Методы определения показателей качества продукции




Качество. Основные понятия и определения.

Качество – это сложная универсальная категория, имеющая множество аспектов.

Философский аспект качества – это существенная определённость объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от других объектов.

Социологический аспект качества – связан с отношением субъектов и общества в целом к изучаемому объекту. Качество выступает как категория, регулирующая спрос и предложение.

Технический аспект – с инженерной позиции качество определяется сопоставлением в совокупности свойств изучаемого объекта и объекта выбранного за эталон.

Экономический аспект качества – связан с потреблением, т.е. качество это потребительская стоимость продукции.

Правовой аспект качества – это соответствие продукции требованиям нормативно-технической документации.

Первое определение понятия качества дал Аристотель. Качество – это различие между предметами дифференциация по признаку хороший, плохой.

Китайская версия. Иероглиф обозначающий качество включает 2-е составляющие: равновесие и деньги, поэтому понятие качества тождественно понятию высококлассный, дорогой.

Шухарт дал следующее определение. Качество имеет 2-е стороны: объективные физические свойства и субъективная сторона (на сколько вещь хороша).

Исикава. Качество – это удовлетворение потребителя.

Джозеф Джуран писал, качество – это соответствие назначению, это степень удовлетворения потребителя. Производитель для достижения качества должен изучить требования потребителя и воплотить их в жизнь.

В соответствии с российским стандартом, качество продукции – совокупность свойства продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять реальные или потенциальные потребности в соответствии с назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000: 2008, качество – это степень соответствия присущих характеристик предполагаемым или обязательным требованиям.

Качество оценивается показателями.

Показатель качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих его качество и рассматриваемая в условиях близких к условиям производства и эксплуатации продукции.

Классификация показателей качества

Признак классификации Группа показателей качества
  1. По способу выражения показателей
  1. Показатели качества выраженные в натуральных единицах
  2. Показатели качества в стоимостном выражении
  1. По количеству характеризуемых свойств
1. Единичные показатели качества (ЕПК) – характеризуют одно свойство продукции. 2. Комплексные показатели качества – характеризуют совместно несколько свойств продукции. Различают следующие комплексные показатели:
  • интегральный – характеризуется отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции к суммарным затратам на его изготовление и потребление продукции.
  • обобщённый показатель качества характеризует совокупность свойства продукции, по которым принято оценивать сорт продукции.
  1. По выражению для оценки
  1. Базовые, т.е. свойства объекта принятого за эталон.
  2. Относительные
  1. По стадиям определения показателей качества
  1. Прогнозируемые
  2. Проектные
  3. Производственные
  4. Эксплуатационные

Стандарты закрепляют в систему показателей качества продукции. Вся промышленная продукция для установления ЕПК разделена на 2 класса:

  1. Продукция, расходуемая при потреблении

· Сырьё и различные виды природного топлива

· Материалы и продукты (продукты питания, медикаменты)

· Расходные материалы (баллоны с газом, катушки)

  1. Продукция, расходующая свой ресурс

· Неремонтируемые изделия

· Ремонтируемые изделия

Классификация единичных показателей качества продукции

  1. Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, обуславливающие основные функции для выполнения которых она предназначена и определяют область применения продукции.

· Классификационные показатели

· Состава и структуры (процент содержания хим волокон в пряже)

· Функциональные показатели – отражают полезный эффект от использования продукции (содержание белков, жиров, углеводов, калорийность; разрывная нагрузка, стойкость к истиранию)

· Социальные – ассортимент, моральное старение

  1. Показатели надёжности

Надёжность – это свойства объекта сохранять значение параметров в установленных пределах. Надёжность – это комплексный показатель, который в зависимости от условий эксплуатации может выражаться:

· Безотказность – это свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние (безотказность неремонтируемых изделий характеризуется наработкой на отказ, безотказность ремонтируемых изделий).

· Ремонтопригодность – характеризует свойства продукции, заключающиеся в её приспособленности к восстановлению работоспособного состояния (продолжительность или стоимость ремонта).

· Сохраняемость – это свойства объекта сохранять показатели безотказности и ремонтопригодности при хранении и транспортировке продукции.

· Долговечность – это свойство продукции сохранять свои показатели в установленных пределах в течении определённого времени.

  1. Эргономические – характеризуют продукции с точки зрения удобства использования человека.

· Антропометрические – характеризуют продукцию с точки зрения размеров и формы человеческого тела (высота стола/стула).

· Физиологические – характеризуют продукцию с точки зрения силовых возможностей человека и возможностей органов чувств (усилие переключения скоростей).

· Гигиенические – характеризуют гигиенические свойства продукции, при воздействии на человека (уровень шума, вибраций)

  1. Эстетические показатели – характеризуются цветовым решением, целостностью композиции, соответствием моде.
  2. Показатели безопасности – характеризуют свойства продукции обеспечивающие безопасность её использования для человека (пожаро-, взрывобезопасность)
  3. Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную частоту и патентную защищённость.
  4. Экологические показатели – характеризуют продукции с точки зрения воздействия её на окружающую среду (содержание углекислого газа в выхлопных газах автомобиля).
  5. Показатели унификации и стандартизации – характеризуют насыщенность продукции стандартными и унифицированными составными частями. Унифицированными считаются детали, присутствующие хотя бы в 2-х изделиях данного предприятия.
  6. Показатели технологичности – характеризуют прогрессивность технологических решений при проектировании и изготовлении продукции (материалоёмкость продукции)
  7. Показатели транспортабельности – характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, а так же заключительным и подготовительным операциям связанным с транспортированием.

Стабильность единичных показателей качества оценивают статистическими характеристиками.

Группы показателей качества Группы продукции
         
1 класс 2 класс
Показатели назначения + + + + +
Показатели надежности          
- безотказности - - - + +
- долговечности - - - + +
- ремонтопригодности - (+) (+)    
- сохраняемости + + + + +
Показатели технологичности + + + + +
Транспортабельности + + + + +
Эргономические - (+) + + +
Экологические (+) (+) (+) (+) +
Безопасности (+) (+) (+) (+) (+)
Эстетические - (+) + + +
Стандартизации и унификации - (+) (+) + +
Патентно-правовые          

Различают 3 вида комплексных оценок качества:

  1. Реальные комплексные оценки, имеющие определённый физический смысл.

Например, льняное волокно напрямую к потребителям не поступает, поэтому у волокна есть сортономер, он имеет реальный физический смысл и означает номер метрический пряжи, которая будет выработана из этого волокна.

  1. Оценка по наихудшему показателю.

Например, сорт изделия оценивают по комплексу свойств, по каждому свойству устанавливают сорт, окончательную оценку сорта осуществляют по наихудшему показателю.

  1. Обобщённые комплексные оценки используются для сравнительной оценки качества нескольких продуктов, они не имеют физический смысл, а учитывается только уровень этой оценки.

y=a1x1+a2x2+a3x3

y – обобщённый показатель

x1, x2 … - значения показателей качества

а1, а2 … – значения коэффициентов весомости

В промышленности качество комплексно оценивается сортом, категорией, типом.

Методы определения показателей качества продукции

1. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств

2. Инструментальный

3. Расчётный метод – показатели качества расчитываются с использованием эмпирических и теоретических формул

4. Регистрационный – заключается в регистрации определённого числа событий

5. Социологический

6. Экспертный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: