ТЭК Защитник крепости. Аскизская культура.




На поселении сохранилось большое количество материалов, позволяющих представить процесс развития военного дела.

Военный доспех находился на мировом уровне.

Военный гарнизон крепости состоял преимущественно из всадников, одетых в кольчугу и панцирь. Защитным вооружением был щит, реконструкция выполнена объединением мастеров «Радомир» на основе уникальной находки – медальона с изображением всадника с мечем и щитом. На вооружении находились сабли, луки со стрелами, копья. Сохранилось большое число частей сабель и местных вариантов наконечников стрел. Среди них выделяются три позолоченных наконечника стрелы. В состав военного доспеха входили также пояса и предметы быта (нож, кресало, шило).

Вашему вниманию представлена реконструкция арбалета, выполненная также Объединением мастеров «Радомир». Арбалет представляет собой крупный крепостной самострел со станком, ползуном и полуметровой дугой, прикрепленной к ложу толстыми конопляными веревками. Длина арбалета 2 метра, ширина 1,5 метра. Арбалеты, или, как их называли на Руси самострелы, использовались как защитниками крепости, так и осаждавшими их монголо – татарами.

Об оружии монгол мы можем судить по описаниям, составленным Плано Карпини: «Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука или по меньшей мере один хороший и три больших колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны несколько кривые (сабли. – Г.Б.); у них есть также вооруженная лошадь, прикрытия для голеней, шлемы и латы» (Плано Карпини, 1997, с.53). Именно такой набор оружия наиболее часто встречается на Золотаревском поселении.

Для защиты городища использовался военный отряд. Ведущее место в отряде занимали выходцы с Алтая, где в это время существовала аскизская культура, на базе которой сформировались современные хакасы и киргизы. По степени влияния на местное население и основным занятиям (война и торговля) их вполне можно сопоставить с варягами.

Сибирские корни прослеживаются и в такой большой группе предметов, как наконечники стрел. Примерно третья часть из них связана с монгольским нашествием, но встречаются сибирские наконечники и более раннего времени. В производстве местных наконечников стрел прослеживаются восточные традиции, особенно в группе долотовидных наконечников. Отличительной чертой является большое количество деталей сабельного оружия, а также целые сабли.

Монголы. Сражение

Городище защищали булгары, буртасы, мордва, русские, кыпчаки, хакасы.

Состав монгольского войска был многонациональный, но преобладали в нем тюркские племена.

Сведения о монголах, достигая Европы, приобретали мифические черты, а монгольское нашествие сравнивалось с концом света: «… головы у них слишком большие и совсем несоразмерные туловища. Питаются они сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники… В Войнах они непобедимы, в сражениях неутомимы… Стремительные как молнии, достигли они самых пределов христианских и, учиня великое разорение и гибель, вселили во всех невыразимый страх и ужас.» (Матузова В.И. Английские средневековые источники, IХ – ХIII вв. М., 1979, с.138)

На Золотаревском поселении найдено около 1000 наконечников стрел, относящихся к монголам. Особенности монгольских стрел – их долотовидные наконечники.

Место нахождение Золотаревского поселения – возле переправы – позволяло ему в мирное время процветать. Но в военное лихолетье оно стало причиной его гибели.

После разгрома Волжской Булгарии войска хана Батыя перешли осенью 1237 году Волгу и двинулись на Запад. И первой на их пути была Русь. Но прежде чем двинуться дальше армия Батыя всю осень простояла в верховьях р. Суры. Именно здесь произошло сражение, на территории которого сохранилось, пожалуй, самое большое в Европе количество свидетельств этой битвы. Местному населению пришлось принять сражение. Монгольское войско, следовавшее на Русь, не могло обойти городище, минуя брод. И не могло оставить эту крепость в своем тылу. Поселение обречено было на гибель.

Схватка была жестокой и продолжалась не менее двух суток, и днем и ночью, в поле и на стенах крепости. При осаде крепости, как известно, монголы сражались круглосуточно, чтобы измотать противника перед штурмом. Сами же монголы сражались «в две смены» - одна половина войска сражалась, непрерывно обстреливая осажденных, вторая отдыхала. Впрочем, осажденные и сами совершали конные вылазки и нападали на монгол. Однако практически все были разбиты.

Исход сражения решили катапульты и стенобитные орудия: они забросали городище гранитными ядрами и проломили стены крепости. Собственно, его исход был ясен заранее. 10-15 тысяч монгольских всадников противостояло всего лишь более тысячи воинов и столько же ополченцев.

Штурм крепости закончился поголовным уничтожением горожан. В одном из раскопанных жилищ нашли останки целой семьи: старик, женщина и мужчина и мальчик. У всех были пробиты головы одной булавой, а старик сгорел заживо. Разгромлены и стерты с лица земли были и другие селения в округе. Разрубленные тела погибших остались лежать на поле брани не погребенными. Хоронить их было некому. Это был обычный финал битвы монгол с непокорными народами. Впрочем, пострадало и монгольское войско, о чем свидетельствуют многочисленные поврежденные восточные украшения и предметы вооружения, раскиданные по всему полю боя.

Клады

Почти все клады на Золотаревском поселении связаны с 1237 годом. Сведения о движении монгольского войска дошли до жителей Золотаревского поселения. Они стали прятать все подряд. Одни прятали дорогие украшения, другие орудия труда и инструменты, третьи посуду и одежду. Из всех кладов только в одном был встречен оберег в виде «чертового пальца», остальные просто наспех зарывали вещи в землю.

Люди рассчитывали, что сумеют отбиться от монголов и потом можно будет снова достать все спрятанное. Однако все жители города были убиты и потому все закопанные вещи остались лежать в земле.

Изучение этих кладов позволяет восстановить историю развития местного ремесла и торговые связи с близкими и далекими народами и государствами.

 

Для мордовского населения Примокшанья, селища которого располагались в лесистой местности, монголо-татарское нашествие не оказало столь разрушительного воздействия. Многие из мордовских поселений сохранились на своих прежних местах. Однако их захоронения становятся значительно беднее погребальным инвентарем.

Город Мохши.

Для сбора налогов и управления покоренным населением края на месте современного города Наровчата в конце XIII в. был основан город Мохши, о чем свидетельствуют данные летописных источников и находки монет, которые чеканились в этом городе.

Длительное время этот город не могли найти, пока в 1922 г. не была организована археологическая экспедиция А.А. Кроткова. В 1960-е годы раскопки в Наровчате были продолжены московским археологом А.Е. Алиховой.

Город Мохши являлся центром северо-западного улуса. В городе чеканилась своя монета. Здесь велось строительство кирпичных домов с подпольным отоплением, общественных бань, караван-сараев. В городе возводится одна из первых в Золотой орде белокаменных мечетей. Большого размаха достигло также строительство погребальных сооружений, остатки которых неоднократно встречались в местечке Мизгить и его окрестностях. Нередко кирпичные мавзолеи снаружи декорировались керамической плиткой, покрытой поливой.

В 1395 г. город был уничтожен войском Тимура.

 

Золотаревское городище представляет собой реальные доказательства героической обороны народов Восточной Европы против монгольской армии. Не даром, на гербе Пензенского района Пензенской области с 2007 г. изображена одна из самых ярких и узнаваемых находок - бронзовая накладка в виде личины в маске льва с крином.

.В 2007 г. авторским коллективом пензенского государственно университета архитектуры и строительства под руководством Елены Геннадьевны Лапшиной был разработан план по созданию историко-туристического комплекса «Золотаревское городище».

Разработчики проекта получили диплом 3-й степени на Третьем инвестиционном форуме в секции «Развитие городской среды».

Перед Вами макет историко-туристического комплекса «Золотаревское городище».

Территория самого городища – это историческая зона, которая закрыта для эксплуатации.

Предусмотрено создание историко-этнографической зоны (экстремального туризма), представляющей собой реконструированную копию Золотаревского городища с «поселением» на ней посетителей, а также туристической зоны с организацией гостиницы, административного здания и др. сопутствующих зданий.

Предполагается и создание зоны активного отдыха на побережье Сурского водохранилища.

 

Золотаревское городище объединило в себе, с одной стороны, экономическую и политическую жизнь средневековых поселений в домонгольский период, а с другой стороны – стало свидетелем кровавого штурма, окончившегося гибелью поселения. Большое количество археологических находок(орудий труда, ремесленных изделий и оружия) позволяет проследить эволюцию материальной культуры с III по ХIII век, что делает Золотаревское городище одним из самых ярких памятников средневековой истории и культуры не только Сурского края, но и Восточной Европы.


 

Литература:

1. Пензенская энциклопедия // под ред. К.Д. Вишневского. М., Научное издательство: Большая Российская энциклопедия, 2001. С. 759

2. Белорыбкин Г.Н. Золотаревское городище. СПб.-Пенза: Издательство, 2001. С. 198

3. Белорыбкин Г.Н. Древняя история Пензенского края. Пенза, 1988.

4. Полесских М.Р. В недрах времен. Пенза, 1956.

5. Полесских М.Р. Памятники материальной культуры Пензенской области. Пенза, 1960.

6. Лебедев В.И. Загадочный город Мохши. Пенза, 1958.

7. Буклет «Золотаревское городище». Пенза, 2004

8. Буклет «Золотаревское сражение». Пенза, 2004

9. Буклет «Золотаревское городище». Пенза, 2004



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: