Во второй половине XIX в. возникает философско-правовой иррационализм.Он появился в противовес позитивизму, стремившемуся превратить право в систему знаний о голых фактах без учета человеческих эмоций, мотивов, ценностных установок, Иррационализм делал упор не на естественные науки, логику, разум, а на человеческую психику, эмоциональную сторону жизни, которые с трудом поддаются рациональному анализу.
Одним из первых представителей этого направления был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860). Исходный тезис Шопенгауэра — человек обречен на страдание. Причиной тому является вечное стремление к жизни. Такое стремление — частный случай проявления мировой воли.
В философско-правовом отношении в учении Шопенгауэра интересна, прежде всего, концепция свободы. Он выделял три основных подвида свободы: физическую — отсутствие всякого рода материальных препятствий для совершения поступков в соответствии с волей человека; интеллектуальную — реакция воли человека на предоставленные разумом мотивы, побуждающие к действию (примечательно, что Шопенгауэр допускал ненаказуемость преступлений, совершенных в состоянии безумия, бреда или алкогольного опьянения; закон — это принуждающий мотив в виде угрожающих наказаний за противоправный мотив человека, если же человек совершил деяние по незнанию и не мог предвидеть его последствия, значит, он был интеллектуально несвободен, и не подлежит наказанию[4]); моральную — основана на хотении, «сообразный с волею»[5]. Моральный подвид проявляется в следующей форме: я могу делать то, что хочу, но я не в силах хотеть, если противоположный мотив сильнее моего хотения. Возникают такие явления, как вина и ответственность. Именно ответственность характеризует наличие моральной свободы.
Следовательно, делает вывод А. Шопенгауэр, всякий поступок человека определяется двумя факторами — характером человека (его индивидуальной волей) и мотивом.
Шопенгауэр выступал против «холодности», «логичности», «педантизма», «формализма», «бессодержательности» философско-правовых учений И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Он в книге 4 § 62 работы «Мир как воля и как представление» характеризовал «Метафизику нравов» (немецкие кантоведы назвали ее просто «Reehtslehre» — «Учение о праве») как «произведение малого ранга» и «очень плохую книгу». Шопенгауэр не находил в ней ничего, кроме «удивительного сплетения взаимообусловленных заблуждений»[6].
Как видим, представители классической немецкой философии и Шопенгауэр прямо противоположно трактовали право, правовые отношения. Первые ратовали за роль разума в наличном бытии права, второй — сердца, воли, переживаний, представлений.
Следует заметить, что многие философско-правовые идеи Шопенгауэра не беспочвенны. Значительная роль в правоприменительном пространстве принадлежит правосознанию, в котором взаимодействует чувственное и логическое, рациональное и иррациональное. Придавая огромное значение человеческой иррациональности, Шопенгауэр, к сожалению, не понял великой идеи Канта о том, что запрет — это особое отношение государства к человеку, отношение к нему не как к средству, а как к цели.
К иррационалистическому направлению относится и учение Фридриха Ницше (1844—1900). Его «философия жизни» базируется на тезисе тяжести и бессмысленности бытия. Человек чаще встречается с ложью и несправедливостью, чем с правдой и справедливостью. В этом виновата христианская религия, которая провозглашает равенство людей, непротивление злу, покорность, любовь к ближнему и т.п. В действительности же, считал Ницше, справедливость наступит лишь с преодолением человеческой греховности и появлением нового человека. Современный для Ницше человек — это всего лишь «канат», натянутый между двумя берегами реки: один берег «животное», другой — «новый человек». В основе решения людских проблем лежит «воля к власти». Эта воля не одинакова у людей: с одной стороны — это инстинкт, которым обладает каждая клеточка организма, а с другой — она способна к совершенствованию. Для последнего нужно очень многое: во-первых, сам человек, который должен иметь «душу ребенка», «выносливость верблюда» и «силу льва», во-вторых, новые ценности и идеалы, формирующие волю «нового человека»; в-третьих, особая система права, преодолевающая условия, которые сделали человека не только «солью земли», но и «потом земли» и «гноем земли».
Философии Ницше присуща парадоксальность в постановке проблем, однако его философско-правовые воззрения недвусмысленны: естественное право как право сильного с появлением нового человека станет правом каждого. Этого не хотела увидеть младшая сестра Э. Фестер-Ницше, когда исправила рукопись работы брата «Воля к власти» в духе нацизма фашистской Германии. Этого не хотят видеть сегодняшние фашисты, объявляя Ницше своим идеологом.
Таким образом, философско-правовая мысль XIX в. является плюралистичной, в ней переплетены концепции и идеи разных философско-правовых систем, компилятивно сочетаются установки идеализма и материализма, рационализма и иррационализма, она содержит величайшие догадки и не менее великие ошибки.