Тема 5. Использование моделей компетенций
При деловой оценке персонала
Сущность деловой оценки персонала
Оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.
Оценка работников является одним из важнейших направлений управления персоналом, так как именно ее результаты являются основой для принятия решений о продвижении, поощрении, обучении, увольнении работников.
Оценка персонала – процесс многоцелевой (Рисунок). С одной стороны она должна быть ориентирована на развитие профессионального и личностного потенциала работника, с другой стороны, обеспечивать эффективное решение стоящих перед организацией задач и поддерживать гармоничное состояние внутриорганизационной среды.
Рисунок – Оценка персонала
Оценка персонала может включать:
• периодическую аттестацию персонала;
• оценку результатов работника или возглавляемого им коллектива;
• оценку потенциальных способностей;
• социально-психологическую оценку;
• оценку на основе изучения длительного периода трудовой деятельности и оценку результатов деятельности сотрудника в какой-то момент времени;
• комплексную оценку деятельности во всем объеме выполняемых функций и локальную оценку какой-либо функции или стороны деятельности;
• самооценку, оценку работника коллегами по работе, оценку подчиненного руководителем (оценка «сверху»), оценку руководителя подчиненными (оценка «снизу»).
Традиционный способ оценки персонала в отечественных компаниях – это аттестация. К сожалению, за годы своего существования она приобрела репутацию «сбора компромата для увольнения», хотя этот методы при правильном использовании может дать полезные результаты.
В отечественной практике широко применялись такие понятия как элемент квалификации и профессионально важное качество. Они рассматривались как отдельные единицы, с помощью которых оценивалась способность человека выполнять определенную работу или круг профессиональных заданий. Результатом такой оценки было определение уровня квалификации, степени профессионального соответствия, сформированности трудовых навыков и умений работника.
В конце 1970-х гг. возросла потребность в оценке сотрудников, занимающихся разными видами умственного труда и, в первую очередь, управленческой деятельностью. В практике оценки персонала стал чаще использоваться термин «элемент квалификации ».
С расширением спектра оцениваемых профессионально важных качеств, включая особенностей личности работника возникла необходимость во введение нового понятия, позволяющем определить «готовность человека к эффективному выполнению определенной работы» - «компетенция».
Компетентностный подход предоставляет широкие возможности для описания профессиональных и личностных аспектов, которые нужны для достижения высокого уровня эффективности организации в целом. Появляется возможность сконцентрировать внимание на ключевых аспектах личностных и деловых качеств, влияющих на результат, при этом сохраняется возможность использовать понятие компетентности для описания тех знаний и умений, которые ожидаются от работников для эффективного выполнения ими своих обязанностей.
При проведении оценки персонала учитывается соответствие требований, объективно предъявляемых к выполнению определенного рода деятельности (компетенции должности), к возможностям конкретного специалиста удовлетворять им по следующим направлениям:
1. Мотивы – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; или тип трудовой мотивации – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2. Черты личности – устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида;
3. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению;
4. Ценностные ориентации – социальные ценности, которые входят в психологическую структуру личности как ценности личностные и являются одним из источников мотивации;
5. Профессиональные компетенции, знания – совокупность сведений, технико-технологических познаний в какой-либо области;
6. Концептуальные компетенции – способность к анализу ситуации, построению схем, моделей, программ из существующих и самостоятельно собранных данных;
7. Коммуникативные или социальные компетенции, преимущественно связанные со способностью к общению и руководству людьми;
8. Поведенческие навыки, нормативность – установление и поддержание определенных стандартов поведения, отклонения то которых негативно влияет на эффективность работы и имидж организации;
9. Социальные роли – это заданные условия и рамки в социальном поведении, которые определяют действия человека как члена различных команд и рабочих групп.
При оценке персонала, следует выделять лишь те ключевые компетенции, которые действительно позволяют отличать высококлассного исполнителя от среднего и тем более плохого работника. Из этого вытекает необходимость сначала определять критичные компетенции для развития организации, бизнеса. Затем необходимо выявить характерные компетенции, необходимые для управления отделом или проектом. В итоге для каждой должностной позиции (или группы должностей) разрабатывается карточка, с которой удобно работать и HR-специалистам и линейным менеджерам (Таблица 1).
1. | Должность | Руководитель проекта |
Функция | Анализирует информацию и отвечает за своевременность внесения изменений в расстановку приоритетных проектов | |
Область компетенций | Стратегическое мышление, нацеленность на результат, развитие команды | |
Метод диагностики | Интервью, кейс-стади |