О ЕВХАРИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ С ЕРЕТИКАМИ




Предварительно приведем общие сведения о том, что именно заключает в себе понятие о молитвенно-евхаристическом общении с церковным иерархом. Оно подразумевает: 1) признание над собой духовной власти того, кто поминается в качестве канонической главы; 2) теснейшую органическую связь с тем, чье имя возносится за богослужением; 3) соучастие; причем, если имеет место ересь, то происходит причастие ереси, независимо от личной позиции (ведь Церковь ― это единое Тело Христово, где нельзя отделить один член от другого и где все ответственны за всех. Равно и все те, кто считают еретика истинным епископом, кто участвуют в богослужениях прихода, где поминается еретик, кто находится в евхаристическом общении с ним ― те, согласно церковным канонам, разделяют его ересь и понесут ответ за нее). Оградиться от ереси невозможно, оставаясь в общении с еретиками. (Если бы было иначе, православному верующему можно было бы причащаться и у католиков, и у иных еретиков.) Согласно каноническим правилам Православной Церкви, все, общающиеся с отлученными, должны быть сами отлучены (Апост.10,11; Антиох. 2; Вас.Вел. 88).

Святитель Иоанн Златоуст объявил врагами Божиими не только еретиков, но и вступающих в общение с ними. Он назидал: “Если начальствующий лукав по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба”.

Святитель Григорий Богослов определил, что еретическое причащение «заражает глубины души»; преподобный Феодор Студит указывал, что оно ― “не простой хлеб, но яд, очерняющий и омрачающий душу”. Преподобный Феодор писал также: “Кто уклоняется от причастия по причине ереси, то это правильно. Ибо причащение от еретика или явно осужденного за его жизнь отчуждает от Бога и предает дьяволу. […] Избегай всякого общения с еретиками, как яда змеиного, ― убеждал он. ― Не падай, не предавай Истины, чтобы не предать Христа”, ибо “общение с ересью отлучает от Бога” и “еретический хлеб, приводя причащающихся его в общение друг с другом, делает их одним телом, противным Христу”. “…Действительно, брат, это бездна и сеть дьявола. Попавшего в эту сеть общение с еретиками отлучает от Христа и отгоняет далеко от стада Господня. Каково различие света и тьмы, таково же и православного Причащения от еретического общения. Первое просвещает, второе ― омрачает; одно соединяет со Христом, другое ― с дьяволом; одно оживляет душу, другое ― убивает. Ты хорошо делаешь, что стремишься к Источнику жизни, а не черпаешь из смертоносной чаши нечестия, конец которого ― вечная погибель”. “Всякий, причащающийся или участвующий в ядовитом хлебе, не есть ли отступник от Христа, отверженный, нечестивый, если он не обратится назад через покаяние (причем подразумевается особая покаянная дисциплина). Такова истина; за нее мученики были убиваемы и терпели все, не отступая от нее”. В ответ на многочисленные возражения Преподобный восклицал: “Никто, даже Ангел, не убедит меня думать иначе!”.

Святитель Василий Великий говорит: “Если кто притязает исповедовать вполне православную веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями”.

Преподобный Иосиф Волоцкий наставлял: “Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели”.

Преподобный Феодор особо отмечает, что “отнюдь не должно входить для молитвы в храмы, оскверненные священниками, вступившими в общение с ересью. Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел, хранитель тех мест, по словам Великого Василия; и такой храм стал обыкновенным домом. И не войду,― говорит псалмопевец, ― в собрание лукавых (Пс.25:5)”.

Иные же утверждают: “Непременно надо ходить в храмы! Мы не должны их отдавать!”. Но святой Феодор возражает: “…Есть, как я слышу, и такие, которые принадлежат к разряду падших, ― имена которых охотно пройду молчанием,― и, однако, говорят, что им не нужно раскаиваться в этом и что они хорошо поступали. Ибо этим, говорят они… храмы остались неприкосновенными. О слепота! О богоборство! Христос отвергнут… и архиепископ подвергся гонению… А ты, несчастнейший, попав в душепагубное общество и оставаясь в зараженном месте,― именно так, а не в монастыре,― говоришь, что поступаешь хорошо, и по-иудейски насмехаешься над теми, кто носит Христа, или лучше сказать ― над Самим Христом, ради Которого они страдают? А какой спас ты храм, осквернив храм Божий ― себя самого? Каких сохранил ты братий, растлив их заразой своего общения?.. Ты ― соблазн миру, пример отступничества, увлекающий к погибели, плоть, а не дух, омрачитель, а не светильник. Это говорит сама истина таким нечестивцам… […] Не говори мне, что таким образом были сохранены церкви. Все это не могло быть спасено иначе, как изменой истинному исповеданию. Что за польза от того, если мы сами, являвшиеся и называющиеся храмом Божиим, стали непотребными, а бездушные дома постарались сохранить? […] Пусть погибает весь видимый вещественным мир, главное ― избежать верной погибели души, которой подвергается тот, кто выставляет такие предлоги”.

Подвижник благочестия, выдающийся духовный писатель Сергей Александрович Нилус в письме к Л.А. Орлову замечал: “Пока есть храм Божий не от ‘церкви лукавнующих’, ходи, когда можно в церковь, а нет ― молись дома… Скажете: а причащаться где? у кого? Отвечу: Господь укажет, или же Ангел причастит, ибо в церкви лукавнующих нет и не может быть Тела и Крови Господних”.

В ответ на возражение иных о том, что в храмы можно ходить, пока в Символ веры не внесены текстуальные изменения, приведем рассуждение преподобного Феодора о том, как надлежит относиться к тому, что православные молитвы читаются еретиками: “Ведь они мыслят не так, как составитель молитвы, и не веруют в самый смысл ее слов. Хотя на словах и признают, но на деле отрицают. […] Неужели мы скажем, что такой верует?.. Ни в каком случае, хотя бы он это и утверждал. Точно так же и в данном случае: он верует не так, как говорит… Но хотя бы и тот исповедал Символ веры, и другой молился за богослужением, он, скорее, оскорбляет Литургию и издевается над ней”. Следует понять: когда изменят текст Символа веры, тогда народ УЖЕ БУДЕТ обременен многими изменами Христу и Его правде. На духовном уровне Символ уже изменен: извергнут смысл слов “…во Единую… Соборную и Апостольскую Церковь”, остался лишь выхолощенный текст.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: