Лабораторная работа №6. Сталийное время и расчет диспача/демереджа




Задачи лабораторной работы: Рассчитать сталийное время по разрабатываемому рейсу на основе резюме переписки (Recapitulation), составленного чартера (Charter party) и дополнения к нему (Addendum). Составить Акт учета стояночного времени (Statement of Facts), Time Sheet, рассчитать величину диспача или демереджа.

 

Стоянка судна в порту под погрузкой и выгрузкой является неотъемлемым элементом перевозочного процесса. Для погрузочно-разгрузочных операций судовладелец предоставляет время, называемое сталийным. В соответствии со статьей №148 «Кодекса торгового мореплавания Украины» сталийное время определяется как «Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно или выгружен с судна (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — нормами, принятыми в порту погрузки (выгрузки)». Соглашение сторон налагает определенные обязанности, как на судовладельца, так и на фрахтователя.

Судовладелец несет обязанность предоставить судно для погрузки и выгрузки на определенное время без взимания каких либо дополнительных платежей с фрахтователя, так как оплата за время грузовых операций включена во фрахтовую ставку при согласовании условий договора перевозки (чартера). Однако без движения судна не может быть перевозочного процесса, а, следовательно, заработка, поэтому судовладелец обеспечивает свои интересы путем ограничения времени, в течение которого фрахтователь может задерживать судно под грузовыми операциями без дополнительной оплаты. Обычно в чартере фиксируется суточная плата (демерредж) за задержку судна под грузовыми операциями сверх сталийного времени.

Статья 149 «Кодекса торгового мореплавания Украины» гласит, что «Соглашением сторон могут быть установлены дополнительно по окончании срока погрузки (выгрузки) время ожидания судном окончания грузовых работ (контрсталийное время) и размер платы перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), а также вознаграждение за окончание погрузки (выгрузки) до истечения сталийного времени (диспач).

При отсутствии соглашения сторон, предусмотренного частью первой настоящей статьи, продолжительность контрсталийного времени и размер платы перевозчику за простой, а также размер вознаграждения отправителю или фрахтователю за досрочное окончание погрузки (выгрузки) определяется в соответствии со сроками и ставками, принятыми в соответствующем порту.

При отсутствии указанных ставок размер платы за простой определяется расходами по содержанию судна и экипажа, а вознаграждение за досрочное окончание погрузки (выгрузки) исчисляется в половинном размере платы за простой».

Фрахтователь несет обязанность осуществить грузовые операции в течение согласованного в чартере времени (сталии), в то же время фрахтователю гарантируется, что в течение этого времени судно будет находиться в его распоряжении для выполнения грузовых операций. В случае окончания грузовых операций до истечения сталийного времени фрахтователь имеет право на премию (диспач) за досрочную обработку судна.

Однако может случиться прецедент, когда фрахтователь либо отправитель не сумели погрузить в трюмы судна весь намеченный груз и судно переходит на сверх контрсталийное время. Статья 150 «Кодекса торгового мореплавания Украины» регулирует отношения фрахтователя и судовладельца следующим образом: «При погрузке судна в случае истечения контрсталийного времени перевозчик имеет право взыскать причиненные ему дальнейшей задержкой судна убытки и отправить судно в рейс, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом перевозчик сохраняет право на получение полного фрахта».

Сталийное время всегда меньше стояночного времени судна в порту независимо от условий и порядка расчета сталийного време­ ни, прописанных в заключенном чартере.

Стояночным временем называется все время нахождения судна в порту от момента прихода судна на рейд и постановки на якорь и до выхода судна в рейс, независимо от того находилось оно на якоре или было ошвартовано к причалу. Кроме времени затраченного на грузовые работы к стояночному времени относится также время затраченное на оформление прихода судна в порт (очистку) карантинной службой, таможенными и портовыми властями, инспекцию трюмов, время потраченное судном на перестановки от причала к причалу, перетяжки вдоль причала.

В зависимости от условий чартера в сталийное время может включаться:

— Время, отпущенное фрахтователю на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке по зафиксированным в чартере нормам.

— Время инспекции трюмов сюрвейерами и другими официальными и обязательными комиссиями.

— Время необходимое для первого открытия и последнего закрытия трюмов.

— Время перешвартовок, перетяжек вдоль причала, если другое в чартере не согласовано. Обычно фрахтователи включают условие, что одна перешвартовка производится за время и счет судовладельца.

— Оформление прихода и отхода судна в порт.

— Время оформления грузовых документов.

Как правило, в чартере указывается срок подачи судна под погрузку в виде временной вилки (20—25), а в случае готовности груза в порту либо отсутствия четкого обязательства фрахтователя по доставке груза время подачи судна определяется фразой «ship's date», т.е. в дату, когда судно прибудет. Время подачи судном нотиса о готовности и начало сталии связано непосредственно с физическим прибытием судна в порт. Однако физическое прибытие судна в порт и подача нотиса о готовности к грузовым операциям не всегда является временем начала сталии. Так если судно прибыло в порт раньше указанной в чартере даты подачи судна и подало нотис о готовности, то отсчет сталии начнется только с указанной в чартере даты подачи судна даже в случае, если фрахтователь ошвартовал судно и начал грузовые операции.

Продолжительность сталийного времени устанавливается различными способами. Наиболее простым является указание числа «рабочих погожих дней» отпущенных на выполнение грузовых работ.

Однако наиболее распространенным способом является указание в чартере норм грузовых работ на люк в сутки или, чаще, на судосутки в рабочий погожий день. Для расчета сталийного времени при указанной норме на люк в сутки необходимо норму умножить на количество люков, чтобы получить норму на судосутки, а затем количество груза поделить на эту судосуточную норму.

В чартере обычно устанавливается норма для погожего рабочего дня. Таким образом, из сталийного времени исключаются выходные и праздничные дни, если иное не оговорено. Погожими днями считаются дни, когда погода не препятствует грузовым работам на судне. Время непогоды (дождь, снег, сильный ветер, необычный для данной местности сильный мороз, гололед, обледенение и др.) должно быть подтверждено метеостанцией и обычно исключается из сталийного времени.

Иногда по условиям чартера оговаривается исключение из сталии времени одной или нескольких перетяжек вдоль причала или перешвартовок.

Такие оговорки чаще всего применяются, если под погрузку подано судно не соответствует по своим техническим данным требованиям порта (под эстакаду подано судно с грузовыми средствами, препятствующими движению эстакады вдоль судна, судно по своей осадке не может принять у причала весь груз и вынуждено догружаться на рейде). Однако обо всех ограничениях судовладелец должен быть поставлен в известность заблаговременно (до подписания чартера) и в письменном виде.

К исключаемым из сталии периодам относятся все задержки погрузки по вине судна — технические поломки,.организационные неувязки и др. Иногда из сталии исключаются первое открытие и последнее закрытие трюмов, если эту операцию должен выполнить экипаж и если это не запрещено обычаями порта и обусловлено чартером.

Важным условием для расчета сталии является четкое указание в чартере на момент начала сталии. Для судовладельца наиболее благоприятным условием является начало сталии с момента прихода судна в порт и подачи нотиса о готовности к грузовым операциям. Приходом судна в порт считается отдача якоря на рейде порта, швартовка к причалу либо приход судна к месту ожидания очереди на постановку к причалу либо в место, где судну будет указано ожидать очереди на постановку к причалу независимо от расстояния до порта назначения. (Например, рейд порта Кайбарьен для судов ожидающих выгрузки в Гаване). В условиях разных проформ чарте-ров предлагаются различные условия начала отсчета сталии. Обьп но фрахтователю предоставляется льготное время после прихода судна в порт и подачи нотиса.

Так по условиям проформы GENCON отсчет сталийного времени начинается с 13.00 в день прихода судна и подачи нотиса до 12.00, но если судно пришло в порт и подало нотис после 12.00, то отсчет стадии начинается с 08.00 следующих суток, если это рабочий день, или с 08.00 первого рабочего дня после выходных или праздничных дней. Имеются чартера, по условиям которых отсчет сталийного времени начинается только после швартовки судна к причалу, а по некоторым танкерным чартерам льготный период достигает одних суток стоянки судна у причала.

Если обнаружится при осмотре трюмов, что трюма не готовы к погрузке, то отсчет сталийного времени прекращается на все время подготовки трюмов и повторной инспекции трюмов сюрвейерами.

В чартере также дается толкование термина «погожий рабочий день», который принимается в 24 последовательных непрерывных часов. Такая формулировка дает право фрахтователю производить грузовые операции в течение любого количества часов в сутки без выплаты сверхурочных экипажу.

Нормы погрузки и выгрузки в чартерах указываются цифрами в тоннах обычно на судосутки с добавлением после цифры порядка учета выходных и праздничных дней при подсчете сталии. Ниже приводятся основные условия и используемые аббревиатуры:

SSHEX — Saturday, Sunday, Holliday exclude — субботы, воскресенья, праздничные дни исключаются.

SSHEX UU — Saturday, Sunday, Holliday exclude unless used — субботы, воскресенья, праздничные дни исключаются, если не используются.

SSHEX EIU — Saturday, Sunday, Holiday exclude even if used — субботы, воскресенья, праздничные дни исключаются, даже если используются.

SSHINC — Saturday, Sunday, Holiday include — субботы, воскресенья, праздничные дни включаются.

SSHINC UU — Saturday, Sunday, Holiday include unless used — субботы, воскресенья, праздничные дни включаются, даже если не использовались.

Для портов в мусульманских странах первая буква S (Saturday — суббота) изменяется на букву F (Friday — Пятница) — выходной день в мусульманских.странах.

В предвыходные и предпраздничные дни рабочее время считается не полные сутки, а в зависимости от страны до 12 часов дня или до 17 часов дня.

Также в первый рабочий день после выходных или праздничных дней рабочее время начинается обычно с 06.00 или 08.00 утра в зависимости от обычаев порта и страны. Исключаемое время не засчитывается в сталийное время. Исключаемыми из сталии периодами являются также время непогоды. Непогодой считается состояние атмосферы и природные явления, препятствующие выполнению грузовых операций или могущее нанести повреждения грузу (дождь, снег, сильный ветер, необычная низкая температура для некоторых грузов и другие чрезвычайные ситуации).

При задержке судна в порту сверх сталийного времени и продолжения грузовых операций судно переходит на контрсталию и в этом случае все стояночное время, включая выходные и праздничные дни, в дальнейшем учитываются как обычные рабочие дни. За все время задержки судна в порту сверх сталийного времени фрахтователь обязан выплатить судовладельцу компенсацию (демередж) — штраф за задержку судна. Если же судно обработано досрочно, то судовладелец выплачивает фрахтователю премию (dispatch) за все сохраненное время в размере половины ставки демереджа, установленного условиями чартера.

Важным в выполнении условий чартера является четкое взаимодействие между фрахтователем, судовладельцем, капитаном судна и судовым агентом. Прежде всего, это касается информации о движении судна и времени его прихода в порт погрузки (выгрузки). Своевременная подача капитаном судна нотисов о подходе судна в порт дает возможность фрахтователю подготовить груз, а агенту — оповестить отправителей и организовать прием судна портом.

Обычно сроки подачи нотисов о подходе судна, а также адресаты и их адреса указываются в транспортных условиях запродажных контрактов и, при заключении чартеров на перевозку грузов морем, переносятся в чартер или его дополнение (Rider, Addendum). Нотисы должны подаваться капитаном судна, а при невозможности капитану сделать это из-за стоянки в порту и запрета на работу радиостанции, нотисы подаются судовладельцем строго в указанные сроки и по указанным адресам. Заблаговременно до прихода судна в порт капитан дополнительно к нотисам должен сообщить агенту в порту погрузки (выгрузки) данные о судне и экипаже:

— флаг судна;

— количество и национальность экипажа;

— наличие на борту больных и симптомы болезни;

— длину судна наибольшую (L);

— длину судна между перпендикулярами (LBP);

— ширину судна наибольшую (В);

— высоту борта по мидель шпангоуту (depth molded — DM);

— осадку судна на приход (Тик);

— Дедвейт судна (А);

— БРТ/НРТ;

— три (пять) последних перевезенных грузов;

— пять последних портов захода с указанием уровня безопасности каждого;

— наличие и количество балласта на борту.

При следовании судна в порт для выгрузки капитан дополнительно сообщает агенту основные данные о грузе:

— официальное название груза и его количество;

— особые свойства груза, если таковы имеются;

— сведения о тяжеловесах, длинномерах и других негабаритных грузах.

В случае нарушения сроков подачи нотисов фрахтователь может потребовать увеличения сталийного времени на срок опоздания подачи нотисов.

С приходом судна в порт капитан судна обязан любыми средствами связи подать нотис о готовности судна к грузовым операциям, независимо от того стало судно на рейде на якорь или ошвартовано к причалу. Если такой нотис капитаном не подан, то счет сталийного времени не начинается и судно считается не прибывшим в порт.

Первичным документом для расчета использования сталийного времени является Акт учета стояночного времени (Statement of Facts), в котором в хронологической последовательности фиксируются все события касающиеся использования стояночного времени и затрат времени на различные операции. Отдельной строкой фиксируется время непогоды, ожидание приливов и другие, неблагоприятные для грузовых операций, погодные условия. Обычно время непогоды подтверждается справками гидрометеостанции. В случае отсутствия в порту гидрометеостанции периоды непогоды подтверждаются актами компетентных организаций.

Исправления в Актах учета стояночного времени не допускаются. Сторона, несогласная с фактом, изложенным в Акте стояночного времени, может сделать примечание перед своей подписью. Акт учета стояночного времени ведется администрацией судна и подписывается капитаном судна, агентом судна и представителем отправителя/получателя (грузовладельца) или представителем порта. Акт учета стояночного времени является основанием для составления Таймшита (Time Sheet) по судну. На основании Тайм шита производится расчет использования сталийного времени и рассчитывается диспач или демередж соответственно.

Ниже приводим пример составления Акта учета стояночного времени (Statement of Facts), Таймшита (Time Sheet) и расчета диспача.

 

Пример:

Теплоход «HAINAN» был зафрахтован под перевозку железорудного концентрата в количестве 45 000,000 (±5%) метрических тонн из порта Ponta da Madeira на порт Ильичевск на условиях погрузка CQD, выгрузка — 6000 метрических тонн в погожий рабочий день. Субботы, воскресенья и праздничные дни включаются в сталийное время, даже если выгрузка не производится (SSHINC).

Судно прибыло в порт в среду 03 августа 2005 года, с коносаментным количеством 44 500,000 метрических тонн, ошвартовано к причалу без задержки и начало выгрузку. Использование стояночного времени в порту Ильичевск зафиксировано приведенным ниже Актом стояночного времени (Statement of Facts).

Данный рейс является простейшим примером для составления Тайм шита, расчета сталийного времени и диспача. Имея коносаментный вес доставленного груза (Ргрк) в тоннах делим его на чартерную норму выгрузки (q)тв судосутки и получаем отпущенное сталийное время на выгрузку:

Т’ст = Ргрк: q (1)

Т’ст = 44500: 6000 = 7.417 (судосуток)

После окончания выгрузки и производства подсчетов количества выгруженного груза, вычисляем уточненную продолжительность сталийного времени для фактически выгруженного количества груза:

Тcт = 44592: 6000 = 7.432 (судосуток)

Судно выгружалось береговыми кранами оборудованными грейферами.

Процесс выгрузки фиксировался записями в акте стояночного времени (Statement of Facts). На основании записей в акте стояночного времени (Statement of Facts) при расчете диспача демереджа составлен тайм шит (Time Sheet), (см. Таблицу 2).

В соответствии с Чартером сталийное время начинается с приходом судна в порт и подачей капитаном нотиса о готовности судна к выгрузке. Оговорки об исключении из сталии времени вспомогательных операций как швартовка, оформление прихода, снятие осадок и расчеты дедвейта в чартере отсутствуют. Задержек грузовых операций по чьей либо вине не было, что следует из акта стояночного времени. Счет сталийного времени не прерывался.

 

Таблица 1

STATEMENT OF FACTS

Agent: ONMA AGENCY Phone: +380 482 342345. e-mail: agencv@onma Vessel arrived at road 03/08/2005 at 14:00
N.O.R. tendered 03/08/2005 at 14:00
PORT OF ILLICHIVSK, Ukraine N.O.R. accepted As per c/p
Vessel: "HAINAN" Pilot on board 03/08/2005 at 14:10
Vessel berthed to Dier. 9 03/08/2005 at 16:15
Free Dratiaue granted 03/08/2005 at 18:15
Flag: PANAMA Discharging commenced 03/08/2005 at 19:00
Owners: Pinghai Shipping Inc. Discharging completed 05/08/2005 at 19:00
Draft survey completed 05/08/2005 at 21:10
Master: Qijiashun Vessel cleared out 05/08/2005 at 22.40
Cargo discharged Iron ore 44592(H) mts Pilot boarded 05/08/2005 at 23.00
Vessel sailed 05/08/2005 at 23.55
Date Day Work hours Stop hours Operations
From To From To
03/08 Wed     14.00 16.15 Berthing operation. Vessel berthed on pontoons.
        16.15 18.15 Inward formalities.
        18,15 19.00 Draft survey/Preparing for discharging.
    19.00 24.00     Discharging H 1, 2, 3, 4, 5.
04/08 Thu 00.00 07.20     Discharging H 1, 2, 3, 4, 5.
        07.20 08.20 Change of gangs.
    08.20 12.00     Discharging H 1, 2, 4, 5.
        12.00 13.20 Vessel shifted out from pier, pontoons shifted out. (pilot &. tugs used)
    13.20 15.20     Discharging H 1, 2, 3, 4, 5.
    15.20 16J5     Discharging H 1, 2, 3, 4.
    16.35 17.05     Discharging H 1, 2, 3, 4, 5.
    17.05 19.30     Discharging H 1, 2, 3, 4.
        19.30 20.20 Change of gangs.
    20.20 24.00     Discharging H 1, 2, 3, 5.
05/08 Fri 00.00 00.20     Discharging H 1, 2, 3, 5.
        00.20 02.30 Break for meal.
    02.30 08.20     Discharging H 1, 2, 3, 4.
    08.20 09.20     Discharging H 1, 2, 3, 4.
    09.2(1 11.25     Discharging H 1, 2, 3, 5.
    11.25 14.50     Discharging H 2, 3, 5.
    14.50 16.40     Discharging H 2, 3.
    16.40 17.20     Discharging H 2, 4.
    17.20 19.00     Discharging H 2. (last device shifted out from holds)
        19.00 21.10 Draft survey.
        21.10 22.15 Waiting for authorities.
        22.15   Outward formalities.
R.O.B. ON ARRIVAL R.O.B. ON DEPARTURE
F.O. =391.10mts F.O. =391.10mts
D.O. = 57.60 mts D.O. = 57.60 mts
F.W. =200.00 mts F.W. =180.00 mts
DRAFT ON ARRIVAL DRAFT ON DEPARTURE
FORE = 11.77m FORE = 04.00 m
AFT = 11.77m AFT = 05.60m
                 

Master Agent

 

Таблица 2

1. Agents ONMA agency TIME SHEET of Voy: PONTA DA MADEIRA -ILLICHEVSK
2. HANHAI, Panama 3. Port ILLICHEVSK
4. Owners/Disponent owners PINGHAI SHIPPING INC. 5. Veesse1 berthed 03.08.05/10.15
6. Loading commenced 7. Loading completed
8. Cargo SINTER FEED CARAJAS (SFC J) 9. Discharging commenced 03.08.05/19.00 10 Discharging completed 05.08.05/19 00
11 Draft survey completed 05.08.05/21:00 12 Vessel sailed 05.08.05/22:40
13. CONTRACT NUMBER 0120/1 DATED JUNE 23/2005 14. Working hours/meai hours of the port
15. Bill of lading weight/quantity 44.500,000 MT 16. Outturn weight/qantity 44.502,000 MT
17. Vessel arrived on roads 03.08.05 14.00 Notice of readiness tendered 03.08.05 at 14.00 it 18 Time to count from 03.08.05/14:00
19 Notice tendered 30.08.05/04:00 20. Rate of demurrage USD 23.000 PDPR 21 Rate of dispatch HD
22. Next tide available 23 Time to stop counting 05.08.05/22.40
24. Laytime allowed for loading 25 Laytime for disch 7.432 6000 MT SSHINC  
LAYTIME COMPUTATION
Date Day Time worked Laybme used On demurrage Remarks
From To days hours mins days hours mins  
03.08.05 04.08.0S 05.08.05 WED thu fri 14:00:00 0:00:00 0:00:00 24:00:00 24:00:00 22.40              
                     
2,0000 5,00  
                     
General remarks DAYS Laytime allowed 7,4320 Laytime used 2,3510 Leytime on dispatch 5,071
Despatch $23 000: 2 = $11 500,00 X 5,071 = $58 316.50
Place and date Odessa, 06.08.05 Signature ONMA agency
                         

Таким образом, отсчет сталии начался с приходом судна и подачей нотиса (N.O.R) капитана о готовности к выгрузке 03 августа 2005 года в 14.00 и продолжался до отхода судна
05 августа 2005 года в 22.40. Использовано сталийного времени 2.361 с/суток. Вычтя использованное сталийное время из отпущенного на выгрузку сталийного времени, получим сэкономленное (спасенное) сталийное время, за которое фрахтователю причитается диспач в половинном размере демереджа.

7.432 с/суток — 2.301 с/суток = 5.071 судосуток $23 000:2 = $11 500 ам.дол.с/сут. х 5.071с/суток = $58 316.5.

Из расчетов следует, что судовладелец должен оплатить диспач фрахтователю 58 316.50 ам. долларов за спасенное время.

При составлении Акта стояночного времени и Тайм шита использованы проформы рекомендованные БИМКО.

Расчет произведен по форме, рекомендованной Балтийской и международной морской конференцией (БИМКО) и Федерацией национальных ассоциаций морских брокеров и агентов (ФОНАСБА).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: