погоду по наблюдениям за явлениями природы




А) по народным приметам

Б) за растениями и животными как «живыми барометрами».

Примерный план:

Введение

I. Теоретические основы проблемы использования наблюдения за «живыми барометрами» (народных примет) как метода формирования умений детей 6-7 лет предсказывать погоду

1.1 Прогнозирование погоды как метод экологического воспитания детей.

1.2 Характеристика умений дошкольников прогнозировать погоду

1.3 Методы и приемы обучения детей прогнозированию и определению погоды.

II. Особенности умений детей предсказывать погоду

2.1 Цель, задачи и методика выявления умений дошкольников прогнозировать погоду.

2.2 Особенности умений старших дошкольников прогнозировать и определять погоду.

2.3 Рекомендации для воспитателя для совершенствования работы со старшими дошкольниками по обучению их прогнозированию погоды.

Заключение.

Литература:

1. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. Конспекты лекций. – М.: Феникс, 2004.- С. 25 - 30

2. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1982.- 240 с.

3. Л.Бобылева. Интерес к природе как средство экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 7.- С.10-15.

4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. – С. 64-72.

5. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. / Сост. О.А. Воронкевич. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. 336 с.

6. Заянчковский И.Ф. Живые барометры.- М.: Лесная промышленность, 1987.- 152 с.

7. Левина Р. Метеоцентр в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 49-53.

8. Литинецкий Б. Живые барометры. – М.: Просвещение. – 1999.

9. Лучич М.В. Детям о природе. М.: Просвещение, 1973.- 160 с.

10. Оветисян Л.Формирование логического мышления детей в процессе ознакомления с природой // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 7. – С. 22 - 25.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

12. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие – М.: Финансы и статистика, 2000.- 672 с.

13. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.

Методические рекомендации:

В теоретической части необходимо показать изученность данной проблемы в современных психолого - педагогических и методических источниках, а также коротко обосновать важность выбранной вами темы для экологического развития детей. Определить цель, задачи работы. Анализируя литературу важно раскрыть понятие «Погода», какими факторами и совокупностью различных признаков характеризуется любое состояние погоды. Выделить значимость для человека знаний о состоянии погоды.

Выполняя работу с использованием народных примет, следует отметить роль народных примет в определении погоды для развития ребенка. Привести примеры народных примет связанных с предсказанием погоды по разным явлениям, которые являются наиболее правдоподобными и проверены жизненной практикой.

Выбирая второй вариант работы, необходимо обозначить растения и животных, относящихся к «живым барометрам», которые могут предсказывать погоду, ее изменения. Раскрыть поведенческие реакции живых организмов на различные факторы среды, вместе с тем дать научное объяснение механизмов предчувствия изменения погоды.

Далее необходимо доказать, что прогнозирование погоды может выступить методом экологического образования дошкольников. Изучив методическую литературу, указать те методы и приемы, которые предлагают исследователи для обучения дошкольников прогнозированию погоды.

Для выявления особенностей умений дошкольниками прогнозировать погоду с помощью «живых барометров» или народных примет, следует первоначально проанализировать план воспитательной работы в данной группе. При этом установить наличие (или отсутствие) работы по данной проблеме, разнообразие ее форм и методов, характер руководства самостоятельной деятельностью детей. Далее организуется и проводится индивидуальный (8-10 детей) констатирующий эксперимент, включающий несколько заданий. Методика исследования:

Задание 1. Цель – выявить отражение работы по обучению детей прогнозированию погоды в календарных планах воспитателей.

Методика: Анализ планов воспитательно - образовательной работы воспитателей по следующим направлениям:

· Периодичность планирования работы по обучению детей прогнозированию погоды с помощью а) «живых барометров», б) с использованием примет.

· Цель и содержание представленной работы.

· Форма проведения данной работы, методы руководства.

Задание 2. Цель – выяснить представления детей о прогнозе погоды на будущее. Беседа по вопросам:

1. С помощью чего ты можешь узнать, какая погода будет завтра?

2. Какие признаки хорошей погоды ты знаешь?

3. Какие признаки плохой погоды ты знаешь?

4. Кто тебе сможет помочь узнать погоду?

5. Как ты думаешь, растения (животные) могут предсказывать погоду?

6. Какие растения (животные) могут предсказывать погоду? Назови их.

7. Знаешь ли ты, как растения (животные) могут предсказывать погоду?

8. Можешь ли ты с помощью растений (животных) предсказать погоду на завтра?

9. Наблюдал(а) ли ты за состоянием растений (животных) перед изменением погоды?

Для определения знаний детей использовать следующие критерии для анализа:

· Знает или не знает признаки погоды;

· Знает или не знает растения, которые предсказывают погоду;

· Поясняет или не поясняет, как можно определить погоду по растениям.

Задание 3. Цель: выявить умения детей использовать наблюдение как способ познания, т.е. умения ребенка видеть изменения в состоянии растений (животных) для того, чтобы определить какая погода будет завтра. (Прежде, чем выполнять это задание, исследователь сам должен знать особенности поведения животных (растений) при ухудшении или улучшении погоды).

Методика: Ребенку задаются вопросы: «Ты часто рассматриваешь растения (наблюдаешь за животными)? Что интересного ты наблюдал в росте и развитии растения? (в поведении животного). Дополнительный вопрос: «Всегда ли у него расправлены листочки, больше ничего не появляется на листочках, стеблях?» «Кошки, собаки, птицы всегда веселы, может куда-то укрываются?»

Задание 4. Цель: выявить умения детей выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы. Методика: Перед ребенком выставляется комнатное растение и задается вопрос: «Как ты думаешь, почему появились капельки (скрутились листочки)? На картинках показать, как кошка скрутилась клубочком на печке, птица купаются в лужах: «Почему кошки, птицы так себя ведут?» Может это связано с состоянием погоды?». Выслушать предположения детей и записать их. Предложить запомнить версии, высказанные детьми.

Задание 5. Цель: выявить умение детей использовать различные способы проверки предположений (опыты, рассуждения, сравнительные наблюдения). Методика: ребенку задается следующий вопрос: «Как ты думаешь можно ли проверить, что растения (животные) предсказывают погоду на завтра. Что для этого надо сделать?».

Для определения умений детей использовать следующие критерии для анализа:

· умеют или не умеют дети использовать наблюдение как способ познания;

· умеют или не умеют выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений;

· умеют или не умеют использовать различные способы проверки.

 

Задание 6 (для второго варианта работы). Цель – определить понимание детьми народных примет.

Методика: Воспитатель читает детям первую часть приметы, которая в тексте выделена курсивом (можно воспользоваться предложенными приметами, либо подобрать новые, соответственно сезону, в который будет проводится исследование). Достаточно использовать 5 примет.

Вопрос: Ты когда-нибудь видел в природе такое явление, о чем я прочитала? Как ты думаешь, что означает данное явление?

· ярко сверкают звезды - к морозу;

· собаки валяются на снегу – к метели;

· воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу;

· снег идет большими хлопьями – к ненастью и мокроте;

· воробьи задорно чирикают – чувствуют прибавку света;

· перед ненастьем вороны уселись на ночлег головами в одну сторону;

· кошка жмется к теплу - к морозу;

· иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели;

· облака идут низко – скоро похолодает;

Пояснить, что это приметы, по которым люди узнают погоду на будущее. Предложить проверить 1 – 2 краткосрочные приметы, записать ответы и поведение детей.

Задание 7. Цель – выявить, могут ли дети получить представления о прогнозировании погоды от родителей. Для этого предложить детям побеседовать с родителями по данной проблеме: Какие приметы знают родители? Какие приметы они проверяли?

Примечание: Для контрольной работы варианта А выполняются задания 1, 6,7; для варианта Б – задания 1, 2, 3, 4, 5.

В процессе обследования следует вести протокол по форме:

Протокол обследования

№ п/п Ф.И. ребенка № задания, вопросы Ответы и высказывания ребенка Поведенческие особенности
         

 

Анализируя полученные данные в результате эксперимента, определите особенности умений детей прогнозировать и определять погоду на завтра. Каждую особенность подтвердить ответами и поведенческими реакциями детей.

Вопросы для анализа:

· проявление интереса к заданию,

· эмоциональное отношение к заданию, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых предложенным заданием (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность и др.),

· поддержание беседы, задает вопросы (какие, привести примеры),

· характер вопросов – репродуктивные или познавательные,

· как используют наблюдение как способ познания,

· разнообразие предположений о причинах и результатах наблюдаемых явлений,

· умения использовать различные способы проверки,

· выполняет задание воспитателя – спросить у родителей, без напоминания делится впечатлениями о том, что нового от них узнал.

Исходя из анализа результатов проведенного исследования, разработайте методические рекомендации для воспитателей, направленные на устранения выявившихся недостатков. Укажите, в каких видах деятельности, и с помощью каких методов и приемов возможно совершенствование работы по обучению детей прогнозированию и определению погоды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: