Категория проблемы
- социальная
- философская
- общественно-политическая
- психологическая
- идеологическая
- нравственная
- морально-этическая
- международная
- межнациональная
- эстетическая
- культурная
- научная
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов
- общественно значимая
- злободневная
- животрепещущая
- актуальная
- жизненная
- насущная
- острая
- важная
- серьезная
- спорная
- глубокая
- назревшая
- неразрешимая и наболевшая
- мучительная
- жгучая
- первоочередная
- сложная
Подсказка: если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – не что иное, как авторская позиция.
Проблема может заставить читателя
- глубоко задуматься
- серьезно поразмыслить
- рассуждать вместе с автором
- лучше понять себя и окружающий мир (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.)
-серьезнее относиться
- переосмыслить своё отношение к…
- по-иному посмотреть на…
- критичнее относиться к…
- обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)
- поделиться мыслями о…
- оценить истинный масштаб чего-то
- оценить собственную позицию
- открыто выразить своё отношение к…
- заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.)
- заняться её глубоким изучением
- с горечью понять, что
- иронично относиться к…
- испытать потребность в чём-либо и т.п.
Отражение авторской позиции
Текст, образно говоря, является своеобразной «визитной карточкой» автора: одну и ту же тему, одинаковые проблемы каждый писатель рассматривает и решает по-своему. Всё: и форма, и содержание произведения – наглядное проявление авторской позиции. Учащиеся должны знать, что всё в тексте «представляет» автора – от заглавия, темы, до выбора языковых средств выразительности, поэтому, безусловно, велика его роль.
Автор может
- посвящать свою статью | -ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа |
- решать заявленную проблему | - помочь читателю по-новому увидеть традиционную проблему |
- полемически заострять тему (проблему) | - утверждать, что… |
- эмоционально воздействовать на читателя | - ставить перед читателями цель – найти решение сложных жизненных проблем |
- делать читателя своим союзником | - намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы |
- образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого) | -заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы _делать нравственный выбор |
- выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы) | - приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни |
-усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо | - убедительно доказывать, используя конкретные примеры |
-передать глубину мыслей, чувств, размышлений | - дать новую жизнь старой теме (проблеме) |
-раскрывать сущность поставленных проблем | - формировать положительное или отрицательное отношение читателей к поднятым проблемам |
-заставить читателя задуматься над проблемой | - иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д.) говорить о героях и событиях |
-показать злободневность рассматриваемой им проблемы | - показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни |
- формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятой проблеме | - открыто заявлять о своей гражданской позиции по отношению к… |
- пытаться найти причины явлений | - призывать читателя к… |
- показывать негативную сторону нашей жизни | - побуждать искать истину |
- выражать мнение большинства | - заставить переоценить отношение к… |
- пытаться понять, почему | - «глаголом жечь сердца людей» |
При всём этом автор стремится реализовать в тексте следующие основные цели:
Поделиться с читателями своими размышлениями, передав ему свою заинтересованность данной проблемой.
Эмоционально воздействовать на читателя.
Найти в нём единомышленника и убедить в правоте своей точки зрения.
Какие клише можно использовать, формулируя авторскую позицию?
- Автор считает, что…
- Автор утверждает, что…
- Автор убеждён, что…
- Автору важно убедить читателя в том, что…
- Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
- Задача автора – убедить читателя в том, что…
- Автор подводит читателя к мысли о том, что…
- Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
- Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …
-«…..» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста (главная мысль).
- … - вот основная идея (мысль) текста.
- - в этом предложении звучит прямая авторская оценка…
-….. – вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
- Позиция автора очевидна: …
Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация
Мало заявить: «Я полностью или частично разделяю позицию автора…». Ученик должен сказать самое главное: почему он согласен или не согласен с автором, почему автор прав или не прав. Без этих рассуждений ученик просто не выстроит аргументацию.
Оценочные слова (см. список ниже) помогут вам передать впечатления от прочитанного:
- с удовольствием прочитал…
- к немалому удивлению, узнал, что…
- разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
- возмущает (радует, восхищает, огорчает… и т.п.) то, что…
Иногда с точкой зрения автора трудно согласиться. Тогда следует аргументированно поспорить, изложить свои собственные размышления и выводы. Как можно этически корректно возразить автору, излагая свою позицию? Например, так:
- Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
- Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что…
- Вызывает сомнение тезис о том, что…
- Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
В качестве аргументов могут быть использованы:
названия событий, цитаты, даты, различные факты, собственные наблюдения и выводы, ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы, имена исторических деятелей, ссылки на признанные авторитеты и их произведения, свидетельства очевидцев, статистические данные, научные данные, примеры из художественной, научно-популярной, исторической, публицистической литературы, примеры из жизни окружающих людей, различные общественные законы, народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.