Какой сценарий наиболее вероятен




Консервативный проект и университетский этос

… Изменения, которые происходили в России буквально в последние два года, можно интерпретировать как отказ от линии европейского демократического развития и переход к другому социально-политическому формату. В стране набирает силу консервативный проект, ценностные ориентиры которого плохо совмещаются с…идеей университетского образования.

[на лицо противоречие, как следствие] Проблемой для страны является отсутствие привлекательного образа будущего или, как любят говорить политики, национальной идеи.

Вне привлекательного образа будущего наука и образование теряют свою энергетику, снижаются их социальная значимость и статус, они превращаются в утилитарные структуры, обслуживающие сиюминутные интересы власти, бизнеса и населения.

[НО] С другой стороны, российскую ситуацию можно рассматривать как некоторый исторический зиг-заг, который создает возможность альтернативного пути развития через оформление консервативной идеи, создание глобального консервативного интернационала.

 

Просвещение-2: инструмент лидерства

В период масштабной индустриализации ключевым фактором развития – человеческим капиталом – были ученые, инженеры… В последние десятилетия … формируется новый социально-экономический уклад

и новые запросы к институтам… новые качества человеческого капитала.

  • креативность
  • мобильность
  • самоопределение

– способность рефлексивно относиться к существующим культурным, социальным нормам и своей собственной деятельности, готовность ставить и удерживать собственные цели, способность поддерживать высокий уровень самоорганизации и работоспособности.

 

В этой ситуации высшая школа получает шанс вновь стать высоко значимым институтом общества, обновив цели и сверхзадачи своей деятельности…

 

Просвещение-2 может сделать массовыми исследовательскую, проектную и управленческую компетентности людей...

 

В чем заключается главный риск для высшей школы?

Да, она может стать лидером новой «просвещенческой волны», однако может попасть и в аутсайдеры, если будет консервировать содержание и формы когда-то очень востребованного образования.

СУТЬ ВЫЗОВА, брошенного Высшего образования: деятельность, которую осуществляли эти научно-образовательные институты, начинают перехватывать другие социальные институции:

  • распространение знаний - интернет;
  • формирование ценностей - СМИ, кино и реклама;
  • креатив - бизнес;
    воспроизводство стилей жизни – соц.сети и неформальные сообщества;
  • исследование - «фабрики мысли».

 

 

Как на Вызов реагируют разные страны?

1) Ряд стран Африки, Азии, Латинской Америки находится в доиндустриальной фазеь … и им не до того…

2) В новых глобальных центрах индустриального производства – это Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, страны Юго-Восточной Азии – интенсивно формируются системы образования, соответствующие фазе быстрого индустриального развития… правительства этих стран нацелены на достижение регионального лидерства в высшем образовании и на экспорт профессионального образования.

3) страны ОЭСР (ЕС, Япония, США и другие) начинают разворачивать проект Просвещение-2. для удержания социально-экономического, политического и технологического лидерства они сосредоточенны на формировании г лобального «интеллектуального насоса», экспорт элитного образовании, на формирование стандарты развития, используют результаты цифровой революции для появление новых глобальных университетов.

И если изобретение книгопечатания позволило создать массовое образование для индустриальной эпохи, то цифровая революция предоставляет новые возможности для постиндустриального общества.

Новый передел мира?

начинают складываться и новые образовательные ареалы, основой которых станет единство (родственность) языков и культур. Наиболее мощными образовательными ареалами будут европейско-американский англоязычный, китайский, испано-латиноамериканский, арабо-исламский.
В каждом выделится страна-лидер (или группа стран), экспортирующая высшее образование. …Процесс формирования образовательных ареалов действительно может вызвать острую межцивилизационную конкуренцию.

Сценарии для России

Для России крайне важной задачейстанетформирование русскоязычного образовательного ареала на основе распространения русского языка и традиционных социально-экономических связей со странами Азии и Кавказа (бывшими республиками Советского Союза). В этих странах будет наблюдаться значительный прирост молодого населения, что сделает для них актуальной трудовую и образовательную миграцию. Мы можем или использовать эти процессы, или упустить этот шанс

При развитии стагнационного (слабого) сценария потенциальные участники русскоязычного ареала будут втягиваться в англоязычный и китайский образовательный ареалы. И тогда Россия может остаться за бортом международного разделения образовательного рынка.

Модернизационный (сильный) сценарий должен сопровождаться развитием сети представительств и филиалов российских вузов в странах СНГ и странах, ранее входивших в социалистический блок, развитием качественного дистанционного образования, появлением качественных учебников на русском языке.

 

…ситуация в высшем образовании России будет определяться конкуренцией

четырех сценариев:

1) «Сырьевое будущее»;
2) «Догоняющая модернизация»;
3) «Локальное лидерство»;
4) «Когнитивное общество».

Они подробно и пошагово характеризуются в нашем исследовании, в рамках интервью я затрону лишь основные черты этих сценариев.

  • «Сырьевое будущее » (пм: если потребительская установка в обществе сохранится). Бизнес ориентирован на импорт новых технологий и оборудования, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов. Продолжение утечки мозгов. В образовании: консервация содержания и форм образования, сохранение имитации и фальсификации процесса и результатов образования. Вхождение в Болонский процесс (???). Оптимизация сферы высшего образования. Выделение группы элитных университетов (10-20), интегрированных в мировые образовательные и исследовательские сети.
  • «Догоняющая модернизация ». В экономике и обществе: модернизация перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, ориентированной на импортозамещение… В образовании: подготовка востребованных кадров для промышленности и сферы услуг... Поддержка государством группы предпринимательских университетов...
  • «Локальное лидерство ». В экономике и обществе: ускоренное развитие отдельных высокотехнологичных отраслей экономики (IT, нано-, биотехнологии). Технологическая модернизация промышленности. Высокий спрос на квалифицированные кадры, фундаментальные и прикладные исследования для высокотехнологичных отраслей экономики. Создание инновационной системы для конкурентоспособных направлений. В образовании: содержательная реформа образования – сокращение имитации и фальсификации образования, развитие проектной и предпринимательской компоненты образования. Выделение группы ведущих университетов… – центров интеграции образования, науки и инноваций.
  • «Когнитивное общество ». В экономике и обществе: расширение гражданских свобод, повышение гражданской и инновационной активности в обществе. Глубокая организационная и технологическая модернизация отраслей экономики и социальной сферы. Интеллектуализация процессов в управлении, производстве и социальной сфере. Формирование ядер «когнитивной экономики». В образовании: снижение роли образовательной бюрократии, формирование сети лидерских групп и метауниверситетских профессиональных сообществ. Реализация масштабных общественно-государственных программ по формированию «когнитивного общества». Переход к массовому формированию основ исследовательских, проектных, управленческих компетенций. Появление крупных региональных университетских комплексов – интеграторов образования, науки и инноваций (50-70 комплексов).

 

какой сценарий наиболее вероятен

– С точки зрения консерваторов (и в среднем всех экспертов), на данный момент доминирует сырьевая компонента экономики…При этом консерваторы считают, что это доминирование будет сохраняться, медленно сокращаясь, в течение ближайших двух десятилетий.

С точки зрения новаторов, ситуация доминирования сырьевого сценария была характерна для 2010 года, но уже к 2020 году его вклад будет немногим более одной трети, а к 2030 году станет минимальным и составит примерно 20 процентов. Одновременно к 2020 году будет происходить увеличение вклада «догоняющей модернизации», к 2030 году доминирующим сценарием станет «локальное лидерство».

7 критических ситуаций потери вузОМ своего статуса:

Ситуация 1. Сырьевая экономика = низкий спрос на исследования, утечка мозгов и пр.

Ситуация 2. Проигрыш конкуренции корпоративными исследовательскимцентрам, корпоративным университетами, зарубежным вузами в области разработок, инноваций, подготовки кадров.

Ситуация 3. Существенно изменяется группа потребителей высшего образования – в ней преобладают взрослые люди, появляются мигранты.

Ситуация 4. Модернизация образования и науки ограничивается мегаполисами …и деградации образования в регионах.

Ситуация 5. Снижается качество школьного образования. Высшая школа вынуждена дотягивать слабых абитуриентов до нормального уровня.

Ситуация 6. Массово внедряются технологии усиления интеллекта, формируется внеуниверситетская образовательная среда.

Ситуация 7. Резко ускоряется технологическое развитие, изменяется объем и структура занятости населения.... Переходят к корпоративным университетам.

наибольшую угрозу для высшей школы представляют две – это критически низкое качество абитуриентов (ситуация 5) и стагнация высшего образования и науки в условиях «сырьевого» сценария экономического развития (ситуация 1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: