Качество. Основные понятия и определения.
Качество – это сложная универсальная категория, имеющая множество аспектов.
Философский аспект качества – это существенная определённость объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от других объектов.
Социологический аспект качества – связан с отношением субъектов и общества в целом к изучаемому объекту. Качество выступает как категория, регулирующая спрос и предложение.
Технический аспект – с инженерной позиции качество определяется сопоставлением в совокупности свойств изучаемого объекта и объекта выбранного за эталон.
Экономический аспект качества – связан с потреблением, т.е. качество это потребительская стоимость продукции.
Правовой аспект качества – это соответствие продукции требованиям нормативно-технической документации.
Первое определение понятия качества дал Аристотель. Качество – это различие между предметами дифференциация по признаку хороший, плохой.
Китайская версия. Иероглиф обозначающий качество включает 2-е составляющие: равновесие и деньги, поэтому понятие качества тождественно понятию высококлассный, дорогой.
Шухарт дал следующее определение. Качество имеет 2-е стороны: объективные физические свойства и субъективная сторона (на сколько вещь хороша).
Исикава. Качество – это удовлетворение потребителя.
Джозеф Джуран писал, качество – это соответствие назначению, это степень удовлетворения потребителя. Производитель для достижения качества должен изучить требования потребителя и воплотить их в жизнь.
В соответствии с российским стандартом, качество продукции – совокупность свойства продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять реальные или потенциальные потребности в соответствии с назначением.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000: 2008, качество – это степень соответствия присущих характеристик предполагаемым или обязательным требованиям.
Качество оценивается показателями.
Показатель качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих его качество и рассматриваемая в условиях близких к условиям производства и эксплуатации продукции.
Классификация показателей качества
Признак классификации | Группа показателей качества |
|
|
| 1. Единичные показатели качества (ЕПК) – характеризуют одно свойство продукции.
2. Комплексные показатели качества – характеризуют совместно несколько свойств продукции.
Различают следующие комплексные показатели:
|
|
|
|
|
Стандарты закрепляют в систему показателей качества продукции. Вся промышленная продукция для установления ЕПК разделена на 2 класса:
- Продукция, расходуемая при потреблении
· Сырьё и различные виды природного топлива
· Материалы и продукты (продукты питания, медикаменты)
· Расходные материалы (баллоны с газом, катушки)
- Продукция, расходующая свой ресурс
· Неремонтируемые изделия
· Ремонтируемые изделия
Классификация единичных показателей качества продукции
- Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, обуславливающие основные функции для выполнения которых она предназначена и определяют область применения продукции.
· Классификационные показатели
· Состава и структуры (процент содержания хим волокон в пряже)
· Функциональные показатели – отражают полезный эффект от использования продукции (содержание белков, жиров, углеводов, калорийность; разрывная нагрузка, стойкость к истиранию)
· Социальные – ассортимент, моральное старение
- Показатели надёжности
Надёжность – это свойства объекта сохранять значение параметров в установленных пределах. Надёжность – это комплексный показатель, который в зависимости от условий эксплуатации может выражаться:
· Безотказность – это свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние (безотказность неремонтируемых изделий характеризуется наработкой на отказ, безотказность ремонтируемых изделий).
· Ремонтопригодность – характеризует свойства продукции, заключающиеся в её приспособленности к восстановлению работоспособного состояния (продолжительность или стоимость ремонта).
· Сохраняемость – это свойства объекта сохранять показатели безотказности и ремонтопригодности при хранении и транспортировке продукции.
· Долговечность – это свойство продукции сохранять свои показатели в установленных пределах в течении определённого времени.
- Эргономические – характеризуют продукции с точки зрения удобства использования человека.
· Антропометрические – характеризуют продукцию с точки зрения размеров и формы человеческого тела (высота стола/стула).
· Физиологические – характеризуют продукцию с точки зрения силовых возможностей человека и возможностей органов чувств (усилие переключения скоростей).
· Гигиенические – характеризуют гигиенические свойства продукции, при воздействии на человека (уровень шума, вибраций)
- Эстетические показатели – характеризуются цветовым решением, целостностью композиции, соответствием моде.
- Показатели безопасности – характеризуют свойства продукции обеспечивающие безопасность её использования для человека (пожаро-, взрывобезопасность)
- Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную частоту и патентную защищённость.
- Экологические показатели – характеризуют продукции с точки зрения воздействия её на окружающую среду (содержание углекислого газа в выхлопных газах автомобиля).
- Показатели унификации и стандартизации – характеризуют насыщенность продукции стандартными и унифицированными составными частями. Унифицированными считаются детали, присутствующие хотя бы в 2-х изделиях данного предприятия.
- Показатели технологичности – характеризуют прогрессивность технологических решений при проектировании и изготовлении продукции (материалоёмкость продукции)
- Показатели транспортабельности – характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, а так же заключительным и подготовительным операциям связанным с транспортированием.
Стабильность единичных показателей качества оценивают статистическими характеристиками.
Группы показателей качества | Группы продукции | ||||
1 класс | 2 класс | ||||
Показатели назначения | + | + | + | + | + |
Показатели надежности | |||||
- безотказности | - | - | - | + | + |
- долговечности | - | - | - | + | + |
- ремонтопригодности | - | (+) | (+) | ||
- сохраняемости | + | + | + | + | + |
Показатели технологичности | + | + | + | + | + |
Транспортабельности | + | + | + | + | + |
Эргономические | - | (+) | + | + | + |
Экологические | (+) | (+) | (+) | (+) | + |
Безопасности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
Эстетические | - | (+) | + | + | + |
Стандартизации и унификации | - | (+) | (+) | + | + |
Патентно-правовые |
Различают 3 вида комплексных оценок качества:
- Реальные комплексные оценки, имеющие определённый физический смысл.
Например, льняное волокно напрямую к потребителям не поступает, поэтому у волокна есть сортономер, он имеет реальный физический смысл и означает номер метрический пряжи, которая будет выработана из этого волокна.
- Оценка по наихудшему показателю.
Например, сорт изделия оценивают по комплексу свойств, по каждому свойству устанавливают сорт, окончательную оценку сорта осуществляют по наихудшему показателю.
- Обобщённые комплексные оценки используются для сравнительной оценки качества нескольких продуктов, они не имеют физический смысл, а учитывается только уровень этой оценки.
y=a1x1+a2x2+a3x3
y – обобщённый показатель
x1, x2 … - значения показателей качества
а1, а2 … – значения коэффициентов весомости
В промышленности качество комплексно оценивается сортом, категорией, типом.
Методы определения показателей качества продукции
1. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств
2. Инструментальный
3. Расчётный метод – показатели качества расчитываются с использованием эмпирических и теоретических формул
4. Регистрационный – заключается в регистрации определённого числа событий
5. Социологический
6. Экспертный