Инженер и инжениринг в современном мире




Инженер (фр. ingénieur ← от лат. ingenium — способность, изобретательность) — это специалист, решающий следующие задачи: практические исследования, планирование, проектирование, конструирование и разработку технологии изготовления различных систем и устройств.

Кроме того, инженер должен уметь составлять техническую документацию для изготовления, наладки, испытания и эксплуатации разрабатываемых систем и устройств, осуществлять их техническое обслуживание, ремонт и пр.

Однако основным содержанием деятельности инженера является разработка новых и усовершенствование существующих технических систем и устройств. Кроме того, он должен также заниматься методами оптимизация конструкции и технологии, непосредственным контролированием производства, а также планированием и управлением разработками и производством, что теперь называется менеджмент. Следовательно, современный инженер — это технический менеджер (управленец), и в современных организациях есть такие должности.

Новые инженерные решения зачастую выливаются в патенты и изобретения. Но такие решения появляются, как правило, на основе хороших знаний инженером фундаментальных и прикладных наук и при условии кропотливой и упорной практической работы с реальными системами, устройствами и приборами.

Исторически одним из первых инженеров был признан Архимед — древнегреческий математик и физик, который родился в 287 г. до н. э. в Сиракузах (греческое поселением на острове Сицилия рядом с Италией).

 

Архимед (картина Д. Фетти, 1620)

 

Архимед сделал множество открытий в геометрии, механике, гидростатике, а также ряд выдающихся изобретений (закон Архимеда, архимедовы спираль и винт (шнек), параболическое зеркало, планетарий, в котором можно было наблюдать движение планет, Солнца и Луны).

Инженерный талант Архимеда особенно ярко проявился в 212 г. до н. э. во время осады Сиракуз римлянами, когда учёному было уже 75 лет. Именно тогда он придумал метательные машины (баллисты), которые забрасывали римлян тяжёлыми камнями, подъёмные краны, которые захватывали железными крюками вражеские корабли, приподнимали и переворачивали их, зеркала, с помощью которых было сожжено множество римских кораблей. Однако существует мнение, что корабли поджигались зажигательными снарядами, а лучи зеркал использовались лишь как прицел для метательных баллист. При штурме Сиракуз Архимед был убит римском солдатом, не смотря на запрет командовавшего римскими войсками консула Марцелы. Спустя 137 года после гибели Архимеда, Цицерону бывшему квестору Сицилии удалось найти могилу Архимеда; на которой по его завещанию был изображен шар, вписанный в цилиндр.

Во втором веке до н. э. инженерами называли создателей и операторов военных машин. Понятие «гражданский инженер» появилось только в 16-ом веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем это звание стало использоваться в Англии, Пруссии и России, где инженерное образование началось с основания Петром I в 1701 году в Москве Школы математических и навигационных наук, а затем в 1712 году инженерной школы.

В наши дни инженеры объединяются в национальные, региональные и международные научные общества и ассоциации. В России такое объединение называется Российское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи (РНТОРЭС) имени А.С. Попова, а в США Институт инженеров электротехники и электроники (IEEE). На взносы членов этого общества (от 60 долларов в год) IEEE издаются труды IEEE на английском языке по множеству радиотехнических и электротехнических направлений, проводятся научно-технические, конференции и семинары, осуществляется координация научных исследований, разработка технических стандартов, повышение квалификации, и пр.

В нашем институте ИРИБ работают три действительных члена общества IEEE: Широков И.Б, Редькина Е.А. и Скорик И.В.

По данным статистики в России из общего число инженеров 90 % — это мужчины. В идеале инженеру следует быть творцом. Однако сейчас радиозаводы строятся не так активно, как хотелось бы, и как это было во времена СССР.

Очень важным в деятельности инженера является момент, когда тобой на чистом листе он создаёт то, чего не было до этого нигде на Земле, то есть изобретение. Но, чтобы достигнуть такого творческого уровня надо не только упорно учиться в вузе, но и продолжать самостоятельно учится после его окончания, следить за новинками науки и техники, проявлять активность в работе.

Работа инженера подразумевает целенаправленное создание и эксплуатацию технических устройств и охватывает три вида деятельности:

¾ исследовательская научно-техническая деятельность — экспериментальные исследования и технико-экономическое обоснование проектов;

¾ конструкторская деятельность — создание и испытание макетов и опытных образцов технических систем и устройств, подготовка конструкторской/проектной документации, правил транспортировки, хранения и пр.;

¾ технологическая производственная деятельность — разработка технологий изготовления технических устройств;

¾ внедрение инженерных разработок в промышленное производство с последующей технической поддержкой.

В целом деятельность инженера находится на стыке научной работы и технической практики. В этом принципиальное отличие подготовки инженеров, например, в России и Германии от традиционной подготовки «мастеров» и «техников», отталкивавшейся только от практики, как это делается в Англии

Исторически долгое время мастер, техник-практик на производстве шел впереди инженера, но в современном мире ситуация резко изменилась, когда фундаментальная наука стала играть в области техники значительно большую роль. Инженер должен теперь обладать умением применять на практике свои теоретические знания и навыков и поэтому он должно идти не позади, а впереди практического опыта мастеров и техников.

Следует иметь в виду, что целостное образование инженера, включающее разнообразные качества и большой объем «неформальных профессиональных знаний», трудно обеспечить исключительно в рамках формального учебного процесса в вузе, со строго регламентированным числом часов, отводимых на изучение учебных дисциплин.

Для современного инженерного образования характерны следующие тенденции.

1. Увеличение значения инноваций и быстрая смена господствующих технологий резко ужесточают требования к базовому образованию инженера, качеству его интеллектуальных, волевых и организационных способностей.

2. Возрастание роли малых и средних высокотехнологичных компаний в современной экономике повышает требования к универсальности и широте подготовки инженера, который на работе оказывается одновременно в роли ученого, технического эксперта и руководителя предприятия, что существенно расширяет зону его ответственности.

3. Если ХХ столетие было веком создания системы массового, всеобщего образования, когда каждое следующее поколение обладало большим объемом «формальных знаний», полученных через школу и вуз, то сегодняшнее новое поколение не стало более образованным, чем предыдущее. В этом плане семья с ее способностью передачи «неформального знания» и тренинг в виде дополнительного инженерного образования приобретают важное значение. Примерами такого дополнительного образования являются магистратура, аспирантура, различны курсы, семинары и т. п.

Деятельность инженера в отличие педагогов, актеров, композиторов и др.), по своей роли в обществе отличается производительным техническим трудом, как важнейшим вкладом в национальный доход государства.

Посредством своей деятельности инженер реализует свои научные знания и приобретает практический опыт решения технических задач.

В настоящее время существуют следующие категории инженерных должностей.

Инженер III категории — это высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях не менее 5 лет.

Инженер II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера или других инженерно-технических должностях не менее 3 лет.

Инженер I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее 3 лет.

На современном рынке инженерных услуг действуют такие инженерные организации, как научно-исследовательские институты (НИИ), проектно-констру-кторские бюро (КБ), научно-производственные объединения(НПО) и др.

В малых компаниях, которые в наше время являются «основными генераторами инноваций», инженер часто оказывается одновременно и исследователем, и организатором работы «команды», и руководителем компании.

Ситуация для России осложняется тем, что по целому ряду технических направлений Россия находится в состоянии "догоняющего".

Принципиальной особенностью деятельности современного инженера является невозможность создания конкурентно способных систем и устройств на основе только известных решений. Ведущую роль в создании новой техники играют новых информационные технологии и новизна технических решений. Центральной фигурой в этой деятельности также является инженер, как создатель новых систем, устройств и технологий. В этой связи главная задача современной промышленности состоит в создании в кратчайшие сроки конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения.

Успешное решение перечисленных задач невозможно без постоянного накопление знаний как на стадии обучения в вузе, так и при обучении на специальных курсах, участии в научных и технических семинарах и конференциях. Квалифицированный инженер учится практически всю жизнь, чтобы не отстать в своей специальности от быстрой смены и совершенствования технических решений и технологий.

Если закон развития механики, история развития которой насчитывает тысячи лет, положить линейным, то закон развития радиотехники, история развития радиотехники меньше 150 лет, будет близок к экспоненциальному. Сейчас практически невозможно назвать отрасль науки и техники, где бы ни применялись радиотехнические устройства, приборы, системы и методы обработки информации.

За последние годы особое значение приобрёл компьютерный инжиниринг, который представляет собой исследования и разработки на основе наукоемких компьютерных программ (Computer-Aided Engineering), которые позволяют существенно ускорить процесс разработки конкурентоспособной продукции нового поколения. Компьютерное проектирование устройств (Computer-Aided DesignСАD) технологии и компьютерная разработка технологий (Computer-Aided Manufacturing — САМ) обеспечивают быстрой решение задач конструкторского и технологического проектирования, включая средства 3-D моделирования.

Например, в настоящее время одним из крупнейших поставщиков технологий проектирования микросхем и печатных плат является американская компания Cadence Design Systems, Inc, основанная в 1988 году в городе САН-Хосе штата Калифорния. В компании работает примерно 5000 сотрудников. Продуктами компании являются программы для проектирования аналоговых интегральных схем (Virtuoso Platform), цифровых интегральных схем (Encounter Platform) и др.

Сейчас очень часто можно услышать термин «Инжиниринг» (от. англ. engineering — технический) — технические услуги по разработке и подготовке производственного процесса изготовления изделий и обеспечение её реализации.

Наглядным примером инновационной малой компании, оказывающей такие услуги является инжиниринговый центр, созданный в нашем институте и возглавляемый Вертегелом В.В. В этом центре с помощью программы Cadence выполняется разработка больших интегральных схем с последующим их изготовлением на предприятии заказчика.

В настоящее время чрезвычайно актуальным для инженерного образования является организация регулярного участия студентов и сотрудников университета в выполнении реальных проектов. В связи с этим сегодня в мире осуществляется переход к так называемому проектному образованию, которое реализуется путём участия студентов в работе по выполнению конкретных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказам промышленных предприятий. При этом за время обучения (4 года – бакалавриат и 2 года – магистратура) студент должен поучаствовать в выполнении от 4 до 10 реальных проектов и, в результате, приобрести реальные умения и навыки инженерной работы.

Для успешного развития такой деятельности необходимо опережающее приобретение и внедрение в обучение компьютерных программ для проектирования радиоэлектронных систем и устройств.

Современные инженеры должны уметь задумывать, проектировать, реализовывать и управлять различными устройствами, уметь работать в команде единомышленников с целью получения экономического эффекта от результатов своей работы.

За время обучения будущие инженеры должны не только научиться проектировать и рассчитывать различные устройства и системы, грамотно писать технические документы, но и научиться не боятся нового, уметь самостоятельно приобретать новые знания, осуществлять постановку задачи исследования.

Для этого, безусловно, студент должен упорно и настойчиво учиться в вузе, где у него есть возможность общаться с преподавателями, обладающими обширными знаниями и способными передать их в доступной форме. Иногда студенты просто не понимают, что общение с преподавателями является одним из главных факторов процесса обучения.

Например, уже в IV в. до н. э., то есть 2500 лет тому назад, в Афинах возникло высшее образование. Знаменитые философы древней Греции за плату обучали желающих (в форме лекций и бесед) искусству красноречия, логике и истории философии. При этом у каждого такого учителя была небольшая группа из нескольких обучаемых, которые имели возможность постоянно общаться со своим учителем. Из современных форм обучения наиболее близкой к такой форме обучения является магистратура.

Следует сказать несколько слов о зарубежной форме обучения. Во многих зарубежных вузах студент платит за обучения и, если не сдал сессию, то остается на второй год, и снова платит. При этом срок обучения ничем не ограничен, то есть он может учиться хоть всю жизнь, но только надо каждый год платить и платить. Есть конечно система грантов, но их ещё надо уметь заслужить и доказать, что ты кому-то интересен, как будущий специалист.

Например, в Германии с 2007 года учащиеся многих вузов платят за обучение примерно 650 евро за семестр. В США плата за год обучения от 5 000 долларов в рядовом университете до 40 000 долларов в Гарварде. Стоимость года обучения в Англии га год в Оксфорде и Кембридже составляет 13 000 - 16 000 фунтов стерлингов, что не намного отличается от других университетов.

Не надо думать, что полное понимание всего, чёму учат в университете придёт мгновенно. На собственном опыте могу сказать, что более полное понимание сложных вопросов, не понятых при обучении в вузе, приходит, как правило, тогда, когда вы сталкиваетесь с ними в практической инженерной работе после окончания вуза. При этом обычно надо снова читать учебники, монографии, беседовать с опытными специалистами, экспериментировать, то есть продолжать учиться.

Только при выполнении этих условий начинающий инженер сможет эффективно применить полученные знания в своей будущей практической работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: