Искусство Средневекового Востока.




К началу VIII в. могущественный Арабский халифат объединил под своей властью огромные территории. Его владения простирались от Северо-Западной Африки и Испании до совре­менной Киргизии и Индии. Многочисленные народы, жившие на этих землях, отличались друг от друга и уровнем общественного разви­тия, и языком, и культурными традициями. Художественная культура их также была раз­лична. Сирийские ткани не спутаешь с египет­скими, а керамику Ирака — с изделиями ту­рецких мастеров.

Распространение ислама, запрещавшего изо­бражать людей и животных, наложило опре­деленный отпечаток на развитие средневеко­вой художественной культуры Ближнего Во­стока.

Расцветает искусство орнамента, а скульптура и живопись почти затухают.

Ведущую роль в создании художественной культуры Арабского халифата играли Сирия и Ирак — страны с древними традициями в искусстве. С самого начала существования халифата во всех городах и даже в самых маленьких селениях Ближнего Востока строи­лись здания для ежедневной молитвы — мечети. Здесь сложился тип так называемой дворовой, или колонной, мече­ти с обширным прямоугольным двором, обне­сенным надежными, нередко даже крепостны­ми стенами. Молитвенный зал находился в глубине, и его перекрытия покоились на колоннах или столбах. Внутри мечети отделы­вались цветным камнем, керамическими израз­цами, орнаментом, вырезанным на каменных панелях или штукке — особой облицовоч­ной штукатурке. После полировки штукк приобретал вид мрамора. Особенно богато отделы­вался михраб — ниша, указывавшая моля­щимся направление на Мекку.

Соборная мечеть Валида I в Дамаске — одно из знаменитейших сооруже­ний VIII в.— должна была, по замыслу халифа, своим великолепием затмить все другие здания. И действительно, великолепные мозаики мечети вошли в Сокровищницу мирового искусства.

Развивается и светская архитектура. Среди множества сооружений выделяются загородные замки — резиденции омейядских халифов, построенные в Сирийской пустыне. До нас дошли настенные росписи одной из таких резиденций — Кусейр-Амры. Сюжеты их разнообразны: здесь и купающиеся женщины, и единоборство атлетов, и сцены охоты. Цент­ральное место занимает изображение халифа, сидящего на троне и окруженного покоренными иноземными царями.

Дальнейшее развитие живописи на Ближ­нем Востоке представлено книжными иллю­страциями — миниатюрами арабо-месопотамской школы XII — XIII вв. Сюжетом миниатюр служили эпизоды макам — новелл. Особенно широкую известность получили мини­атюры к макамам арабского писателя аль-Харири (1054—1122), рассказывающие о приключе­ниях некоего Абу Зейда, объездившего весь свет и попадавшего в самые различные пере­делки. Рисунки изображают торжественный прием у халифа, суд и наказание преступника, проповедь в мечети, сцены на рынке, празднич­ную процессию, отдых каравана в пути и т. п. Несмотря на условную композицию, нарушение пропорций и отсутствие перспективы, эти и другие миниатюры поражают выразительностью не только отдельных деталей, но и характери­стик различных персонажей.

ДПИ.

Средневековая керамика Сирии и Ирака необычайно разнообразна. Наивысшее дости­жение ее — люстровая керамика. Она изготовлялась особым способом: на глазу­рованную поверхность наносили краску спе­циального состава, которая после обжига при­обретала характерный металлический отблеск.

Среди изделий из металла выделяются бронзовые сосуды и куриль­ницы в форме птиц — орла, фазана, утки и т. п. (VIII — X вв.). Для последующих веков, особенно XIII — XV, характерны изделия с тонкими кружевными чеканными и гравиро­ванными узорами.

XII — XIV века — время расцвета стеклоделия. Главными центрами его были Алеп­по и Дамаск; их изделия шли не только в стра­ны Востока, но и в Европу. Стеклянные кубки, чаши, бутыли расписывались аллегорическими и жанровыми сценами, традиционным орна­ментом из ветвей и листьев, декоративными надписями.

Немало шедевров оставило нам и средне­вековое искусство Египта. Самый ранний из дошедших до нас памятников средневековой архитектуры Египта — мечеть Амра в Фустате (Каир). Это — классический пример дворовой мечети. Плоское перекрытие мо­литвенного зала покоилось на полукруглых арках, опиравшихся на невысокие стройные колонны.

В XI в. необычайно разросся и достиг пыш­ного расцвета Каир, ставший с конца X в. столицей Египта. Современники восторженно описывали его базары, караван-сараи, мечети, многоэтажные жилые дома. И над всеми этими зданиями возвышался дворец халифов, обне­сенный мощной крепостной стеной. Каменная крепостная стена с монументальными башнями и воротами, украшенными резьбой, окружала также весь город.

Новым в архитектуре X—XV вв. было соз­дание больших архитектурных комплексов и ансамблей. Так, мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире (1356— 1363), которая считается одной из вер­шин средневекового египетского зодчества, включает усыпальницу султана, собственно мечеть, четыре медресе (духовные школы) и четыре минарета, из которых сохранились лишь два. Мозаичные полы здания выложены различными породами камня, стены украшены резным мрамором и алебастровым фризом с деко­ративными надписями на фоне переплетаю­щихся растений. Бронзовые двери главного входа и усыпальницы султана отделаны резьбой, чеканкой, инкрустированы золотом и сере­бром.

Влияние византийской культуры. Формирование исламского орнамента. Арабески. Фатимидский стиль. Сельджукский стиль. Характерные черты мавританского искусства. Ансамбль Альгамбра в Гранаде (Испания). Крепостное зодчество. Строительство многофункциональных культовых комплексов. Тимуридская архитектура. Мастера Сефевидов.

Самостоятельная работа: сделать копию фрагмента мусульманского орнамента; найти связь между арабесками и исламской письменностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: