II. Древнегреческая поэзия




Эпос. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Гомер был одним из аэдов - странствующих певцов-сказителей, которые, переходя из города в город, исполняли эпические песни под аккомпанемент кифары. Как правило, это происходило на пирах знати. Поэмы Гомера отличает единство формы и содержания, яркий образный язык, цельность и законченность характеров героев и глубина образов. Гомеровский эпос, изложенный в стихотворной форме гекзаметра, по праву стал вершиной эпической поэзии.

Показывая в своих поэмах прекрасное и безобразное, достойное человека и низменное, поэт на примере эпических героев помогал грекам постигать мир, учил понимать, в чем смысл жизни. На всем протяжении эпохи античности герои поэм были образцами для подражания как для рядового общинника, так и для аристократа. Плутарх передает, что Александр Македонский даже в военных походах не расставался с поэмой Гомера и всю жизнь стремился подражать Ахиллу и достичь такой же бессмертной славы. Эллины видели в великом аэде своего учителя, а Платон утверждал, что Гомер – «поэт, который воспитал Элладу».

Кроме творений Гомера, в греческом эпосе было множество поэм о древних мифологических героях. Так как эти произведения были связаны единством повествования и составляли замкнутый цикл, или круг, то получили название «киклический эпос» (от греч. kyklos – круг). Хотя тексты этих поэм до нас не дошли, но сюжеты известны из произведений поздних авторов. В большинстве из них рассказывалось о Троянской войне: о похищении Елены Парисом, о начале похода греков на Трою, о смерти Париса, о хитроумном замысле Одиссея с троянским конем, о возвращении героев из-под Трои и т. д.

Поэмы, в которых излагались мифы о богах, получили название гомеровских гимнов, хотя их создал не Гомер, а безвестные авторы в разное время. В этих поэмах отсутствовало еще авторское начало.

Младшим современником Гомера считается Гесиод, реальность существования которого признается бесспорной. Его поэмы, написанные гекзаметром, отличал архаический даже для конца VIII в. до н. э. язык. В поэме «Труды и дни» описывается жизнь беотийского крестьянина и прославляется честный, упорный, систематический труд. В нее включены накопленные столетиями нехитрые правила житейской мудрости, сельскохозяйственный календарь, мифологические сюжеты. В «Теогонии» («Происхождение богов») представлена эпическая картина сотворения мира и происхождения трех поколений богов. Гесиод завершил начатое Гомером формирование эллинской религиозной картины мира.

Запись поэм Гомера, сделанная при Писистрате, подвела черту под «эпическим» периодом литературы Греции.

Лирика. С развитием полисов героический эпос уже не способен выразить все мысли и чувства, которые порождала динамичная полисная жизнь. На смену эпосу приходят лирические сочинения, отражавшие внутренний мир отдельного человека. Термином «лирика » александрийские ученые в III в. до н. э. обозначали произведения, исполняемые под аккомпанемент лиры. Однако историки рассматривают этот термин шире и под древнегреческой лирикой понимают мелику –произведения музыкально-вокального характера (от греч. melos – песнь), исполняемые сольно или хором, так и декламации, исполнявшиеся в сопровождении флейты.

Величайшим лирическим поэтом греки считали Архилоха (VII в. до н. э.). У сына аристократа и рабыни, родившегося на острове Парос, была бурная жизнь, полная невзгод. Покинув родной край, поэт много странствовал. Стремясь отыскать свое место в жизни, он даже воевал как наемник. Так и не найдя счастья, поэт погиб в расцвете лет в одной из военных стычек. Его творчество оказало большое влияние на трех великих древнегреческих трагиков и Аристофана.

В своих ярких и образных стихах Архилох предстает то воином, то гулякой и жизнелюбом, то женоненавистником. Особенно славились его стихи (ямбы) посвященные красавице Ниобуле:

 

Своей прекрасной розе с веткой миртовой

Она так радовалась. Тенью волосы

На плечи ниспадали ей и на спину.

… старик влюбился бы

В ту грудь, в те миррой пахнущие волосы.

(Пер. В. Вересаева)

 

Гражданская тема в греческой лирике наиболее ярко представлена в творчестве спартанского поэта Тиртея (VII в. до н. э.). В своих элегиях он воспевал героизм и воинскую доблесть граждан, защищавших родной полис:

Да, хорошо умереть для того, кто за землю родную

Бьется и в первых рядах падает, доблести полн.

(Пер. Г. Церетели)

Поэзия Тиртея отразила новую духовную атмосферу, сложившуюся в формирующемся коллективе граждан, и воспринималась в эллинском мире как патриотический гимн полису.

Зайков А. В. Музыканты в ранней Спарте: создание жанров и противодействие внутренней распре.

Разносторонним поэтом был уроженец Фив Пиндар (522/518 до н. э. - 448/438 до н. э.) произведения которого относятся к хоровой лирике: пеаны – торжественные песни (гимны) богам, дифирамбы Дионису, просодии - песни для торжественных процессий, энкомии - хвалебные песни, адресованные богам или людям, плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии - оды в честь победителей на общегреческих играх.

Все стихи Пиндара.

Мотивы политической борьбы нашли отражение в творчестве многих древнегреческих поэтов. Феогнид из Мегар (VI в. до н. э.) жил в бурный период крушения аристократического строя, и в его творчестве выразилась не просто ненависть аристократа к победившей демократии, но и жажда мести:

 

Сладко баюкай врага! А когда попадет тебе в руки,

Мсти ему и не ищи поводов к мести тогда.

(Пер. В. Вересаева)

 

Иные, общегражданские чувства пронизывают элегии знаменитого реформатора Солона (ок. 640-560 до н. э.). В своих стихах он рассказал о бурной, раздираемой противоречиями жизни афинского полиса, о своих реформах и об уже сложившихся представлениях о гражданских ценностях. У муз он просит:

Мне от блаженных богов вы даруйте достаток, от ближних —

Вечно, и ныне, и впредь доброю славой владеть…

(Пер. Г. Церетели)

 

Сольная песенная лирика наиболее ярко была представлена в творчестве двух поэтов с эолийского острова Лесбос – Алкея (620/626 - после 580 до н. э.) и Сапфо (ок. 630 - 572/570 до н.э.). Алкей после победы противников в родном городе Митилене отправился служить наемником в Египет и лишь спустя много лет смог вернуться на родину. Воспевая превратности судьбы, он образно сравнивая государство с кораблем, попавшим в бурю.

Не поддавайтесь оцепенению!

Когда невзгода встала насущная

Перед глазами, – всякий помни

Быть пред бедой настоящим мужем.

(Пер. М. Гаспарова)

 

Но в его стихах есть и другие мотивы: радость жизни и печаль неразделенной любви, воспевание красоты природы и размышление о неизбежности смерти. Как все традиционные застольные песни, завершались они призывом: «Будем пить. Где вино, там и истина». Алкею подражали многие греческие поэты, знаменитый римский поэт Гораций и др.

Аристократка Сапфо возглавляла кружок, в котором знатных девушек готовили к будущей семейной жизни: обучали умению себя вести, музицированию, стихосложению и танцам. Музам и этим девушкам и посвящала свои стихи поэтесса. Героиней творчества Сапфо является женщина пылко любящая, ревнующая, страдающая. Стихи Сапфо отличают искренность чувств, выразительность языка:

О, приди ж ко мне и теперь! От горькой

Скорби дух избавь и, чего гак страстно

Я хочу, сверши и союзницей верной

Будь мне, богиня!

(Пер. В. Вересаева)

 

Поэт Арион с острова Лесбос (VII-VI вв. до н. э.) почти всю жизнь провел вдали от родного острова Лесбос - при дворе коринфского тирана Периандра. Поэт прославился составлением дифирамбов. Он превратил их из чисто культовых песен в повествовательное произведение. Полагают, что именно Арион ввел в дифирамб хор сатиров.

У Геродота есть легенда о том, что когда певец возвращался в Коринф, моряки решили бросить его в море, чтобы завладеть имуществом. По просьбе поэта ему разрешили в последний раз спеть песню в праздничном наряде под аккомпанемент кифары. Закончив петь, Арион бросился в море. От смерти его спас дельфин, который на своей спине привез певца в Коринф.

По тематике стихов иониец Анакреонт (VI в. до н. э.) был близок к Алкею и Сапфо. После вторжения персов он бежал из родного малоазийского города Теос и большую часть жизни провел при дворах правителей - Поликрата на Самосе, Гиппарха в Афинах и фессалийских царей. В поэзии Анакреонта уже нет серьезности, характерной для творчества его предшественников. Она полна игрового, изящного и веселого эротизма. Анакреонт любил изображать себя седовласым, но жизнерадостным любителем вина и любовных приключений:

Бросил шар свой пурпуровый

Злотовласый Эрот в меня

И зовет позабавиться

С девой пестрообутой.

Но, смеяся презрительно

Над седой головой моей,

Лесбиянка прекрасная

На другого глазеет.

(Пер. В. Вересаева)

Впоследствии, в александрийскую эпоху, появляются многочисленные подражания изящной поэзии Анакреонта – «анакреонтика», которая оказала влияние на всю европейскую поэзию. Архаическая эпоха породила и другие литературные жанры - басни, торжественные гимны и т. д.

Эзоп. Уроженец Фригии, живший в VI веке до н.э. Геродот пишет о том, что он был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю и был убит жителями Дельф. Прославился сочинением басен – коротких нравоучительных рассказов, в которых героями выступают животные. В III веке до н. э. басни Эзопа были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 - ок. 283 до н. э.).

Музыка

Древнегреческая лирика тесно связана с музыкой. Поэт часто исполнял свои произведения, аккомпанируя на различных музыкальных инструментах. Из щипковых были распространены:

Лира - плоский округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. Согласно мифу первая была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону.

Кифара состояла из корпуса (узкой деревянной коробки), двух ручек (прикрепленных к корпусу в продольном направлении), перекладины (ига), соединяющей ручки и струн (7, позже 12) одинаковой длины, но разной толщины и натяжения. Струны прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек.

Псалтерий имел треугольный или четырехугольный, чаще трапециевидный корпус. Струны защипывали пальцами или плектром.

Широко применялись также духовые и ударные музыкальные инструменты:

Рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяемым раструбом в конце. Использовался во время ритуальных церемоний и на поле боя.

Авлос - пара отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела несколько пальцевых отверстий. Использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре.

Флейта, известная также под названием сиринга - от 5 до 13 скрепленных между собой трубок. Согласно мифу ее создал влюбленный в нимфу Сирингу бог лесов Пан. Убегая от Пана, Сиринга просила сестер превратить ее в трость, Пан же сделал из этой трости свирель, которая стала его любимым инструментом.

Тимпан (предшественник литавр) и кимвалы (предшественник тарелок).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: