Стандартизация и сертификация.




Сущность и качество

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять заявленное требование. Объект – продукция, услуга, деятельность, и т.п. Продукция – это результат деятельности. Товар – любая вещь, свободная и отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Услуга – это деятельность поставщика и потребителя с целью удовлетворить потребности потребителя. Потребности. Существует иерархия потребностей: физиологические; потребность в безопасности (удовлетворяется с помощью обязательной сертификации продукции); эстетические. Характеристики. Бывают количественные, качественные. Показатель качества – это количественная характеристика свойств объекта, призванных удовлетворять заявленные требования.

Характеристики требований к качеству: требование к назначению (устанавливает свойство продукции, определяющее её основные свойства); устанавливает требования к материалам и сырью; требования к взаимозаменяемости и совместимости; требования эргономики (приспособлен к телу человека); требование ресурса сбережения (требование к экономичному использованию материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов.); технологичность (способность продукции выполнять свои функции с минимальными затратами); эстетическое требование. Продукция, на которую установлены требования по безопасности для жизни, здоровья, имущества человека, а также без вредности для окружающей среды, подлежат обязательной сертификации. Оценка качества – это систематическая проверка того, насколько объект удовлетворяет заявленным требованиям. Основной метод оценки качества состоит из контроля: получение информации об объекте, сравнение полученной информации с требуемыми значениями. Контроль качества может производиться: с помощью измерения; анализ продукции, в том числе материалов и сырья; испытания (стендовые, полигонные, натурные). Для измерений используются лаборатории. В последнее время сами лаборатории подвергаются испытаниям. Подтверждение работоспособности лаборатории называется аккредитацией.

Основы стандартизации

Сущность стандартизации. АБВББАББВБ

Этапы стандартизации:

1) Выбирается объект стандартизации. Наиболее часто встречающийся этап (Б). Стандартизации подвергается не сам объект, а его свойства.

2) Модель Б (Формат, №, материал...)

3) Оптимизация полученной модели.

4) Стандартизация полученной оптимальной модели (издается правовой документ, на основании которого везде должен применяться оптимальный вариант). В результате повсеместного применения оптимального предмета, большой экономический или другой эффект.

Нормативные документы по стандартизации (НД) – это документы, устанавливающие общие правила и характеристики относительно различных видов деятельности и их результатов. НД бывают:

1) стандарты, это норм документы, принятые на основе возражений, по большинству основных вопросов у заинтересованных сторон (потребителя и поставщика). Стандарты бывают различных типов.

2) Правила. НД, устанавливающий обязательные правила организационно-технические положения о порядке и методе выполнения работ.

3) Рекомендация. НД устанавливающий необязательные правила организационно-технические положения о порядке и методе выполнения работ.

4) Нормы – это положения, устанавливающие количественные и качественные характеристики.

5) Регламент

Регламент – это документ, содержащий обязательные правовые положения. Технический регламент – регламент, определяющий качество продукции и связанные с ним процессы. К техническим регламентам относятся: законодательные акты, постановления правительства, госстандарты, СНиП, СанПин.

1) Цели, принципы, и функции стандартизации: безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества человека, окружающей среды.

2) Безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных, техногенных катастроф, и других ЧС.

3) Обороноспособность и мобилизационная способность страны.

4) Техническая и информационная заменимость и взаимозаменяемость.

5) Единство измерений.

6) Качество продукции, работ и услуг должно соответствовать текущему развитию науки и техники.

7) Экономия всех видов ресурсов.

Принципы стандартизации:

1) Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих производящих, и потребляющих продукцию. Участники работ должны найти общее мнение по большинству работ.

2) Системность и комплексность стандартизации. Системность – рассмотрение каждого элемента как части более сложной системы. Комплексность предполагает взаимозаменяемость элемента.

3) Динамичность и опережающее развитие стандартов. Так как утверждение стандартов занимает некоторое время, то они опираются на предполагаемые будущие результаты науки и техники, с учетом темпов их развития.

4) Эффективность стандартизации. Эффективность выражается экономически (увеличение КПД, сокращение капиталовложений, сокращения количества персонала...), или социально (улучшение качества питания, снижения выбросов, улучшение медицинских препаратов).

5) Приоритетность разработки стандартов, определяющих безопасность, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

6) Принцип гармонизации – идентичность документов, созданных в одной области в разных местах.

7) Четкость формулировок, положений, стандартов. Отсутствий возможности двусмысленного трактования текста.

Функции:

1) Разумное сокращение излишнего многообразия объектов.

2) Охранная – обеспечение безопасности среды от созданной человеком продукции.

3) Ресурсосберегающая функция. Обусловлена ограниченностью всех видов ресурсов.

4) Коммуникативная функция, обеспечивает взаимообмен информацией в одной области.

5) Цивилизирующая функция направлена на улучшение качества и уровня жизни.

6) Информационная – создание нормадокументов, эталонов, каталогов.

7) Нормотворчества и правоприменение – направлена на создание рычагов для обязательного применения созданных стандартов.

Методы стандартизации

Метод стандартизации – это совокупность приемов, для достижения цели стандартизации.

Метод упорядочивания объектов стандартизации. Основной способ: сокращение излишнего многообразия. Результаты: каталоги, перечни объектов стандартизации. Метод 1.1 Систематизация. Направлен на классифицирование, ранжирование, группировку определенного набора продукции.

1.2 Селекция – деятельность в отборе такой продукции, которая признается целесообразной для дальнейшего производства и использования.

1.3 Симплификация – деятельность по такой продукции, которая признается нецелесообразной для дальнейшего производства и использования.

1.4 Типизация – деятельность по созданию типовых конструкций, деталей... В отличие от предыдущих пунктов, выбранная продукция подвергается некоторому изменению, направленному на повышение качества.

1.5 Оптимизация, то есть максимальное улучшение конструкции.

2 Параметрическая стандартизация. Параметр – количественная характеристика свойств объекта. Для объекта выделяют основные параметры, и вспомогательные параметры, которые с точки зрения потребителей роли не играют. Параметризации подвергаются основные параметры.

2.1 Статистический метод параметризации – текущее состояние многообразия параметров обрабатывается статистическими методами.

2.2 Создание параметрических рядов. Чаще всего используется в радиоэлектронной промышленности.

3 Унификация – деятельность по разумному сокращению числу типов деталей одного функционального назначения, базируется на всех предыдущих методах: создание параметрических и типоразмерных рядов, разработка унифицированных технологических процессов, разработка типовых изделий, ограничение целесообразным минимумом продукции, применяемой в промышленности. K = Чем К меньше единицы, тем лучше работает изделие.

4 Агрегатирование – создание сложного изделия, из множества простых, в различных их комбинациях.

5 Комплексная стандартизация - применение предыдущих методов, как к самому объекту, так и его составляющим, для получения наилучшего результата.

6 Опережающая стандартизация – чтобы стандартизированная продукция не оказалась морально устаревшей после выхода стандарта, на продукцию устанавливаются завышенные требования.

Государственная стандартизация РФ.

Начала становление 1992 году, и представляет собой четырех уровневую систему: техническое законодательство; госстандарты и общероссийские классификаторы; стандарты отрасли и стандарты инженерных обществ; стандарты предприятий и тех условия.

Органы и службы стандартизации РФ

Органы и службы – это организации, выполняющие стандартизацию на территории РФ. Органы – узаконенные организации, основная функция которых состоит в управлении по стандартизации (Госстандарт, Госстрой...). Органы выполняют свои функции либо непосредственно, либо через службы стандартизации. Технические комитеты по стандартизации – создаются на базе предприятий, имеющих большой опыт в определенной области. При округлении с инженерной точностью, кроме случая, когда число начинается на единицу, тогда остаются первые три значащие цифры.

 

Общая характеристика стандартов разных категорий.

1) Государственные стандарты (ГОСТ Р) имеют межотраслевое общее назначение.

2) Отраслевые стандарты (ОСТ). Пример ОСТ 50-98-93 шифр отрасли, номер, год издания.

3) Стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО). Пример СТО РОО 1001-95: область, регистрационный номер, год утверждения. Применяются СТО: новые продукции, испытания, технологии

4) Стандарт предприятия (СТП). Область действия: конкретное предприятие, утверждается руководителем, обязателен для применения.

Порядок разработки государственных стандартов:

1) Организация разработки

2) Разработка проекта стандарта (первой и последующих версий)

3) Разработка проекта стандарта окончательной версии, и подготовка его для утверждения.

4) Принятие и утверждение стандарта

5) Издание стандарта.

Для того, чтобы стандарты были актуальны, в них вносят корректировки:

1) Изменения – отмена, обновление или вставка отдельных разделов стандарта

2) Отмена стандарта

3) Пересмотр стандарта – разработка нового стандарта, взамен старого.

 

Технические условия (ТУ) – это нормативный документ, разрабатываемый на изделие или группу изделий. В отличие от стандарта разрабатывается в жатые строки. ТУ делаются на сувениры, галантерею...

Межгосударственная система стандартизации. Представителями бывшего СССР было подписано соглашение о том, чтобы признать разработанные стандарты СССР, как общую нормативную базу, эталоны СССР как общее достояние, необходимость двухсторонних соглашений при изменениях или пересмотрах стандартов. ГОСТ (старые стандарты до 1985 года).

Международная стандартизация служит для успешного экономического научно-технического взаимодействия потребителей и производителей различных государств. ИСО (iso) Во время сессии утверждаются разработанные стандарты, в период между сессиями работой ИСО руководит совет, разработкой стандартов руководит комитет (для каждой отрасли свой). Для больших отраслей, идет разбиение на подкомитеты. Окончательные исполнители – рабочая группа. Существует за счет дотаций, и применения созданных стандартов. Основная цель стандартов ИСО: улучшение взаимозаменяемости в максимально возможного количества предметов. Применение стандартов ИСО необязательно, но рыночная экономика диктует их применение. Результаты ИСО: система СИ, метрическая система резьбы, стандарты на размеры упаковок и контейнеров...

Международная электротехническая комиссия (МЭК) – стандарты в области электротехники и электроники. Европейская экономическая комиссия ООН – стандарты в области безопасности транспортных средств. Международная торговая палата, занимается унификацией торговой документации. Объединенный комитет экспертов ФАО/ВОЗ (ООН) по вопросам продовольствия и сельского хозяйства. ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения, занимается стандартами на пищевые продукты и гигиенические процедуры.

Применение международных стандартов в отечественной практике. Три метода применения:

1) Метод «обложки». Российский стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта. Меняется только маркировка. ГОСТ Р ИСО 9591-93.

2) Российский стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта, с корректировками на территорию. ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89).

3) Применение международного стандарта на локальных предприятиях и территориях. Делается, когда все государство не готово принять этот стандарт.

 

Межотраслевые комплексы стандартов.

 

Наименование Аббревиатура Шифр Категория
Государственная система стандартизации ГСС   ГОСТ Р
Единая система конструкторской документации ЕСКД   ГОСТ
Единая система технологической документации ЕСТД   ГОСТ
Система показателей качества продукции СПКП   ГОСТ

 

Стандарты, обеспечивающие качество продукции:

1) Стандарты технической подготовки производства. Направлены на повышение качества продукции, при одновременном снижении затрат на её разработку и производство. Участвуют ЕСКД, САПР (Система Автоматического Проектирования).

2) Стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации. Это эксплуатационные документы.

3) Стандарты на системы качества. Это стандарты на все этапы продукции, или их составляющие: разработка, проектировка, хранение, эксплуатация, утилизация.

Эффективность работы стандартизации:

1) Экономическая эффективность: затраты, эффективность, удельная эффективность. Учитывая обязательное применение на территории государства, стандарты имеют большой экономический эффект.

2) Техническая эффективность: увеличение мощности, повышение КПД...

3) Информационная: улучшения взаимопонимания специалистов, стандартизация документов.

4) Социальная эффективность выражается в увеличении продолжительности жизни, качества жизни...

Сертификация

В сертификации участвуют потребитель, производитель, независимое от первых двух лицо. Сертификация это подтверждение третьим лицом заявления первого лица, о том, что продукция удовлетворяет заявленным требованиям. Системы сертификации – совокупность участников сертификации, может составляться на государственном, региональном, международном уровнях. Например: Госстандарт, Госпромсвязи... Сертификат соответствия – документ, выдаваемый третьим лицом первому по результатам сертификации. Доказывает, что продукция удовлетворяет заявленным характеристикам. Декларация о соответствии – это заявление первого лица, о том, что его продукция соответствует определенным характеристикам. Реализуемая продукция должна содержать и декларацию и сертификат. Знак соответствия – это установленная маркировка сертифицированной продукции. Цели сертификации:

1) Содействие потребителям в компетентном выборе продуктов

2) Защита потребителя от недобросовестности производителя

3) Подтверждение заявленных характеристик продукции

4) Создание условий для конкуренции

Обязательная и добровольная сертификация

Обязательная сертификация - это подтверждение уполномоченным органом того, что продукция удовлетворяет обязательным требованиям. Обязательная сертификация – форма контроля государства над безопасностью продукции. Обязательная сертификация перечислена в перечнях и номенклатурах. В них перечислена продукция, которая может нанести вред безопасности и здоровью человека или окружающей среды.

Добровольная сертификация проводится по инициативе первого лица, повышает конкурентоспособность продукции, не отменяет обязательную сертификацию.

Участники обязательной сертификации – первая сторона (производитель), третья сторона – уполномоченный орган по сертификации. Производители обязаны:

1) выпускать и производить продукцию только при наличии сертификата

2) Приостанавливать выпуск продукции, если характеристики не соответствуют заявленным, или истек срок действия сертификата

Функции органов по сертификации:

1) Сертификация продукции, выдача сертификатов, лицензий на производство знаков соответствия

2) Инспекционный контроль за качеством сертифицированной продукции

3) Приостановка действия выданных сертификатов

Аккредитованная испытательная лаборатория – делает испытания определенной продукции, или определенные испытания. Если лаборатория является так же органом по сертификации, то это называется сертификационным центром. Главным действующим лицом является эксперт – человек, выполняющий часть работы при сертификации.

Схемы сертификации

Схемы сертификации – это определенный набор действий, официально принимаемый как доказательство того, что продукция удовлетворяет заявленным характеристикам. В качестве способов доказательства используют:

1) Испытания: всей продукции, партии, отдельных экземпляров.

2) Проверка производства. Применяется когда испытания конечного продукта недостаточно.

3) Инспекционный контроль. Производится практически во всех схемах.

4) При рассмотрении декларации о соответствии. Производитель сам делает испытания, и приводит их испытания.

Порядок проведения сертификации осуществляется юридическим лицом:

1) Принятие и рассмотрение заявки – определяется схемой сертификации, лабораторией сертификации.

2) Проведение испытаний продукции.

3) Проверка производства (при необходимости).

4) Анализ результатов, принятие решения о выдаче сертификата.

5) Выдача сертификата.

6) Инспекционный контроль.

Метрология

Измерение это нахождение значения физической величины, с помощью специальных технических средств. Измерение основано на сравнении измеряемой величины, с величиной принятой за эталон. Метрология – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и достижения требуемой точности. Единство измерения это такое состояние измерения, когда его результаты выражены в узаконенных единицах, а погрешность известна с заданной вероятностью. Единство измерений требуется для сопоставления результатов измерения выполненных в разное время, в разных местах, разными методами и способами. Точность измерения – это близость результата измерения к истинному его значению. Задача метрологии это стечение единства и точности – часто регламентируется законодательными актами (система единиц, методы обработки результатов измерений, способы и сроки поверки приборов). Поэтому часть метрологии называется законодательной метрологией.

Метрология является научной основой для создания измерительной техники – технические средства для выполнения измерений.

 

Рисунок 1

1) Цель эксперимента

2) Объект

3) Интересующие свойства объекта

4) Модель объекта

5) Параметры объекта

6) Измеряемые величины

7) Единицы измерения

8) Метод измерения

9) Средства измерения

10) Результаты измерения

11) Методы обработки информации

12) Средства обработки информации

13) Результат измерения

14) Новые знания (выводы, рекомендации)

Обратная связь – это сопоставимая связь между результатами, выводами, и ранее пройденными этапами.

Классификация измерения.

По характеру времени:

1) Статические (не зависят от времени)

2) Динамические

По виду уравнения:

1) Прямые измерения Q = x

2) Косвенные измерения Q = f(x1, x2... xn) Результат математических операций.

3) Совокупные измерения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: