ХОЖДЕНИЕ В ИНДИЮ ЮРИЯ КЛЮЧНИКОВА




ТРОЕКРАТИЕ

(трилистник первый)

Лилия Ивановна и Юрий Михайлович Ключниковы

ИСИХАЗМ В МИРУ

Православный люд разнороден. Кто-то терпит Рерихов – кто-то анафемствует их. Это ещё можно понять. А вот расхождения в оценке исихазма – факты подозрительного, а то и вовсе отрицательного отношения к нему – удивляют и коробят.

Пожалуй, противников здесь больше, чем сторонников.

Как так?

Вывод нетварного света в наш мир – великое харизматическое служение.

На этой стезе процвела русская святость.

Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский – исихасты: они вступали синергию с Богом, поднимаясь на предельную высоту.

Существует мнение: исихазм – для аскетов.

Для отшельников-анахоретов!

Но Юрий Михайлович – исихаст в миру.

Опыт его бесценен.

Он не выходит из потока неглаголемых излучений – живёт и работает внутри них. Это естественная среда обитания для него. Поэтому благодатью веют и его личность, и его стихи.

Живая Этика и Добротолюбие стоят рядом на книжной полке Ю.М. Ключниковой.

Намоленная Северная Фиваида – и духоносные Гималаи махатм: в пространстве поэта их соединяет мгновенная связь.

 

 

Л.И. Ключникова. Белая ночь

Умная молитва – и индийская мантра: при всех своих различиях, они конвергируют на глубинах – восходят к общему корню.

В обеих практиках обеспечивается экстаз – превозможение и перерастание себя, радикальное – до бесконечности – расширение сознания.

На пике экстаза православный христианин воссоединяется с Богом, ипостасно входя в Святую Троицу – а индус-мистагог отождествляется с Единым, именуя его Брахманом или Нирваной.

 

 

Тимьян Стереокаулон

Это разные – где-то полярные, альтернативные – экстремумы духа.

Но противоположности сходятся!

Выявление их амбивалентности – принятие и примирение крайностей – всесогласие и всевмещение: вот высшее достижение духа. Юрий Михайлович совершает молитвенный подвиг на фоне будней. Хотя перед его мысленным взором всегда стоят и Синай, и Эверест. Но высветим фон: «Однажды, когда нам дали квартальную премию в 8 часов вечера (с этого времени начиналась ночная смена), весь мой славный коллектив лёг "в отруб». И я начал работу один с молитвой "Господи, помилуй!". Я твердил её беспрерывно, молча, не отвлекаясь ни на какие разговоры, ни на какие мысли. Господи – вдох, помилуй – выдох, погружая ум в сердце и провожая туда каждый глоток воздуха. Внимание было полностью поглощено дыханием, а внутренний взгляд ликом Христа. Всё – по инструкции старцев "Добротолюбия". И всё равно к концу смены я готов был упасть на погрузочную эстакаду от усталости».

Беспрецедентно!

Перед нами не келья безмолвника, а рабочее помещение – много всякого железа.

И вот здесь человек восходит к Богу!

Россия ещё воздаст Юрию Михайловичу за этот пример.

Закончим наши рассуждения стихами поэта:

 

И тонкий выключить экстаз,
Чтоб к людям всё-таки вернуться.
И мудрым старцам улыбнуться
В селе с названьем "Исихазм".

СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ

что нам звенит, как скрипка Страдивари.

Ю.М. Ключников

Заранее

Сподвижников, сподручников

Спаситель призывает неспроста.

Скрипичный ключ! Пусть им откроет Ключников

Невидимые тайные врата –

 

На нас оттуда

Хлынет светозарное!

Научимся творить из Ничего.

Случайно ль на Руси моей ключарное

Особо уважалось мастерство?

 

Вот Лилия!

Создание безгневное.

Вот Юрий! Он всегда на высоте.

Всё кодовое, сущее, ключевное

Открылось изумительной чете.

 

 

ХОЖДЕНИЕ В ИНДИЮ ЮРИЯ КЛЮЧНИКОВА

Дели, Агра, Джайпур, Аллахабад, Варанаси, Калькутта, Калимпонг, Дарджилинг, Гангток, Ришикеш, Наггар, Харидвар, Бангалор, Мадрас, Вриндавана, Бодхгайя, Ауровиль, Дхарамсала, Капилавасту, Сарнатх, Матхура.

Это список индийских городов, где побывал Юрий Михайлович Ключников – паломник, странник, поэт.

Индия давно привлекает русских людей.

Апокриф «Хождение Зосимы к рахманам», созданный в Византии в V в., долго шёл к нашей стране. Однако в XIV в. он уже хорошо известен – его притягательная сила неуклонно возрастает.

Хочется повторить путь Зосимы!

Поселение блаженных находится за неприступной рекой: ширина – 30 вёрст, глубина – бездна.

А переплывёшь – встретишь препятствие: облачная стена стоит до неба. Пропускает она лишь избранных.

Вы среди них?

Удивительных людей вам предстоит встретить – цитируем апокриф: «Нет у них ни винограда, ни железных сосудов, ни ножей железных, ни домов, ни огня, ни золота и серебра, нет и одежды».

Последний штрих объясняет, почему греки назвали отшельников гимнософистами – по-русски, это точная калька, нагомудрецами. Их сближают и с йогами, и с адживиками, и с джайнами, и с брахманами. Ошеломлённо внимал им Александр Македонский, по сути первый евразиец. Он понял: у Аристотеля, любимого учителя, есть конкуренты – носители совсем иного типа мышления.

Как это важно для нашего посвящения Юрию Михайловичу Ключникову!

Земля рахманов очень похожа на Беловодье.

Одинаковые предвосхищения!

Возможен чистый – добрый – справедливый – безэнтропийный мир. Собственно, он уже существует на скрытых планах – и действует как аттрактор: чуткие сердца неодолимо влекутся к нему.

Мечта о Беловодье родилась на Русском Севере.

Марк Топозерский – предшественник и Николая Рериха, и Юрия Ключникова. Приведём его свидетельство: «Въ тамошнихъ мѣстахъ татьбы и воровства и прочихъ противныхъ закону не бываетъ. Свѣтскаго суда не имѣютъ; управляютъ народы и всѣхъ людей духовныя власти». Созвучье с апокрифом очевидно.

Ю.М. Ключников – посол Беловодья.

Когда примут его верительную грамоту?

Россия много теряет из-за нелепых промедлений.

Вот что Ю.М. Ключников увидел однажды в Индии – описывается ашрам Гобинд Садан в пригороде Дели: «По существу, это была даже не часовня в нашем понимании слова, а навес со скульптурой Иисуса Христа под ним. Руки Христа широко распахнуты, как бы обнимая всех приходящих, голубые глаза ласково смотрят поверх людей куда-то вдаль. Мери надела на непокрытую голову Спасителя вязаную шапочку, на ладони натянула варежки, а на плечи накинула некое подобие пончо. И пояснила, чтобы Ему ночью не было холодно».

Это фрагмент из очерка "Наш" Христос в Индии».

Хочется продолжить: а «их» Будда – в России!

Именно такой своеобычный перекрёстный обмен духовными ценностями хотели осуществить Рерихи.

Ю.М. Ключников присоединился к решению этой благородной задачи.

Индия: её влечёт Единое – безусловное и абсолютное; не имеющее частей – признака множественности; не знающее в себе никаких различий и противоположений; похожее на апофатическое Ничто, сулящее полную релаксацию в своей пучине.

В этом Едином исчезает мир-майя – и растворяется личность-иллюзия.

Россия: она молится на Святую Троицу – Единое здесь явлено во Многом. В соборе трёх предвечных Лиц! Диалектику нераздельного и неслиянного, единящую ипостаси, она проецирует – по почину Сергия Радонежского – на дольнее бытие.

Признаётся ценность и мира (он софиен), и человека (он богоподобен).

Это очень разные идеалы и цели. Принято считать, что они несовместимы – нас хотят поставить перед необходимостью однозначного выбора.

Правильно ли это?

Махатмы устремляли человечество к синтезу.

Дополнительность Востока и Запада утверждали Рерихи.

Юрий Михайлович Ключников идёт к чаемой гармонии индивидуальным путём – осуществляет её не только в теоретических установлениях, но прежде всего в своём внутреннем мире: в глубинах экзистенции.

На личностном уровне!

В поведенческих измерениях!

Можно сказать так: искомое единство стало образом его жизни – стилем его мышления.

Душа поэта-пилигрима живёт на два дома – и в Индии, и в России. Для неё это один дом.

Жилище сугубо частное?

Рассчитанное на романтика-одиночку?

Но для Ю.М. Ключникова оно – как проект будущего: все этнические и конфессиональные перегородки рухнут – на планете утвердится Всеединство.

Подлинный христианин должен коснуться Нирваны. Той Нирваны, о которой говорит хинаяна – первый извод буддизма.

Полнота отсутствия!

Обнуливание бытия!

Опыт уничижения, кенозиса: это ведь своеобразное опустошение – отказ от всего вещного, проявленного.

Фильтр Шуньяты!

Каждый аскет – и в Лхасе, и на Афоне – проходит через него. Но это доступно и мирянину.

Обратимое погружение в Нирвану – самый радикальный вид катарсиса. Пройди очищение – и начни сначала: новое восхождение будет ещё боле успешным.

Для христианина Ю.М. Ключникова это стало повседневной практикой. Безукоризненно ясный – чистый – прозрачный дух!

Нирвана – Брахман – Дао: это разные обозначения Единого. Познавший радость слияния с ним – индийская школа здесь даёт главное – понимает всю ложность наших обособлений. Он стоит над схваткой – работает поверх барьеров – возвышается над тщетой.

И потому успешно ведёт людей к согласию.

Энергия Единого питает его.

Таков Юрий Михайлович Ключников.

 

 

FLEUR-DE-LYS

(трилистник второй)

Преподношу Лилии Ивановне Ключниковой геральдическую лилию. Прототип символа – болотный жёлтый ирис. Король франков Хлодвиг Меровинг (466 – 511) первым понял, что этот цветок – как никакой другой на планете – идеально подходит для того, чтобы всем своим гармоническим строем напоминать нам о Святой Троице. Люблю в композицию ириса мысленно вписывать рублёвский образ.

ВОЛШЕБНАЯ ЖЕОДА

Аметистовая жеода

 

Жеода – это полость в камне: внутри неё идёт кристаллизация.

Кто бы мог подозревать, что в этом валуне таится аметистовый микрокосм? Со всех сторон – сиреневые пики: осветите их лучом воображения! Вам предстанет фантастическая красота.

Быть может, наша Вселенная – своеобычная жеода: её окружает – равномерно объемлет – чёрная пустота.

 

 

Агатовая жеода

 

На волшебные жеоды похожи многие картины Лилии Ивановны Ключниковой. Не трудно заметить: композиции её картин часто включают в себя обособленное пространство – обычно сферическое или овоидное. А иногда свободное по форме.

Приведём некоторые примеры.

Картина «В сиянии и славе» исходит светом.

 

 

 

Л.И. Ключникова. В сиянии и славе

 

Феерия Фавора?

Мы видим, как чудодейственно меняется мир – материя напитывается духом. А пространство начисто теряет евклидовый характер – в его кривизне теперь есть что-то от биоморфологии.

Космос-организм!

Эта метафора Платона обретёт реальный смысл после Преображения. Картина Лилии Ивановны провозвестит об этом.

Могут ли в условном художественном пространстве проявляться эффекты теории относительности?

П.А. Флоренский положительно отвечал на этот вопрос. Картина Л.И. Ключниковой способна стать аргументом в пользу данной позиции.

Большое – и малое, внешнее – и внутреннее, конечное – и бесконечное: эти противоположения релятивизированы в замечательной картине.

Наш анализ – дело не лишнее.

Однако картина действует поверх всяких рассудочных схем: обаивает – завораживает – затягивает в себя.

Мы входим в сияющую мандорлу – и мигом переносится в Эмпирей!

Это сказочная релятивность.

Жеода – как чрево: вынашивает в себе красоту.

Картина «Русь начинается» запечатлела именно это состояние.

 

 

Л.И. Ключникова. Русь начинается

Замкнутость на себя – абсолютная защищённость – изоляция от окружения: это было в нашем опыте – это память материнского лона.

Мне кажется, что такую картину может написать только женщина – и краски, и линии веют софийностью.

Матерь Мира родила Святую Русь, а Лилия Ивановна – Сергея: второй служит первой.

ПЯЛО

Ужели звёзды

Нижешь вместо бисера

На линию, изящную такую?

Земная мера! Ты её превысила –

Ты небо превратила в мастерскую.

 

 

И живопись,

И вместе вышивание!

Круг окоёма для тебя как пяло.

Нездешнее – ах, что обетованнее? –

Узорочьем в картине проступало –

 

Влекло к себе!

Идёт игра свободная.

Твои партнёры – Хёйзинга и Гессе.

О, нить живая! Верно, путеводная.

Она меня выводит в занебесье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: