Морозные узоры – и живые травы: сходства тут бывают разительные. Некоторые плауны и аканты узнаются на зимних окнах с точностью до вида. Бери ботанический атлас – и сопоставляй: интересно рифмовать косное и живое.
Александр Александрович Любищев был заворожён игрой этих созвучий. Он считал их не случайными – видел в них глубокую аналогию. Даже конвергенцию! То бишь независимое проявление – в резко различных видах материи – одних и тех же платоновых идей.
Для чего нам эта преамбула?
Для того, чтобы продолжить намеченный эволюционный рад – подняться на ступень искусства.
Нашим проводником будет Лилия Ивановна Ключникова.
Это таинство: проступание вечности – на экранах времени.
Меняется субстрат наших земных экранов, становясь всё более чутким: сейчас это кристаллы – потом органическая ткань – теперь холст или бумага.
Напечатления горнего – в условиях дольнего!
Разве не очевидно нарастание совершенства в этом процессе?
Инистые стёкла были для А.А. Любищева своего рода средостением между миром идей и миром вещей.
По сути такую же роль выполняют и картины Л.И. Ключниковой. Они – как смотровые окошки: припадая к ним, мы видим ноуменальное, высшее.
Л.И. Ключникова. Войди
Красота подлинная, первичная – там.
Здесь – её рефлексы, отражения.
Разрыв между там и здесь – эти наречия-антонимы преломили двуплановость бытия – в работах Л.И. Ключниковой стремится к минимуму. К полному исчезновению!
План плотный – и план тонкий: в дивных картинах они вплотную приблизились друг к другу – их противоположение стало относительным – они взаимодействуют.
И что это означает?
Приток благодати в наш мир!
Оттуда – сюда: нам дано войти в этот поток – включиться в эту связь – напитаться этим светом.
Чета Ключниковых творит на Земле свою мистерию. Она неповторима, индивидуальна. Но в ней легко читаются премирные архетипы, давшие знать о себе в Элевсине – и Назарете, в Дельфах – и Ахетатоне.
Ведь в чём назначение мистерии?
Бросить в настоящее – луч будущего.
Того будущего, где уже нет смерти – где побеждена энтропия.
По двум каналам – изобразительному и словесному – к нам движется биоток пакибытия.
Творения Ключниковых – очаги Преображения.
БЕЛОВОДЬЕ
Вода в Бухтарме молочная.
Потому ли чудесная река, берущая начало в ледниках Южного Алтая, ассоциируется с Беловодьем?
Т. Тейлор. Бухтарма
Загадочный топос!
Он не желает укладываться в точные координаты.
Белуха, питающая Катунь: разве это не форпост Беловодья?
Юрий Михайлович Ключников пишет:
Состязаться с природой –
привычное дело поэта
и, конечно, проигрывать
спор в безнадёжной борьбе.
О, ручьи!
О, Катунь!
О, Белуха!
Полцарства за это!
Но вторые полцарства –
оставлю стихам и себе.
У рек есть души.
Реки – личности.
Однажды я это остро почувствовал возле Катуни. Миг был похож на откровение: в быстром беге вод проступил лик женщины – я заглянул в глаза Катуни.
Давнее ощущение я пережил вновь, когда увидел картину Лилии Ивановны Ключниковой «Катунь дочь Алтая».
Л.И. Ключникова. Катунь дочь Алтая.
Река здесь вочеловечена.
Это мудро – это истина.
Юрий Михайлович Ключников учился в Томском университете. В историю его Alma Mater яркие страницы вписал Василий Васильевич Сапожников (1861–1924) – выдаюшийся ботаник и путешественник, министр просвещения в правительстве А.В. Колчака.
Одна из алтайских книг В.В. Сапожникова – исследователя и поэта Катуни
Это В.В. Сапожников открыл истоки Катуни.
Томь впадает в Обь.
Как и Катунь.
Притоком Оби является Иртыш.
В него несёт воды Бухтарма.
Сеть рек!
Сама Гея здесь реализует идею единства.
Весь бассейн Оби – а значит и Ледовитый океан, и моё Беломорье – связаны с Беловодьем.
Спасибо Ключниковым за этот разбег моих ассоциаций.
КОНВЕРГЕНЦИИ
Дендриты
У Лилии Ивановны Ключниковой интереснейшая манера письма. Иногда может показаться, что это не артефакты, а явления природы.
Удивительное формообразование!
Это похоже на кристаллы?
На стелющиеся растения?
На лишайники?
Пармелия
Параллелизмы поражают своей точностью.
Искусство и впрямь продолжает природу, высветляя и одухотворяя её – перенося в новые ценностные измерения.
Плаун селагинелла
ююю