МИР ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛИЛИИ КЛЮЧНИКОВОЙ




Морозные узоры – и живые травы: сходства тут бывают разительные. Некоторые плауны и аканты узнаются на зимних окнах с точностью до вида. Бери ботанический атлас – и сопоставляй: интересно рифмовать косное и живое.

Александр Александрович Любищев был заворожён игрой этих созвучий. Он считал их не случайными – видел в них глубокую аналогию. Даже конвергенцию! То бишь независимое проявление – в резко различных видах материи – одних и тех же платоновых идей.

Для чего нам эта преамбула?

Для того, чтобы продолжить намеченный эволюционный рад – подняться на ступень искусства.

Нашим проводником будет Лилия Ивановна Ключникова.

Это таинство: проступание вечности – на экранах времени.

Меняется субстрат наших земных экранов, становясь всё более чутким: сейчас это кристаллы – потом органическая ткань – теперь холст или бумага.

Напечатления горнего – в условиях дольнего!

Разве не очевидно нарастание совершенства в этом процессе?

Инистые стёкла были для А.А. Любищева своего рода средостением между миром идей и миром вещей.

По сути такую же роль выполняют и картины Л.И. Ключниковой. Они – как смотровые окошки: припадая к ним, мы видим ноуменальное, высшее.

 

 

Л.И. Ключникова. Войди

 

Красота подлинная, первичная – там.

Здесь – её рефлексы, отражения.

Разрыв между там и здесь – эти наречия-антонимы преломили двуплановость бытия – в работах Л.И. Ключниковой стремится к минимуму. К полному исчезновению!

План плотный – и план тонкий: в дивных картинах они вплотную приблизились друг к другу – их противоположение стало относительным – они взаимодействуют.

И что это означает?

Приток благодати в наш мир!

Оттудасюда: нам дано войти в этот поток – включиться в эту связь – напитаться этим светом.

Чета Ключниковых творит на Земле свою мистерию. Она неповторима, индивидуальна. Но в ней легко читаются премирные архетипы, давшие знать о себе в Элевсине – и Назарете, в Дельфах – и Ахетатоне.

Ведь в чём назначение мистерии?

Бросить в настоящее – луч будущего.

Того будущего, где уже нет смерти – где побеждена энтропия.

По двум каналам – изобразительному и словесному – к нам движется биоток пакибытия.

Творения Ключниковых – очаги Преображения.

 

БЕЛОВОДЬЕ

Вода в Бухтарме молочная.

Потому ли чудесная река, берущая начало в ледниках Южного Алтая, ассоциируется с Беловодьем?

 

 

Т. Тейлор. Бухтарма

 

Загадочный топос!

Он не желает укладываться в точные координаты.

Белуха, питающая Катунь: разве это не форпост Беловодья?

Юрий Михайлович Ключников пишет:

 

Состязаться с природой –

привычное дело поэта

и, конечно, проигрывать

спор в безнадёжной борьбе.

О, ручьи!

О, Катунь!

О, Белуха!

Полцарства за это!

Но вторые полцарства –

оставлю стихам и себе.

У рек есть души.

Реки – личности.

Однажды я это остро почувствовал возле Катуни. Миг был похож на откровение: в быстром беге вод проступил лик женщины – я заглянул в глаза Катуни.

Давнее ощущение я пережил вновь, когда увидел картину Лилии Ивановны Ключниковой «Катунь дочь Алтая».

 

 

Л.И. Ключникова. Катунь дочь Алтая.

 

Река здесь вочеловечена.

Это мудро – это истина.

Юрий Михайлович Ключников учился в Томском университете. В историю его Alma Mater яркие страницы вписал Василий Васильевич Сапожников (1861–1924) – выдаюшийся ботаник и путешественник, министр просвещения в правительстве А.В. Колчака.

 

 

 

 

Одна из алтайских книг В.В. Сапожникова – исследователя и поэта Катуни

 

 

Это В.В. Сапожников открыл истоки Катуни.

Томь впадает в Обь.

Как и Катунь.

Притоком Оби является Иртыш.

В него несёт воды Бухтарма.

Сеть рек!

Сама Гея здесь реализует идею единства.

Весь бассейн Оби – а значит и Ледовитый океан, и моё Беломорье – связаны с Беловодьем.

Спасибо Ключниковым за этот разбег моих ассоциаций.

 

 

КОНВЕРГЕНЦИИ

Дендриты

У Лилии Ивановны Ключниковой интереснейшая манера письма. Иногда может показаться, что это не артефакты, а явления природы.

Удивительное формообразование!

Это похоже на кристаллы?

На стелющиеся растения?

На лишайники?

 

 

 

Пармелия

 

Параллелизмы поражают своей точностью.

Искусство и впрямь продолжает природу, высветляя и одухотворяя её – перенося в новые ценностные измерения.

 

 

Плаун селагинелла

 

 

ююю

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: