ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ И СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ




За все время развития цивилизации знания были, есть и будут фунда­ментальной основой развития общества. Всегда они представляли и пред­ставляют собой действенную силу. Однако функции знаний с течением времени менялись: если в древнее время знания в основном служили для саморазвития познающего, то начиная с XVIII в. знания приобретают все больше признаков производительной силы и становятся полезными не только познающему, но и всему обществу, т.е. проявляют общественный характер. Важнейшая особенность развития современных знаний заклю­чается в том, что они теперь используются для производства самих зна­ний. Поиск наиболее эффективных способов систематического и целена­правленного применения имеющихся знаний (в виде накопленной ин­формации) для получения ожидаемых результатов — это, по сути дела, и есть управление в современном понимании. В настоящее время, как нико­гда, знания необходимы для того, чтобы определить, какие новые знания нужны, насколько они целесообразны и что следует предпринять для эф­фективного их использования. Именно целенаправленное приложение знаний определяет радикальное преобразование структуры управления во всех сферах деятельности человека — от производства товаров широ­кого потребления до управления наукой, образованием и государством.

Можно привести немало примеров, когда люди благодаря талантли­вым учителям, наставникам и собственному прилежанию, вооружившись знаниями, достигали больших успехов в управлении. «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как, если отцу я обязан жизнью, то Аристоте­лю обязан всем, что дает ей цену», — так говорил Александр Македон­ский (356—323 до н.э.). Наставником и затем советником римского импе­ратора

Нерона (37—68) был выдающийся философ и писатель Сенека (ок. 4 до н.э.—65 н.э.). Российского царя Александра II (1818—1881) воспитывал известный мыслитель и поэт Василий Жуковский (1783—1852). Благородный и трудный путь управления государством Российским Петр I (1672—1725) прокладывал, опираясь на собственные знания и умения, на развитие науки российской и фундаментальное образование. Именно такое управление пробудило великую Россию от долгого сред­невекового сна.

Среди многочисленных отраслей знаний естественно-научные зна­ния — знания о природе — отличает ряд важнейших особенностей; пре­жде всего их практическая значимость и полезность (на их основе созда­ются различные производственные технологии), естественно-научные знания дают целостное представление о природе, неотъемлемой частью которой является сам человек. Они расширяют кругозор и служат основ­ной базой для изучения и усвоения всего нового, необходимого каждому человеку для управления не только своей деятельностью, но и производ­ством, группой людей, обществом, государством. Долгое время естест­венно-научные знания соотносились преимущественно со сферой бытия, сферой существования человека. С течением времени они превратились в сферу действий. Если в прежние времена знания рассматривались как преимущественно частный товар, то теперь они представляют собой то­вар общественный.

Естественно-научные знания, как и другие виды знаний, существенно отличаются от денежных, природных, трудовых и других ресурсов. Все чаще их называют интеллектуальным капиталом, общественным благом. Знания не убывают по мере их использования, и они неотчуждаемы: при­обретение одним человеком некоторых знаний никак не мешает приобре­тению тех же знаний другим людям, чего не скажешь, например, о куп­ленной паре обуви. Знания, воплощенные в книге, стоят одинаково, неза­висимо от того, сколько человек ее прочтет. Конечно, один и тот же эк­земпляр книги не могут купить одновременно многие покупатели, и стоимость издания зависит от тиража. Однако эти экономические факто­ры относятся к материальному носителю знаний — книге, а не к самим знаниям.

Вследствие своей нематериальности знания в виде информации обре­тают качество долговечности и для их распространения не существует границ. Выдающийся французский писатель и мыслитель Виктор Гюго (1802—1885) писал: «В виде печатного слова мысль стала долговечной, как никогда: она крылата, неуловима, неистребима. Она сливается с воз­духом. Во время зодчества мысль превращалась в каменную громаду и властно завладевала определенным веком и определенным пространст­вом. Ныне же она превращается в стаю птиц, разлетевшихся на все четы­ре стороны, и занимает все точки во времени и в пространстве. Разрушить можно любую массу, но как искоренить то, что вездесуще?»

' В наше время естественно-научные знания являются определяющим фактором в экономике — базовым ресурсом, имеющим такое же значе­ние, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила. Естествен­но-научные разработки, внедренные в производство, приносят большую прибыль и, следовательно, служат орудием конкуренции- Знания матери­альной сущности товаров, новейших технологий, потребительского спроса обретают дополнительный потенциал, когда становятся неотъем­лемой частью средств управления и деловой активности. Направленные действия на базе всесторонних знаний составляют сущность менеджмен­та—искусства управлять.

; Для большинства людей сегодня, как и прежде, слово «менеджмент» означает управление производственно-коммерческой деятельностью. Действительно, оно появилось вначале на крупных коммерческих пред­приятиях. Но вскоре стало ясно, что умение и искусство управления необ­ходимы на любом предприятии и в любой организации вне зависимости от их вида, структуры и функций. Выяснилось, что некоммерческие орга­низации, как государственные, так и негосударственные, еще сильнее ну­ждаются в знаниях менеджмента, в эффективных способах управления, поскольку в них отсутствует фактор прибыли, дисциплинирующий лю­бое коммерческое предприятие. Менеджер, т.е. человек, способный уме­ло и эффективно управлять, должен обладать всесторонними фундамен­тальными знаниями, среди которых важнейшую роль играют естествен­но-научные знания. Только в этом случае он будет иметь достаточно пол­ное представление об объекте управления, поскольку все объекты управления прямо или косвенно связаны с природой, с материальными ресурсами, сохранение которых — одна из приоритетных задач при лю­бом виде управления- Естественно-научные знания помогают менеджеру быстро выбрать перспективное направление предпринимательской дея­тельности, сориентироваться в новых наукоемких технологиях, на кото­рых основано производство современных, товаров и высокопрофессио-налькых услуг, оценить их качество, конкурентоспособность и т.п.

Умение эффективно управлять или, по-другому, знание менеджмен­та, хотя и в разной степени, но все же нужны каждому, независимо от вида профессиональной деятельности, ибо любая деятельность так или иначе связана с управлением. Эффективное управление на разных уров­нях — от небольшой фирмы до государства — способствует их развитию и процветанию. Не случайно во многих российских вузах открыты специ­альности менеджеров по разным отраслевым направлениям. Знание ме­неджмента необходимо, как ни странно, и ученому, в том числе и естест­воиспытателю, для того чтобы его исследования проводились не ради ис­следований, а носили результативный характер, приносили пользу и были востребованы. Значит, истинный ученый-естествоиспытатель дол­жен владеть менеджментом, а настоящему менеджеру не обойтись без ес­тественно-научных знаний.

Менеджмент и естественно-научные знания особенно важны для ру­ководителя государства: всесторонние знания — надежная гарантия при­нятия обдуманных, взвешенных, всесторонне проанализированных ре­шений, в которых не будет места строительству крупномасштабных объ­ектов, нарушающих природный баланс, например гидроэлектростанций на равнинных реках. Благодаря таким решениям станут невозможными любые испытания ядерного оружия, даже подземные, нарушающие есте­ственную динамику тектонической активности земной коры, а будут соз­даваться перспективные источники энергии с высоким КПД, автомобили и самолеты с высокоэффективными двигателями, потребляющими срав­нительно мало топлива, строиться дома с надежной теплозащитой и т.п. Очевидно, что подобные знания нужны не только руководителю государ­ства, но и всем гражданам, так как они формируют общественное мнение, влияющее на принятие тех иди иных решений на уровне государства.

Все большее распространение эффективного управления и его ре­зультативность способствовали пониманию его сущности, т.е. того, что оно представляет на самом деле. Сравнительно недавно понятия «руково­дитель», «начальник», «менеджер» сводились к одним и тем же словам:

«человек, отвечающий за работу своих подчиненных», а само управление ассоциировалось с высокими должностями и властью. Видимо, многие до сих пор сохранили подобное представление об этих понятиях. Только к началу 50-х годов прошлого века содержание и смысл названных поня­тий принципиально изменились. Они стали означать: «человек, отвечаю­щий за эффективность и результаты работы коллектива». Сегодня и это определение стало слишком узким и не отражает перспективу развития самой сферы управления, которой в большей степени соответствует со­временное определение: «человек, отвечающий за применение знаний и его эффективность».

Принципиальное изменение целей, функций и задач управления отра­жает новый подход к знаниям как важнейшему из всех ресурсов. Земля, рабочая сила, капитал сегодня становятся ограничивающими факторами, хотя без них даже самые современные знания не могут принести плодов и сделать управление эффективным. Всесторонние знания, и прежде всего естественно-научные знания, изменяют коренным образом структуру управления современным обществом и создают новые движущие силы его социального и экономического развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: