Философско-правовой иррационализм.




Во второй половине XIX в. возникает философско-правовой иррационализм.Он появился в противовес позитивизму, стремившемуся превратить право в систему знаний о голых фактах без учета человеческих эмоций, мотивов, ценностных установок, Иррационализм делал упор не на естественные науки, логику, разум, а на человеческую психику, эмоцио­нальную сторону жизни, которые с трудом поддаются рацио­нальному анализу.

Одним из первых представителей этого направления был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860). Ис­ходный тезис Шопенгауэра — человек обречен на страдание. Причиной тому является вечное стремление к жизни. Такое стремление — частный случай проявления мировой воли.

В философско-правовом отношении в учении Шопенгауэ­ра интересна, прежде всего, концепция свободы. Он выделял три основных подвида свободы: физическую — отсутствие всякого рода материальных препятствий для совершения поступков в соответствии с волей человека; интеллекту­альную — реакция воли человека на предоставленные раз­умом мотивы, побуждающие к действию (примечательно, что Шопенгауэр допускал ненаказуемость преступлений, совершенных в состоянии безумия, бреда или алкогольно­го опьянения; закон — это принуждающий мотив в виде угрожающих наказаний за противоправный мотив человека, если же человек совершил деяние по незнанию и не мог предвидеть его последствия, значит, он был интеллектуаль­но несвободен, и не подлежит наказанию[4]); моральную — основана на хотении, «сообразный с волею»[5]. Моральный подвид проявляется в следующей форме: я могу делать то, что хочу, но я не в силах хотеть, если противоположный мотив сильнее моего хотения. Возникают такие явления, как вина и ответственность. Именно ответственность характеризует наличие моральной свободы.

Следовательно, делает вывод А. Шопенгауэр, всякий по­ступок человека определяется двумя факторами — характером человека (его индивидуальной волей) и мотивом.

Шопенгауэр выступал против «холодности», «логично­сти», «педантизма», «формализма», «бессодержательности» философско-правовых учений И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Он в книге 4 § 62 работы «Мир как воля и как представление» характеризовал «Метафизику нравов» (немецкие кантоведы назвали ее просто «Reehtslehre» — «Учение о праве») как «про­изведение малого ранга» и «очень плохую книгу». Шопенгау­эр не находил в ней ничего, кроме «удивительного сплетения взаимообусловленных заблуждений»[6].

Как видим, представители классической немецкой филосо­фии и Шопенгауэр прямо противоположно трактовали право, правовые отношения. Первые ратовали за роль разума в на­личном бытии права, второй — сердца, воли, переживаний, представлений.

Следует заметить, что многие философско-правовые идеи Шопенгауэра не беспочвенны. Значительная роль в право­применительном пространстве принадлежит правосознанию, в котором взаимодействует чувственное и логическое, рацио­нальное и иррациональное. Придавая огромное значение че­ловеческой иррациональности, Шопенгауэр, к сожалению, не понял великой идеи Канта о том, что запрет — это особое отношение государства к человеку, отношение к нему не как к средству, а как к цели.

К иррационалистическому направлению относится и учение Фридриха Ницше (1844—1900). Его «философия жизни» бази­руется на тезисе тяжести и бессмысленности бытия. Человек чаще встречается с ложью и несправедливостью, чем с правдой и справедливостью. В этом виновата христианская религия, которая провозглашает равенство людей, непротивление злу, покорность, любовь к ближнему и т.п. В действительности же, считал Ницше, справедливость наступит лишь с преодолением человеческой греховности и появлением нового человека. Со­временный для Ницше человек — это всего лишь «канат», на­тянутый между двумя берегами реки: один берег «животное», другой — «новый человек». В основе решения людских про­блем лежит «воля к власти». Эта воля не одинакова у людей: с одной стороны — это инстинкт, которым обладает каждая клеточка организма, а с другой — она способна к совершен­ствованию. Для последнего нужно очень многое: во-первых, сам человек, который должен иметь «душу ребенка», «вынос­ливость верблюда» и «силу льва», во-вторых, новые ценности и идеалы, формирующие волю «нового человека»; в-третьих, особая система права, преодолевающая условия, которые сде­лали человека не только «солью земли», но и «потом земли» и «гноем земли».

Философии Ницше присуща парадоксальность в постановке проблем, однако его философско-правовые воззрения недвус­мысленны: естественное право как право сильного с появле­нием нового человека станет правом каждого. Этого не хотела увидеть младшая сестра Э. Фестер-Ницше, когда исправила ру­копись работы брата «Воля к власти» в духе нацизма фашист­ской Германии. Этого не хотят видеть сегодняшние фашисты, объявляя Ницше своим идеологом.

Таким образом, философско-правовая мысль XIX в. явля­ется плюралистичной, в ней переплетены концепции и идеи разных философско-правовых систем, компилятивно сочетают­ся установки идеализма и материализма, рационализма и ир­рационализма, она содержит величайшие догадки и не менее великие ошибки.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: