 

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

Она зависит от следующих факторов:

-Значимость товара для бюджета семьи.

-Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

-Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:
 
 эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям приведена в следующей таблице:

Нормальное (полноценное) благо Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.
Предмет роскоши Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход.
Товар первой необходимости Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз.
Неполноценное (низшее) благо Объём спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.
Нейтральное благо Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода.

Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие содержит оба условия, и , и .

Перекрёстная эластичность спроса[править | править исходный текст]

(cross elasticity of demand)

Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)[1].

где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под и подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар () в ответ на изменение цены другого товара ().

В зависимости от значений, принимаемых переменной , различают следующие связи между товарами и :

Товары субституты Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка.
Комплементарные блага Потребители теоретически не могут изменить потребление товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример — это ноутбуки и комплектующие к ним.
Независимые друг от друга товары Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: