6.1. На земельном участке, принадлежащем гражданину Арсеньеву на праве собственности, стоит его гараж. Соседний участок занимает семья Борисовых. Они строят на своем участке новый дом, а все строительные материалы сгружают и складывают рядом с гаражом Арсеньева. В результате Арсеньев не может пользоваться своим гаражом, т.к. из-за груды материалов подъехать к нему невозможно.
С каким иском может обратиться в суд Арсеньев?
6.2. Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан России.
Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы?
7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
Перевод латинского и греческого термина | Общественные явления | Термины и их значения |
«Установление» | Религия | |
«Благодать» | Личность | |
«Связка» | Идеология | |
«Отданная назад» | Доход | |
«Неожиданный» | Мышление |
Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л. Эйлера.
Понятия могут быть
АВ
1. Равнозначными: квадрат (А) есть равносторонний прямоугольник (В).
В
А
2. Пересекающимися: спортсмены (А) и студенты (В).
А
3. Подчиненными: рыба (А) и щука (В).
С
В
4. Соподчиненными: сосна (А) и береза (В) – это деревья (С).
В
А
С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:
Неработающий пенсионер (А), член клуба филателистов (В), министр (С), государственный служащий (D), член политической партии (Е).
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!
«Как для ____ нужна добродетель, а для монархии ____ так для ____ правительства нужен ____. В добродетели оно не нуждается, а ____ была бы для него опасна. Безграничная власть ____ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве ____, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство ____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ____. Но если в ____ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____ – единственное движущее начало этого образа ____ – исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)
1. Республика. 2. Демократия 3. Умеренный. 4. Прогрессивный. 5. Выбор. | 6. Достоинство. 7. Страх. 8. Произвол. 9. Реакционный. 10. Преобразование. | 11. Революция. 12. Честь. 13. Тирания. 14. Правление. 15. Деспотический. | 16. Консервативный. 17. Государь. 18. Мораль. 19. Закон. 20. Судебный. |
Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.
1. «Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение». (Мифы и легенды Древней Греции)
2. «Ей в приданое дано было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело;
Говорить оно умело;
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3. «Но странная из солнца ясь
струилась, - и степенность
забыв, сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то, про это говорю,
Что- де заела РОСТа,
а солнце:
«Ладно, не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
Светить легко?
- Поди, попробуй! –
А вот идешь –
Взялось идти,
Идешь – и светишь в оба!».
(В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)
4. «- Береги себя. Возьми. Не знаю в какого бога ты веришь, но это всем помогало…
На черном шнурке покачивалась каменная фигурка, вроде бы изображавшая человека, но настолько окатанная, словно бы оплавленная временем и прикосновениями бесчисленных рук, что не понять уже, кого она в незапамятные годы изображала.
- Повесь на шею.» (А. Бушков «Рыцарь из ниоткуда»)
5. «Царь-девица говорит:
«Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй – водой вареной,
А последний молоком,
Вскипятя его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
и красавцем учиниться –
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке…»
(П. Ершов «Конек-горбунок»)
6. «Василисе всегда помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою. Зато Василиса, сама бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером как все улягутся, она запрется в чуланчике и потчевает ее приговаривая:
- На, куколка, покушай, моего горя послушай!» («Василиса Прекрасная», русская народная сказка)
7. «И к бобрам с улыбкой хитрой
Обратился По-Пок-Кивис:
«О друзья мои! Покойно,
Хорошо у вас в вигвамах!
Все вы опытны и мудры,
Все на выдумки искусны,
Превратите же скорее
И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)
8. «На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице. Ударился об пол и явился перед девицей прекрасным царевичем. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают:
- С кем это ты сестрица разговариваешь? А ну отопрись!
Царевич ударился об пол – и сделался перышком». («Перышко Финиста ясна сокола», русская народная сказка)
9. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
Магия | |||
Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина.
11.1.
Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет _______. (У. Шекспир)
11.2.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним __________.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый. (А.С. Пушкин)
Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.
«Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1), одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде «Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смита — необходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этом Смит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5), согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, что труд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смит разделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8)
13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.
- Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)
- Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)
- Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)
- Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич )