План лекции:
1. Особенности философского знания о человеке.
2. Понятие человека в истории философской мысли.
3. Природа и сущность человека.
4. Индивид,индивидуальность,личность. Типология личности.
5.Свобода и необходимость, нравственные основы личности.
6. Ценности и ценностные ориентации.
7.Проблема смысла жизни.
Философская антропология
Раздел философии, в котором изучается проблема бытия человека называется
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Особенности философского знания о человеке
1. Человек – существо целостное, универсальное, многомерное.
2. Опора на научные знания о человеке.
3. Цель – создание определенной теоретической модели, обобщенного образа человека.
4. Предостерегает от поспешности и субъективизма в оценке.
5.Философское знание – это многовековая человеческая мудрость, соединяет в себе вечное, вневременное и актуальное.
Концепции происхождения человека
1. Естественно-научная. Она считает, что человек – итог эволюции материи. Это концепция антропогенеза Ч. Дарвина.
2.Концепция универсального эволюционизма академика Н.Н. Моисеева.
3.Религиозная. Творец человека – Бог.
4.Космическая.
5.Эволюционного финализма Тейяра де Шардена. Попытка примирить науку и религию.
Человек в истории философской мысли
• Античная философия.
Господство космоцентризма, человек микрокосмос. Подлинная мудрость человека – жить в согласии с миром.
Сократ рассматривал отдельного человека, стала формироваться философская антропология. Платон обозначил тему взаимоотношений государства и гражданина.
Средние века
Господствует теоцентризм. Человек –создание Бога, т.е. тварное существо.
Свободная воля человека породила зло.
Зло – результат греха,отпадения от Бога.
Эпоха Возрождения
Человек – предмет культа.
Новое время
Человек исследовался с позиции механизма, он – сложная машина.
Его призвание изменить мир с помощью знания.
Немецкая классическая философия
Деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо духовное, творец истории и мира культуры.
Классический марксизм
Основа социоцентризм.Человек рассматривался в контексте совокупности общественных отношений
Русская религиозная философия
Философия обращена к душе человека, ее главная проблема – усовершенствование человека. Она призывала к поиску правды. Русская философия была всегда нравственно ориентирована.
Зарубежная философия 20 века
Существование человека в отчужденном мире.
Психоаналитическая трактовка человека.
Идея сверхчеловека.
Природа и сущность человека
Человек – живая система, представляет собой единство трех составляющих:
1.Биологическое (анатомия, физиология, половые и возрастные особенности).
2.Психическое (чувства, воображение, мышление, воля, характер).
3. Социальное (мировоззрение, ценности, мораль, знания).
Концепции человека
• Объективистские
• Субъективистские
• Диалектико - материалистическая
Объективистские концепции
Рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума, Бога.
Субъективистские концепции
Рассматривают человека как существо полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через сферы внутренней индивидуальной жизни человека.
Марксистская философия, философская антропология
Эти две философские школы являются синтетической концепцией, преодолевающей крайности объективистской и субъективистской концепций.
Марксистская философия о природном и социальном в человеке
• Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей.
Человек уникален, в нем сочетается биологическая и социальная сущность
Специфически человеческое в биологической природе человека:
• Разумность
• Прямохождение
• Членораздельная речь
• Рефлексивность
• Усвоение достижений культуры
• Темперамент
Социальное в сущности человека
• Высокий уровень социальной организации
• Носитель социальной формы движения материи
• Творческий созидательный характер деятельности
• Сознательный характер деятельности
• Гармоничность и универсальность человеческой деятельности
Биосоциальная проблема: 3 подхода
• 1.Биологизаторский. Приоритетными считает врожденные природные качества человека.
• 2. Социологизаторский. Либо отрицает биологическое начало в человеке, либо недооценивает его значение.
• 3. Синтезирующий. Человек - единство биологического и социального.
Религия
Утверждает, что свою сущность человек получил от Бога. Она реализуется каждым индивидом либо адекватным (служение Богу), либо отчужденным способом (жизнь в грехе).
Индивид, индивидуальность, личность
• Индивид – конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода.
• Индивидуальность – специфические черты, отличающие индивида от других членов рода.
• Личность - человек как социальное существо,
имеющее мировоззрение, ответственность за свои поступки, осознающее свои права и обязанности по отношению к обществу, природе.
Социальная структура личности
• Социальный статус (место человека в системе общественных отношений).
• Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий статусу).
Направленность (потребности, интересы, идеалы, мотивы поведения).
Социальные типы личности
• Деятели (земледельцы, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.)
• Мыслители (их цель спасти людей от заблуждений и соблазнов)
• Люди чувств и эмоций (писатели поэты)
• Гуманисты, подвижники (чужую боль они принимают как свою)
Цивилизационные типы личности
• ВОСТОЧНЫЙ
•ЗАПАДНЫЙ
Свобода и необходимость
• Философия под свободой понимает специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступок, основанный на осознании человеком объективных свойств и закономерностей окружающего мира, т.е. на осознании необходимости.
Точки зрения на свободу человека
• 1. Фатализм. Человек – это объективно обусловленное, детерминированное внешними силами существо.
• 2.Волюнтаризм. Человек – независимое существо от каких-либо внешних обстоятельств
Вывод
Свобода для человека выступает как возможность и необходимость выбора определенного варианта поведения, поступка. В момент выбора противоположность свободы и необходимости снимается. Выбор неизбежно связан с ответственностью. Свобода для одного человека не должна ограничивать свободы другого.
Ценности
Ценность – это понятие, указывающее на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений.
Проблема ценностей рассматривается в аксиологии.
Классификация ценностей
• Положительные – отрицательные
• Материальные – духовные
• Ценности- цели и ценности- средства
• Свобода личности
Социальные нормы
• Нормы морали
• Групповые нормы
• Специальные (профессиональные) нормы
• Нормы права
Человек, вбирая в себя общественные нормативы, становится носителем нравственных ценностей.
Вывод
Опираясь на нравственную систему ценностей, человек дает самооценку своего поведения и оценку поступкам и действиям людей.
Жизненная позиция
• Пассивная (подчинение окружающему миру, обстоятельствам).
• Активная (преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией).
Личность и общество
• Адаптация к обществу (конформизм)
• Конфликт с обществом
• Бегство от общества
•Гармония с обществом
Смысл жизни человека
• Смысл жизни – эта та ценность, которой человек себя подчиняет.
2 вопроса:
Стоит ли жить? Для чего жить?
Ответы
• Смысл жизни- в ее духовных основах, в самой жизни.
• Смысл жизни- за пределами самой жизни.
• Привносится самим человеком в свою жизнь.
•Нет смысла жизни
Концепции смысла жизни
• Гедонизм – жить значит наслаждаться
• Эвдемонизм – счастье – подлинное назначение человека
• Аскетизм- отречение от мира
• Этика долга – самопожертвование
• Утилитаризм- из всего извлекать пользу
• Прагматизм- цель оправдывает средство
• Материализм – самореализация личности
• Христианство – спасение души, любовь к Богу и людям