Особенности возрастного развития младших школьников




Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).

Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8— 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летнихдетей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в7-летнемвозрасте до 2000 мл в10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30%ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%,а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на50—70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблицах 16, 17 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В. Ф. Ломейко, В. И. Лях и др.).

В возрасте 7—10лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования. Задачи физического воспитания. К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся [6]:

1)укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2)овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3)развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4)формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

5)выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6)приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7)воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Средства физического воспитания. Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные

в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений

Подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается определенное количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий. Особенности методики физического воспитания. Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.

1.Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

2.На одном уроке целесообразно решать не более 2—3задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

3.Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4.На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11лет.

5.При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

В возрасте 8—11лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно(6—8с).

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с настуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

 

II глава

Экспериментальное исследование эффективности организационно педагогических условий игрового метода для воспитания скоростно- силовых качеств младших школьников .

Организация исследования.
Исследования проводились в несколько этапов. На первом этапе мы определили две группы учащихся младших классов, одна из которых 2 «А» использовался в качестве экспериментальной, а другая 2«Б» - контрольной.
На втором этапе провели контрольные испытания, при помощи которых выявили исходный уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся обеих групп. Наиболее универсальными тестами скоростно-силовой подготовленности является прыжок в длину с места, бег на 30 м сходу и метание набивного мяча весом 1 кг. Критериями оценки скоростно-силовых способностей служат дальность прыжка в см, время пробега дистанции в сек, дальность метания в см.
На третьем этапе исследования мы оценили уровень развития скоростно-силовых способностей учащихся младших классов, используя данные таблицы №1. (Приложение 1) полученные результаты занесли в таблицы. На четвёртом этапе мы проверили методику позволяющую развить скоростно-силовые способностей с использованием выше сказанных педагогических условий игрового метода у младших школьников на уроках физической культуры. На протяжении одного месяцев, т.е с апреля 2017г. по май2017 г. в Большесельской СОШ 2 «А» классе мы на каждом уроке применяли игровой метод, направленные на воспитание скоростно-силовых способностей. Причём, в начале основной части урока (10 мин), мы применяли упражнения, описанные во 2 главе, т.е. с отягощением весом 40-70% от максимального с продолжительностью отдыха между упражнениями до полного восстановления (до пульса 100 уд/мин), потом проводили обучение различным двигательным действиям, предусмотренным Гос. Программой общеобразовательной школы, и в конце основной части урока (5-8 мин) проводили подвижные игры и игровые задания с проявлением скоростно-силовых способностей.
На протяжении всего эксперимента в контрольном 2«Б» классе мы проводили обычные уроки физической культуры по плану комплексной программы 1-11 классов общеобразовательной школы.


На пятом этапе вновь провели контрольные испытания, выявляющие уровень развитии скоростно-силовых способностей: прыжок в длину с места, бег на 30 м с ходу и метание набивного мяча весом 1 кг. Критерии оценки скоростно-силовых способностей остались те же.
И, наконец, на шестом этапе обработали полученные данные, занесли их в таблицы, методом математико-статической обработки проверили достоверность проверенных результатов. Мы использовали метод t-критерий Стьюдента. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая предлагаемая нами методика окажется более эффективной для воспитания скоростно-силовых способностей по сравнению с программой общеобразовательной школы. Итогом нашего эксперимента будет являться контрольное выполнение тестов на выявление уровня развития скоростно-силовых способностей.

 

Приём контрольных нормативов проводился следующим образом:
I.Тест: «Бег на 30 метров с ходу».
1. Цель применения теста: определить уровень развития скоростных способностей.
2. Возраст спортсменов: 7-11 лет.
3. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки.
4. Оборудование и материалы: секундомер, помощник, выполняющий отмашку руками.
5. Порядок выполнения теста: учащиеся по парам становятся на лини старта. По команде «На старт! Марш!» начинают бег с максимальной скоростью. Добегая до линии, обозначающей 30 м, помощник выполняет отмашку рук, в это время учитель включает секундомер и фиксирует время пробега дистанции.
6. Дополнительные указания: а) учитель должен стоять на линии финиша с противоположной стороны от помощника, который должен стоять точно напротив линии, обозначающей 30 м; б) помощник выполняет отмашку рук в момент пересечения контрольной отметки.
7. Оценка результатов: фиксируется время пробега дистанции и выставляется оценка по результатам согласно данным таблицы №1 приложения.

II. Тест: «Метание набивного мяча весом 1 кг».
1. Цель применения теста: определить уровень развития скоростно-силовых способностей.
2. Возраст спортсменов: 7-11 лет.
3. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки.
4. Оборудование и материалы: набивные мячи, рулетка, мел.
5. порядок выполнения теста: стоя лицом по направлению метания в руках набивной мяч весом 1 кг на стартовой линии, согнуть ноги, выполнить замах мячом вниз между ног, резко выпрямить ноги одновременно с выбрасыванием мяча вперёд, чуть вверх. Измеряется результат по линии старта до первого касания мяча земли. Выполняется вторая попытка.
6. Дополнительные указания: а) учитель должен стоять сбоку от зоны метания и контролировать дальность метания; б) нужно внимание при регистрации касания мяча земли.
7. Оценка результатов: тест выполняется дважды. Засчитывается лучший результат и выставляется оценка по результату согласно данным таблицы №1 приложения.

III. Тест: «Прыжок в длину с места».
1. Цель применения теста: определить уровень развития скоростно-силовых способностей.
2. Возраст спортсменов: 7-11 лет.
3. Пол: упражнения выполняют юноши и девушки.
4. Оборудование и материалы: рулетка, мел.
5. Порядок выполнения теста: И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, пальцы ног позади стартовой линии. Согнуть ноги в коленях, взмахнуть руками назад, оттолкнуться как можно сильнее и прыгнуть вперёд. Измеряется результат. Затем выполняется вторая попытка.
6. Дополнительные указания: а) учителю необходимо стать сбоку и контролировать дальность прыжка; б) нужно внимание при регистрации результатов прыжков, так как различия между ними могут быть значительными.
7. Оценка результатов: тест выполняется дважды. Засчитывается лучший результат. Выставляется оценка согласно таблице №1 приложения.

 

 

Список использованных источников

 

1. Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. – М.: Академия,2008.-174 с.

2. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2008.- 381 с.

3. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М., 2005.-106 с.

4. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пос. для студ. пед. вузов; Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2007. - 416 с.

5. Воробьёв В.И., Пустозёров А.И. Лекции по физиологии спорта. – Челябинск: УралГАФК,2011.- 218.

6. Гойхман П.Н. Трофимов О.Н. Физическая культура в школе.-М.,ФиС,2006.-379 с.

7. Гугин А.А. Уроки физической культуры. - М.: Академия, 2009.-225 с.

8. Гуревич И.А. «Физическая культура в школе», журнал 2007-№ 9.

9. Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2005.- № 1. - С. 31-37.

10. Занимательная физиология: Александр Никольский — М, Книжный Клуб Книговек, Северо-Запад, 2010. - 256 с.

11. Казначеева В.П. Теория и методы физического воспитания, М.: Академия, 2006. - 270 с.

12. Каюров В.С. Книга учителя физической культуры. - М.: Академия, 2005. - 318 с.

13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Академия, 2005. - 305 с.

14. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник. - М.: Академия, 2005. – 265 с.

15. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / Губа В.П., Строева И.В. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. 2009. № 3. С. 31-34.

16. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Академия,2006.-372 с.

17. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 2003. - 402 с.

18. Романенко М.И. Физкультура. – Киев, 2008. - 260 с.

19. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.— 608 с.

20. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 2005. – 230 с.

21. Филиппов С.С. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2005. – 112 с.

22. Харабуги Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 102 с.

23. Холодов Ж.К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

24. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания / В.Г. Шпак, А.А. Синютич.- 2-е изд., допол. и перер.- Витебск: Издательство ВГУ, 2007.- 168 с.

25. Янсон Ю.А. Теория и методы физического воспитания: М.: Академия, 2005. - 420 с.

Размеще

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: