Различие между чистой конкуренцией и монополистической состоит в типе продукта.




Вопросы и задания для самостоятельной работы студента

Ответы:

 

1 Вопрос.

Конкуренция (от лат. «конкурро» - сталкиваться, борьба, так называемый естественный отбор) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. Конкуренция - двигатель экономического прогресса, она порождает стремление. Рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства.

 

Функции конкуренции:

1. Регулирующая функция. Производство товаров и услуг осуществляется в соответствии со спросом потребителей, без чего нельзя получить прибыль.

2. Аллокационная функция, или функция размещения, распределительная. Имеющиеся ресурсы, т.е. производственные ресурсы — труд, земля, капитал — направляются туда, где они используются наиболее эффективно.

3. Инновационная функция. Конкуренция обуславливает необходимость инноваций, это

средство повышения экономической эффективности деятельности фирм, т.е. введение чего то нового.

 

2 Вопрос.

Методы конкурентной борьбы:

• ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.

Практика показывает, что ценовая конкуренция целесообразна, если у предприятия крепкие позиции, а положение соперников затруднительное. Применяя этот метод конкуренции, следует иметь в виду, что некоторые конкуренты могут также снизить цену. Поэтому предпринимателю, решившемуся применить ценовой метод конкуренции, необходимо иметь некоторый запас для снижения цены в течение определенного периода.

неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.

Все это – методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).

Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов как:

• продажа по цене ниже себестоимости;

• установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;

• установление зависимости поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;

• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

• недобросовестное копирование товаров конкурентов;

 

• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

• промышленный шпионаж;

• переманивание ведущих специалистов из соперничающих фирм и т.п.

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет недобросовестную конкуренцию как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации» (ст. 4).

 

В современных условиях именно неценовой метод конкуренции преобладает на рынке. Разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, предприниматель должен предусмотреть выпуск такой продукции, которая по своим потребительским качествам соответствовала бы запросам потребителей, учитывала бы динамику потребительских ожиданий. Неценовая конкуренция позволяет сбывать продукцию (товары) не только по прежней, но и по более высокой цене. К сожалению, в условиях рыночной экономики используются приемы недобросовестной конкуренции.

 

3 Вопрос.

 

4Вопрос.

Конкуренция называется чистой, если она очищена от каких либо ограничений.

Условия существования рынка:

1.Число участников сделок потенциально бесконечно.

2.Отсутствие барьера входы и выхода с рынка.

3.Продукция является однородной.

4.Решение об экономическом выборе одного индивида не зависят от решений других индивидов.

5.Нет контроля за ценой.

6.Пример. Мировой рынок морепродуктов. Рынок зерна.

Совершенно конкурентная фирма это фирма, которая принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого объема продукции. По сути фирма приспосабливается к рынку.

 

1.На совершенно конкурентных рынках продается не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т. е. лишенная особых качественных характеристик, продукция, фирмы не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать ее как заданную извне, самим рынком. 2.Фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объема продаж, что имеет место в условиях олигополии.

 

5 Вопрос.

Чистую конкуренцию называют «идеальной» или «свободной». В реальной жизни каждый из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглашения в целях давления на покупателей, наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информации и т.д. Известный шведский экономист К.Эклунд писал: «...Мы никогда не сможем на практике увидеть совершенно чистую рыночную экономику. Рынок всегда в той или иной мере дополняется и ограничивается вмешательством (регулированием) со стороны действующих заодно предприятий и монополий, политической власти и различных организаций».

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран ХIХв. В XX в. совершенная конкуренция – явление редкое. В наибольшей степени к такому типу рынка можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, биржи, валютные, фондовые рынки.

 

Конкуренция является благом для общества в целом, ибо именно конкуренция заставляет производителей учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки ее производства, внедрять достижения научно-технического прогресса и т.п.

В то же время для производителей конкуренция – зло, и предприниматели всячески стараются избежать ее, осуществляя слияния фирм, заключая тайные соглашения в целях монополизации рынка. Свыше 200 лет назад Адам Смит писал: «Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены».

 

6 Вопрос.

Известный шведский экономист К.Эклунд писал: «...Мы никогда не сможем на практике увидеть совершенно чистую рыночную экономику. Рынок всегда в той или иной мере дополняется и ограничивается вмешательством (регулированием) со стороны действующих заодно предприятий и монополий, политической власти и различных организаций». Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

 

В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован – это и не совершенно конкурентный рынок, и не чисто монополистический рынок, это – рынок несовершенной конкуренции.

 

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Их черты можно представить следующей таблицей.

Отличительные черты:

1.Количество участников ограничено.

2.Тип продукта дифференцирован.

3.Контроль за ценой существует.

4.Барьеры всегда есть.

 

7 Вопрос.

Чистая монополия (от греч. моно – один, полео – продавец) – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Является противоположностью чистой конкуренции, и также как она редко встречается.

Критерии:

1.На рынке действует одна фирма.

2.Фирма обладает абсолютным контролем над ценой.

3.Доступ в отрасль для прочих фирм заблокирован.

Пример. Патент это система защиты от конкурентов. Лицензия.

Пример. Обязательно наличие капитала, капиталоемкости.

4.Продукт фирмы не имеет заменителей, продукт сам по себе уникален.

5.Непреодолимый барьер.

6.Пример. ЖКХ, TIROTEX, IDC, МолдавИзолит.

Дополнение.

Х неэффективность. Сила – монополия исчезает с рынка.

Минус – чистая монополия контролирует цены.

Плюс – высокий уровень качества продукции.

 

Понятие монополия имеет двоякий смысл: во-первых, под монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.); во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Как отмечает М.Фридмен, «Монополия наличествует всегда, когда... предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным». Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой. В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать ту продукцию и такого качества, какую поставляли предприятия-монополисты и по установленным ценам. У покупателей не будет выбора, а у производителей – проблем с реализацией продукции любого уровня и качества.

Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида; с другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем предложении невелика. Чистая монополия в масштабах национального рынка явление довольно редкое, но для местных рынков она достаточно типична. Небольшой городок: там имеется один банк, одно крупное предприятие, на котором работает большинство населения, один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.

 

Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономиче­ски в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

 

8 Вопрос.

Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Естественная монополия. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рыке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.

Случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

Закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку возникновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

Открытая монополия. В случае открытой монополии рыночная власть фирмы-монополиста является результатом новаторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

Монопсония — особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя;

Двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

Монополизм в плановой экономике базировался на монополии государственной собственности, носил тотальный характер, характеризовался чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства. Многие производственные объединения, включающие в себя десятки предприятий и являющихся чистыми монополистами в отрасли, создавались не из соображений экономической эффективности, а исходя из соображений удобства управления. В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать ту продукцию и такого качества, какую поставляли предприятия-монополисты и по ценам, утверждаемым государством. У покупателей не было выбора, а у производителей – проблем с реализацией продукции любого уровня и качества. У гигантских заводов-монополистов не было заинтересованности в техническом прогрессе. Именно сверхмонополизация российской экономики явилась одной из причин падения эффективности производства и превратилась в главный барьер на пути экономических реформ.

Фирмы, реализующие большую часть продукции данного вида, обладают монопольной властью, т.е. возможностью действовать на цены, изменяя в целях создания дефицита, объема предложения. Устанавливая монопольно высокие цены, выше цены равновесия, на свою продукцию и приобретая ресурсы по монопольно низким ценам, ниже цены равновесия, монополии обеспечивают себе получение в течение длительного времени монопольно высокой прибыли.

Формой реализации монопольной власти является также ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же товара, в один и тот же промежуток времени разным покупателем по разным ценам. При этом различие в ценах не являются следствием различий в издержках производства, а служат средством расширения производства и увеличения прибыли.

 

9 вопрос.

Олигополия.

1.В отрасли действует несколько крупных фирм, до 10.

2.Фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение.

3.Продукт может быть однородным, нефть, и дифференцированным, самолет.

4.Входь в отрасль ограничен различными барьерами. Конкуренты взаимосвязаны.

5.Контроль за ценой. Цена редко колеблется в отличии МК и М.

6.Пример. Производство стали, авто, самолетов. Оптовые сети.

Степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии.

Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек (при совершенной конкуренции Р=МС), или

L=(P-MC)/P.

Количественное значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0.

 

10 Вопрос.

Монополистическая конкуренция это самый распространенный тип рынка. Это ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, пытаясь придать им реальные или мнимые уникальные свойства.

Дополнение. Обязательно взаимозаменяемость товаров.

Основные характеристики:

1.На рынке присутствует большое количество фирм.

2.Каждая фирма не может влиять на рыночную цену.

3.Отсутствие барьеров входа на рынок. Кто то должен уйти, и другой продавец занимает его место.

4.Дифференциация продукта. Пример. По сути одно и то же, но разные.

Различие между чистой конкуренцией и монополистической состоит в типе продукта.

 

 

11 Вопрос.

 

 

12 Вопрос.

Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:
"потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);
предельного темпа роста цен;
предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:
поощрение создания товаров-заменителей;
поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.
Обычно законодательные меры предполагают: запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же наиболее давнюю историю.
Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в США 1890 г. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах.

С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых в судах ежегодно рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков. Например, широкую известность получил судебный процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. На основании судебного решения компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке телефонных услуг стало снижение в два раза цен на соответствующие услуги.
Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: