Тема 8. Товарная политика.
Сущность, цели и задачи товарной политики.
Товарная политика- совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей. Товарная политика включает в себя ассортиментную политику, а также предполагает использование товарных стратегий. Достижение основных целей товарной политики осуществляется путем решения задач в двух основополагающих областях: -создание новых товаров— поиск, создание, развитие и вывод новых товаров на рынок; -сопровождение товаров— регулирование качества товара, контроль над поведением товара на рынке, проведение сервисного обслуживания и др.
Сущность товарной политики заключается в определении и поддержании оптимальной структуры набора предоставляемых услуг, которые необходимо продавать. Товарная политика предполагает осуществление следующих мероприятий: модификация изготовляемых товаров; разработка новых видов продукции; снятие с производства устаревших товаров; установление оптимальной номенклатуры изготавливаемых изделий; обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров; установление целесообразности и выявление возможностей использования товарных знаков; создание необходимой упаковки и проведение маркетинга товаров; организация сервисного обслуживания.
Товарная политика предполагает определенные действия изготовителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Отсутствие товарной политики приводит к неустойчивости ассортимента вследствие воздействия случайных или преходящих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.
Цели товарной политики:
· обеспечить преемственность решений и мер по формированию оптимального ассортимента;
· поддерживать конкурентоспособность товаров на заданном уровне;
· целенаправленно адаптировать ассортиментный набор к требованиям рынка (покупателей);
· находить для товаров перспективные сегменты и ниши;
· способствовать разработке и осуществлению стратегии товарных знаков, упаковки, сервиса.
Задачи товарной политики:
· оптимизация ассортимента;
· установление темпов обновления ассортимента в целом;
· определение оптимального соотношения между новыми и старыми продуктами в производственной программе;
· регулирование соотношения между освоенными и новыми рынками;
· определение уровня обновления продуктов текущего ассортимента;
· планирование выхода на рынок с новыми товарами;
· выбор времени выхода на рынок с новыми товарами;
· поддержание оптимальных сроков изъятия из программы морально устаревших товаров.
Формирование и управление ассортиментом
Формирование ассортимента –процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей для успешной работы на рынке и обеспечения экономической эффективности деятельности организации. Формирование ассортимента должно строиться с учетом достижения целей предприятия, определенных руководством. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от существующей действительности, должны учитываться все виды активности организации, направленные на отбор продукции для производства и последующей реализации в торговле, приведение характеристик товаров в соответствие с требованиями и возможностями потребителей.
Управление ассортиментом –деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента и его развитие в соответствии с конъюнктурой рынка и стратегическими целями организации. Управление ассортиментом на разных уровнях хозяйствования страны имеет свои особенности. Так, на промышленных предприятиях основными элементами управления ассортиментом продукции являются:
- маркетинговые исследования закономерностей покупательского поведения на товарном рынке;
- маркетинговые исследования товаров, производимых предприятиями (с точки зрения их конкурентоспособности, соответствия требованиям покупателей);
- планирование ассортимента продукции - обоснованный отбор изделий для будущего производства и сбыта, а также приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей (исключение изделий из товарного ассортимента должно быть только по причине их недостаточной рентабельности, снижения конкурентоспособности, морального износа);
- рассмотрение предложений об освоении новых изделий;
- исследование потенциального спроса на рынке на новые изделия, ранее не производившиеся на предприятии;
- разработка спецификаций на новые виды продукции в соответствии с требованиями потенциальных покупателей;
- исследование возможностей производства и сбыта новых видов продукции на конкретном предприятии (наличие квалифицированного персонала, обеспеченность необходимым современным оборудованием, финансовыми и материальными ресурсами, соответствие имеющегося уровня технологического процесса требованиям времени, обеспеченность каналами сбыта, возможность освоения нового рынка или сегмента рынка и т.д.);
- организация выпуска и продажи пробной партии новых изделий, разработка рекомендаций о возможности производства новых изделий, включая вопросы себестоимости, цены и рентабельности единицы новой продукции;
- подготовка рекомендаций по сбыту новой продукции (установление времени выпуска новых изделий на рынок, масштабы начальной реализации товара, определение пунктов продажи, разработка планов сбыта, проведение мероприятий по продвижению новых товаров на рынок).
К основным принципам управления ассортиментом могут быть отнесены:
- ориентация на маркетинговые исследования;
- координация взаимосвязанных видов деятельности в сфере производства (научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической);
- координация взаимосвязанных видов деятельности в
сфере обращения (исследование конъюнктуры рынка, обеспечение сбалансированности спроса и предложения, организация товародвижения);
- дифференциация и модификация товаров;
- систематический контроль за поведением товаров на рынке, за его жизненным циклом;
- принятие решения об оставлении товаров в ассортиментной программе или их изъятии;
- утверждение планов и программ разработки новой перспективной или совершенствования выпускаемой товарной продукции;
- принятие принципиальных решений относительно товарного ассортимента;
- финансовая поддержка рациональности ассортимента товаров.