Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация




Категория проблемы

- социальная

- философская

- общественно-политическая

- психологическая

- идеологическая

- нравственная

- морально-этическая

- международная

- межнациональная

- эстетическая

- культурная

- научная

 

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов

- общественно значимая

- злободневная

- животрепещущая

- актуальная

- жизненная

- насущная

- острая

- важная

- серьезная

- спорная

- глубокая

- назревшая

- неразрешимая и наболевшая

- мучительная

- жгучая

- первоочередная

- сложная

 

Подсказка: если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – не что иное, как авторская позиция.

Проблема может заставить читателя

 

- глубоко задуматься

- серьезно поразмыслить

- рассуждать вместе с автором

- лучше понять себя и окружающий мир (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.)

-серьезнее относиться

- переосмыслить своё отношение к…

- по-иному посмотреть на…

- критичнее относиться к…

- обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)

- поделиться мыслями о…

- оценить истинный масштаб чего-то

- оценить собственную позицию

- открыто выразить своё отношение к…

- заняться самовоспитанием (охраной культурной среды, природы и др.)

- заняться её глубоким изучением

- с горечью понять, что

- иронично относиться к…

- испытать потребность в чём-либо и т.п.

 

Отражение авторской позиции

Текст, образно говоря, является своеобразной «визитной карточкой» автора: одну и ту же тему, одинаковые проблемы каждый писатель рассматривает и решает по-своему. Всё: и форма, и содержание произведения – наглядное проявление авторской позиции. Учащиеся должны знать, что всё в тексте «представляет» автора – от заглавия, темы, до выбора языковых средств выразительности, поэтому, безусловно, велика его роль.

 

Автор может

- посвящать свою статью -ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
- решать заявленную проблему - помочь читателю по-новому увидеть традиционную проблему
- полемически заострять тему (проблему) - утверждать, что…
- эмоционально воздействовать на читателя - ставить перед читателями цель – найти решение сложных жизненных проблем
- делать читателя своим союзником - намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
- образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого) -заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы _делать нравственный выбор
- выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы) - приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
-усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо - убедительно доказывать, используя конкретные примеры
-передать глубину мыслей, чувств, размышлений - дать новую жизнь старой теме (проблеме)
-раскрывать сущность поставленных проблем - формировать положительное или отрицательное отношение читателей к поднятым проблемам
-заставить читателя задуматься над проблемой - иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д.) говорить о героях и событиях
-показать злободневность рассматриваемой им проблемы - показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни
- формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятой проблеме - открыто заявлять о своей гражданской позиции по отношению к…  
- пытаться найти причины явлений - призывать читателя к…
- показывать негативную сторону нашей жизни - побуждать искать истину
- выражать мнение большинства - заставить переоценить отношение к…
- пытаться понять, почему - «глаголом жечь сердца людей»

При всём этом автор стремится реализовать в тексте следующие основные цели:

 

Поделиться с читателями своими размышлениями, передав ему свою заинтересованность данной проблемой.

Эмоционально воздействовать на читателя.

Найти в нём единомышленника и убедить в правоте своей точки зрения.

 

 

Какие клише можно использовать, формулируя авторскую позицию?

- Автор считает, что…

- Автор утверждает, что…

- Автор убеждён, что…

- Автору важно убедить читателя в том, что…

- Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

- Задача автора – убедить читателя в том, что…

- Автор подводит читателя к мысли о том, что…

- Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…

- Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …

-«…..» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста (главная мысль).

- … - вот основная идея (мысль) текста.

- - в этом предложении звучит прямая авторская оценка…

-….. – вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

- Позиция автора очевидна: …

 

Изложение личностного отношения к поставленной проблеме и его аргументация

 

Мало заявить: «Я полностью или частично разделяю позицию автора…». Ученик должен сказать самое главное: почему он согласен или не согласен с автором, почему автор прав или не прав. Без этих рассуждений ученик просто не выстроит аргументацию.

Оценочные слова (см. список ниже) помогут вам передать впечатления от прочитанного:

 

- с удовольствием прочитал…

- к немалому удивлению, узнал, что…

- разделяя негодование автора, хочу сказать, что…

- возмущает (радует, восхищает, огорчает… и т.п.) то, что…

 

Иногда с точкой зрения автора трудно согласиться. Тогда следует аргументированно поспорить, изложить свои собственные размышления и выводы. Как можно этически корректно возразить автору, излагая свою позицию? Например, так:

 

- Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…

- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

- Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.

- Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что…

- Вызывает сомнение тезис о том, что…

- Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.

 

В качестве аргументов могут быть использованы:

названия событий, цитаты, даты, различные факты, собственные наблюдения и выводы, ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы, имена исторических деятелей, ссылки на признанные авторитеты и их произведения, свидетельства очевидцев, статистические данные, научные данные, примеры из художественной, научно-популярной, исторической, публицистической литературы, примеры из жизни окружающих людей, различные общественные законы, народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: