Тема 3. Окружение, жизненный цикл, участники проекта.




Окружение проекта: внешнее и внутреннее; влияние окружения на управление проектом.

Окружение проекта – среда проекта, порождающая совокупность внутренних и внешних сил, которые способствуют или мешают достижению целей проекта.
Внешнее окружение (если проект внутри организации).

Из ближнего окружения факторами влияния на проект являются: - Руководитель - Сфера финансов- Сфера сбыта, - Сфера производства - Материальное обеспечение – Инфраструктура - Очистка и утилизация отходов.

Дальнее окружение: - Политические и экономические факторы - Социальные - Научно-технические - Природные, экологические факторы - Внутреннее окружение.
На проект влияние оказывает внутренняя среда самого проекта:-Распределение прав, ответственности - Психологический климат - Стиль руководства - Методы и средства коммуникаций - Социальные условия проекта (з/п, техника безопасности, стандартные условия деятельности, социальное обеспечение).

Жизненный цикл проекта

Это полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется исходя из технологий производства, работ и потребностей контроля со стороны организаций, вовлеченных в проект.
Фаза – набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта. Полная совокупность фаз проекта образует жизненный цикл проекта. Понятие жизненного цикла одно из центральных в методологии управления проектом. Чаще всего выделяют 4 фазы жизненного цикла проектом: - Концептуальная - Фаза разработки - Фаза реализации - Фаза окончания проекта

Участники проекта

Участники проекта – физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
Инициатор – Заказчик – Инвестор – Руководитель - Команда проекта – Проектировщик - Генеральный подрядчик – Поставщики – Контрактники - Владельцы земельных участков - Потребители конечной продукции - Общественные группы и население, чьи интересы затрагивают проект - Спонсоры проекта (куратор) Различные консалтинговые, юридические организации …

Команда проекта понимается в двух смыслах: во-первых как специальная временная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта. Во-вторых, это все заинтересованные участники проекта.
Тема 4. Стратегия организации и выбор проекта.

Миссия – основное предназначение, т.е. производство продукта, услуг.
Стратегия – долговременная цепочка действий по достижению цели. Это деятельность, которую обеспечивает безопасность и учитывает риски. Стратегия реализует задачи. Стратегия реализуется в виде проекта: - Определение миссииЦели, задачи - Формулировка стратегии для достижения цели - Осуществление стратегии посредством управления проектом.

Специалисты считают, что руководители проектов, которые не понимают своей роли в осуществлении стратегий своей организации, часто совершают ошибки:
- Сосредоточение на отдельных клиентах, а не на доле рынка - Стремление обслужить каждого клиента вместо акцента на соотношение 20%-80% -
Руководители проекта должны уметь продемонстрировать руководителям высшего звена, какой вклад в их проект вносит деятельность всей компании.
Переход к проектно-ориентированному управлению в организации, это управленческий подход при котором отдельно взятые заказы и задания рассматриваются как отдельные проекты и к ним применяются методы:
Портфельная система управления проектом.
Портфельное управление означает, что проекты соответствуют стратегическим целям, расположенным по приоритетам. Критерии отбора: финансовые, нефинансовые.
Финансовые критерии часто являются приоритетными. Используются показатели доходности, прибыльности, NPV, срока окупаемости. Однако финансовая доходность не всегда отражает стратегическую важность. Считается, что длительное выживание зависит от развития основных компетенций организации.
Нефинансовые критерии: уменьшение независимости от ненадежных поставщиков; развитие технологий будущего периода; поддержание бренда; создание помех конкурентам по выходу на рынок.
Портфельное управление требует различных критериев и в крупных организациях скоринговые модели, когда определение веса критериев и по ним определяются приоритеты.
Критерии для выбора проекта – область, где начинает проявляться власть портфеля.
Далее осуществляется окончательный выбор приоритетности проекта. Важная роль куратора проекта, который знает основные ограничения и окончательный выбор осуществляет высшее руководство. Это не просто одобрение, это публичное объявление обязательств по осуществлению целей, сроков, стратегии реализации проектов.
Управление портфелем переводит систему на шаг вперед. От высшего звена исходят критерии выбора проекта, и оно должно ежегодно решать, как сбалансировать ресурсы среди различных проектов (людей, капитал) по их типам и рискам. Все это требует целостного подхода к управлению проектом, а члены команды по приоритетам должны быть закаленными менеджерами, способные к постановке жестких вопросов по определению истины или заявлению целей.
Тема 5. Разработка концепции проекта.

Общественные потребности – главный источник потенциальной энергии экономики. Будучи только выявленный и правильно скоординированный, воплощается в мощность производственных фондов. Оценка масштабов позволяет определить емкость порожденного в ней нового рынка.
Основная зона рисков:
1. Сфера потерь

2. Получение точной прогнозной информации о центрах власти;

3. Платежи собственником других активов.

Под каждую выявляются потребности, надо сконструировать схему соответствующую потребительской стоимости.
Формирование замысла проекта. Концепция проекта.
В большинстве случаев проекты начинаются с формирования инвестиционного замысла: его общее назначение; мощность; номенклатура продукции; место размещения; источники и условия финансирования разрабатываются заказчиком на договорной основе проектных лиц, имеющих право на соответствующий вид деятельности. Материалы инвестиционного замысла предназначены о целесообразности инвестиций в данный проект. Вся деятельность по инициации проекта состоит из процессов, которые характеризуют начальный этап разработки проекта. Нередко они осуществляются вне рамок проекта, а затем выбирается менеджер проекта, разрабатывается устав проекта. В российской практике данный документ чаще называется концепция проекта.
Концепция – определение способности понимания, трактовки предмета является процессом основания точного зрения на предмет; руководящая идея. У каждого проекта должна быть концепция.
Если проект небольшой, то для изложения концепции достаточно несколько абзацев. Функции концепции – подтверждение и согласование единого видения, цели, задач и результатов участниками проектов. Концепция содержит разделы:
- Название проекта - Цели проекта - Результаты проекта - Допущения и ограничения - Ключевые участники и заинтересованные стороны - Ресурсы проекта – Риски - Критерии приемки (нормы, стандарты, ТЗ, заказы).
Обоснования полезности проекта

Цели, отвечающие на вопрос: «Зачем данный проект нужен?». Цели: изменения в компании, автоматизация ряда бизнес-процессов; реализация стратегического плана (завоевание рынка за счет вывода нового продукта); разрешение специфических проблем (доработка ПО).
Допущения и ограничения.
Обязательная сертификация продукта. Цена - стоит брать или нет.
Предварительная проработка целей и задач проекта.
Цели и основные задачи проекта, декомпозирующиеся на подцели и более мелкие задачи, которые должны быть четко определены и сформулированы.
Цели и задачи – основные характеристики проекта:
- Наличие альтернативных решений, спрос на продукцию, оценка уровня цен на продукцию - Сложность проекта - Продолжение проекта - Инвестиционный климат в районе проекта - Исходная разрешающая документация - Соотношение затрат и результатов проекта - Предварительный анализ осуществимости проекта.
После осуществления целей и задач, проводится предварительный анализ осуществления проекта и для этого проводят экспертную оценку на основе присвоения фактора влияния соответствующих баллов, а затем через интегрирование баллов определяется степень осуществления. И если проект достоин осуществления, то определяется состав сведений для дальнейшей разработки: - Инженерно-дилогического изыскания - Оценка окружения среды и источников сырья - Социокультурная характеристика населения - Детальный маркетинг

Декларация о намерениях – важный документ, которые представляется в органы власти в соответствии с которым, дается разрешение уже не только со стороны заказчика, но и органов власти для ведения работ на земельном участке. Почти одновременно с декларацией, дает задание на предпроектное обоснование инвестиций.
Инициация проекта.
Начинается с появления идеи проекта и продолжается до принятия решения об участии или неучастии в этом проекте. Инициация – это старт проекта, происходит через стадии:

1.Определяются проблемы, которые необходимо решить или определение возможностей реализации, которых даст компании преимущества на рынке. 2.Обозначение измеримого и ожидаемого результат проекта.

3. Анализ достижения цели проекта

4. Принятие решения о старте (отмене проекта)

5. Определение приоритетности проекта

6. Назначение менеджера проекта
7. Фиксация точки старта проекта

Прединвестиционная фаза проекта.

Эта фаза состоит из следующих конкретных действий:
1. Прединвестиционные исследования. По данным инвестиционного банка затраты составляют: на формирование инвестиционного предложения, ходатайства о намерениях; на исследование инвестиционных возможностей.

2.Проектный анализ. В МГУ читается специальный курс «Проектный анализ» – это особый вид анализа. По содержанию состоит из 7 видов анализа:

- Технический анализ, т.е. является ли проект технически обоснованным

- Коммерческий анализ (маркетинговый)

- Экологический анализ, т.е. какое влияние оказывает проект на окружающую среду

- Институт анализ, т.е. в какой степени различные институты, способствуют осуществлению проекта

- Социальный анализ, т.е. в какой степени учитываются интересы разных социальных групп

- Финансовый анализ, т.е. является ли проект финансово жизнеспособным и финансово реализуемым

- Экономический анализ, т.е. какова эффективность проекта для общества.

Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости.
Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их стоимости, сроков реализации и прибыльности. В результате такой оценки инвестор (заказчик) должен быть уверен, что на продукцию, являющуюся результатом проекта, в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечивала бы покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженностей и удовлетворительную окупаемость капиталовложений.
Эта задача решается в рамках Обоснования инвестиций (см. выше) и выполняется группой заказчика или независимой консультационной фирмой.
Оценка жизнеспособности проекта призвана ответить на следующие вопросы:
возможность обеспечить требуемую динамику инвестиций способность проекта генерировать потоки доходов, достаточных для компенсации его инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска.
В качестве базы сравнения как при наличии ряда альтернативных вариантов, так и единственного варианта, принимается т. н. ситуация «без проекта». Это означает, что в случае, например, проекта реконструкции предприятия следует сравнивать показатели проекта с показателями действующего предприятия, а при намерении строить новое предприятие — с ситуацией «без строительства нового предприятия».
Работа по оценке жизнеспособности проекта обычно проводится в 2 этапа:
1. из альтернативных вариантов проекта выбирается наиболее жизнеспособный;

2.для выбранного варианта проекта подбираются методы финансирования и структура инвестиций, обеспечивающие максимальную жизнеспособность проекта.

Жизнеспособность проекта оценивают с помощью методов анализа эффективности вариантов проекта.
Финансовая реализуемость - показатель (принимающий два значения — «да» или «нет»), характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Требование финансовой реализуемости определяет необходимый объем финансирования ИП. При выявлении финансовой нереализуемости схема финансирования и, возможно, отдельные элементы организационно-экономического механизма проекта должны быть скорректированы.
Финансовая реализуемость проверяется для совокупного капитала всех участников проекта, исключая общество (но включая государство и всех коммерческих участников, в том числе и кредиторов). Денежные потоки, поступающие от каждого участника в проект, являются в этом случае притоками (и берутся со знаком «плюс»), а потоки, поступающие к каждому участнику из проекта, — оттоками (со знаком «минус»). Помимо этого, рассматривается денежный поток самого проекта (в данном случае сумма потоков от выручки и прочих доходов — это притоки, записывающиеся со знаком «плюс», плюс инвестиционные и производственные затраты, не считая налогов, — оттоки, записывающиеся со знаком «минус»).
Технико-экономическое обоснование

Технико-экономическое обоснование. Нередко ТЭО называется еще самим проектом. На основе ТЭО подготавливается тендерная документация, торги, заключаются контракты, финансирование, готовится рабочая документация. Разработка ТЭО ведется заказчиком после положительного решения местных органов власти по поводу ходатайства намерения и рассмотрения условий предоставления земельного участка.
ТЭО состоит из следующих разделов:-Пояснительная записка - Генеральный план и транспорт - Технологические решения - Управление производством, предприятием и организация условий охраны труда - Инженерное оборудование, сети, системы - Организация строительства - Охрана окружающей среды - Мероприятия гражданской обороны - Сметная документация - Эффективность инвестиций.

В итоге определяется следующие основные показатели проекта:
- мощность (в физическом исчислении); - стоимость продукции; - количество рабочих мест - стоимость строительства и производственных фондов -
продолжительность строительства - себестоимость по видам продукции – прибыль - чистая прибыль - срок окупаемости - NPV (Чистая приведённая стоимость) и IRR (внутренняя норма рентабельности).

После утверждения ТЭО заказчиком и инвестором принимается инвестиционное решение, заказчик обращается в органы власти с ходатайством об изъятии предварительного решения о соглашения земельного участка под проект.
Тема 6. Бизнес-план в управлении проектом

По законодательству об инвестиционной деятельности инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капиталовложений, в том числе необходимая проектная документация, а так же описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Бизнес-план – часть инвестиционного проекта. Это инструмент осуществления проекта, когда проектом предусматривается бизнес-деятельность, но далеко не каждый проект предполагает бизнес-деятельность.
Бизнес-план — это документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить компании, способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Бизнес-план:
- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
- содержит ориентир развития проекта (предприятия, компании);
- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Краткая структура бизнес-плана.
Титульная страница -Резюме проекта - Описание компании, автора - Описание продукта, услуги - Маркетинговый анализ - Стратегия продвижения товара -
Производство - План по персоналу - Организационная структура и управление -
Финансовый план - Анализ рисков проекта - Приложения к бизнес-плану.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: