Особенности допроса несовершеннолетних




Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей

и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом,

социально-демографическими, нравственно-психологическими

особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать

событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание

лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное

эмоциональное впечатление.

Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при

определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и

событий.

Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты,

явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно

удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их

заинтересовали.

Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной

возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи

быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их

показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и

самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе,

боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

Поскольку перечисленные и другие особенности физического и

психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое

проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие

черты независимо от процессуального положения.

Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится

через законных представителей либо через администрацию по месту его

работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это

вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не

находящегося под стражей, производится через его законных

представителей, а если несовершеннолетний содержится в

специализированном учреждении для несовершеннолетних, через

администрацию этого учреждения (ст. 424 УПК РФ).

Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка

адресуется законному представителю несовершеннолетнего с указанием

его фамилии, имени и отчества.

Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не

отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что

свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не

предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи

показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении

процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему

следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191

УПК РФ).

Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления

документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в

допросе законные представители, которые сообщают следователю

необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях

несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или

обвиняемым.

На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь

должен установить психологический контакт с допрашиваемым.

Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса:

свободного рассказа и ответов на вопросы.

Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме

свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ

несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От

следователя в данном случае требуется умение применять тактические

приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять

нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не

допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ

несовершеннолетнего в нужное русло.

Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего

имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки

уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает

интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой

стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального

положения допрашиваемого.

Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные,

неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и

напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными,

четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать

терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на

показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с

которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией

демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание

определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое

воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не

соответствующих действительности показаний. При постановке

детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние

запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью

устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным.

Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата,

основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к

тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.

Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной

объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и

поэтому эффективным способом получения более полных и точных

показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он

воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо

дать показания.

В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего

следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню

психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний,

употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту

подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе

свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие

признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает

показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить,

кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал

обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти

обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему

кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает

заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины

(чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.)

и с учетом установленных обстоятельств, применять тактические приемы,

направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на

допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые

тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения

или переубеждения.

Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания

несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и

субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность

внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы,

обстановка восприятия события и т. д.). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность,

следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты

органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы,

которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание

свидетелем того или иного события (факта, явления).

В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого,

впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается

применением такого тактического приема, как использование

положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает

постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных

следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной

практике встречается немало случаев, когда следователь, используя

смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества

несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, получает от них

полные и правдивые показания.

Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в

том необходимости на отрицательных сторонах жизни

несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило,

приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается

давать показания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: