Контрреформы Александра III. Противоречивый характер пореформенной модернизации России




2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1881 – 1894), второй сын императора Александра II. Наследником престола он стал после смерти в 1865 г. своего старшего брата Николая. В отечественной литературе сложилось неверное мнение об Александре III как о человеке ограниченном и малообразованном. В действительности он получил основательное образование, хотя с детства его готовили к военной карьере. Главным его воспитателем был генерал-адъютант В.А.Петровский, а образованием заведовал профессор Московского университета, известный экономист А.И.Чивилев. Академик Я.К.Грот преподавал Александру всемирную историю, географию, русский и немецкий языки, видный военный теоретик М.И.Драгомиров – тактику и военную историю, С.М.Соловьев – русскую историю. Особенно большое влияние на Александра оказал К.П.Победоносцев, преподававший ему законоведение.

Будучи наследником престола, Александр участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, был канцлером Гельсингфорского университета, атаманом казачьих войск, командующим гвардейскими частями в Петербурге, в должности командующего Рущукским отрядом принимал участие в русско-турецкой войне. Он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался коллекционированием предметов старины и реставрацией памятников истории. Уже тогда у него сложились глубоко консервативные политические воззрения. В совещаниях последних лет царствования Александра II наследник престола высказывался за неприкосновенность ничем не ограниченного самодержавия и необходимость широких репрессивных мер против революционеров. Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось для него сильнейшим потрясением. Поэтому главной задачей своего царствования Александр III считал подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения. Во внешнеполитических делах он старался избегать военных конфликтов, за что и получил прозвище "царя-миротворца". Вдохновителями реакционного политического курса самодержавия явились К.П.Победоносцев и М.Н.Катков, которые считали, что для процветания и блага России нужны три твердые позиции: неограниченное самодержавие, решительная русификация национальных окраин (вплоть до переименования географических названий), православная религия.

Новое время требовало перемен, однако Александр III не спешил проводить какие-либо преобразования. Одним из первых шагов его царствования стало обнародование 29 апреля 1881 г. написанного К.П.Победоносцевым и М.Н.Катковым "Манифеста о незыблемости самодержавия". В нем провозглашалось, что император "с верою в силу и истину самодержавной власти" будет ее "утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений". На следующий день в отставку были отправлены либеральные министры Александра II М.Т.Лорис-Меликов, Д.А.Милютин, А.А.Абаза и др.

Однако в обстановке продолжавшегося брожения в стране правительство не решилось перейти к открытой реакции. Новым министром внутренних дел был назначен Н.П.Игнатьев, бывший до этого послом в Турции и получивший прозвище "лгун-паша". Он предпринял ряд мер, чтобы прикрыть переход правительства к откровенно реакционному политическому курсу: опубликовал циркуляр "О неприкосновенности прав дворянства и городского сословия"; начал игру в "совещания" представителей земств; сделал некоторые уступки крестьянству. Н.П.Игнатьев также издал распоряжение "О мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны" (14 августа 1881 г.). Согласно этому документу любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении и каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи. Местная администрация, согласно распоряжению, могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это распоряжение, изданное как "временное" на 3 года, постоянно возобновлялось и действовало вплоть до 1917 г.

27 мая 1882 г. Н.П.Игнатьев представил проект созыва совещательного Земского собрания к коронации Александра III в 1883 г. Однако под давлением консерваторов проект был отвергнут, а сам Игнатьев получил отставку, которая знаменовала собой переход самодержавия к прямой и неприкрытой реакции. В 80 – начале 90-х гг. в области просвещения и печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые традиционно принято называть "контрреформами". Но внутреннюю политику Александра III составляли не только контрреформы, но и меры, направленные на решение аграрно-крестьянского вопроса, укрепление финансов и развитие экономики страны. Главной опорой самодержавия было консервативно настроенное дворянство, от которого император получал многочисленные записки и ходатайства с просьбами о возвращении ко временам твердого правления, что весьма импонировало правительству.

Первоначально реакционные меры затронули сферу печати и просвещения. В 1882 г. был введен новый цензурный закон, по которому высшей инстанцией в делах печати становился комитет четырех министров (внутренних дел, юстиции, просвещения и обер-прокурор Святейшего Синода). Устанавливался строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, публиковавшихся под псевдонимами. Усилилась также "карательная цензура" – репрессивные меры против прогрессивной печати, в результате чего был закрыт ряд радикальных и либеральных периодических изданий.

Главной целью правительственного курса в области просвещения было вернуть образование на всех его ступенях от начального до высшего к сословным началам. В 1887 г. был опубликован циркуляр о "кухаркиных детях", запрещавший принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало права на поступление в вузы. В 1884 г. был введен новый университетский устав, по которому фактически ликвидировалась автономия университетов и усиливалась их зависимость от администрации: отменялась выборность ректора и деканов, студентам предписывалось ношение формы, повышалась плата за обучение, вводилась инспекция с полицейскими функциями, поступающие в университет должны были предъявлять свидетельство о политической благонадежности. Реакционные меры в сфере высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887 – 1893 гг.

Как правило, понятие "контрреформы" связывают с тремя законодательными актами: "Положением о земских участковых начальниках" (1889), "Положением о губернских и уездных земских учреждениях" (1890) и "Городовым положением" (1892). Однако всю намеченную программу контрреформ правительству провести не удалось, было лишь несколько ограничено действие земской, судебной, городской и других реформ за счет созданных после 1861 г. учреждениях. Так, земские участковые начальники, назначаемые сверху из среды дворян, получали судебные функции и контроль над крестьянами. Под административный контроль были поставлены органы местного самоуправления – земства и городские думы.

Вместе с тем правительство не могло не считаться с реальным положением дел в деревне и с развитием новых капиталистических отношений в экономике. Поэтому были проведены в жизнь некоторые из реформ, намеченных М.Т.Лорис-Меликовым: был утвержден закон об обязательном выкупе временнообязанных крестьян, значительно понижены выкупные платежи, отменена подушная подать и введен ориентированный на реальные доходы населения поземельный налог, издан закон о неотчуждаемости крестьянских наделов. Кроме того, правительство содействовало переселению крестьян в Сибирь (до 80 тыс. семейств в 1892 г.) и Среднюю Азию (до 60 тыс. чел.). В какой-то мере царизму пришлось пойти дальше по пути капиталистического реформирования и в 1866 г. издать Фабричный закон. Причиной подобного шага стали стачки и забастовки рабочих. По этому документу запрещалась стачечная борьба рабочих, учреждалась фабричная инспекция для наблюдения за порядком (оплатой труда, санитарным состоянием помещений, соблюдением заводских правил рабочими, их поведением на рабочем месте), устанавливалась общая процедура найма рабочих – заключение трудового договора с выдачей расчетных книжек.

В целом внутренняя политика самодержавия 80 – начала 90-х гг. XIX вв. отличалась противоречивостью. Ее общее направление выражалось в откате к реакции путем "пересмотра" и исправления" реформ Александра II. Однако это было временное отступление, поскольку, как уже отмечалось выше, консервативным силам не удалось в полном объеме осуществить программу контрреформ. Например, не была воплощена в жизнь судебная контрреформа, проект которой был одобрен императором, а также не удалось осуществить пересмотр общего законодательства о крестьянах (этот вопрос был поставлен на обсуждение в высших правительственных органах в 1892 г.). В самих "верхах" в то время не было единства: наряду с консервативным направлением, требовавшим решительного пересмотра реформ 60 – 70-х гг., существовало и оппозиционное, выступавшее за "уступки духу времени". Даже наиболее дальновидные представители консерваторов понимали невозможность восстановления старых порядков. Само же правительство считалось с этим и параллельно с курсом контрреформ принимало меры по развитию экономики страны, делало уступки в крестьянском вопросе, завершало реформы в армии.

Имперская модель модернизации в России обладала определенной рациональностью, что позволило ей продержаться длительный период. Используя долготерпение собственного народа, царский режим концентрировал ресурсы в нужных ему направлениях, укрепляя собственный аппарат власти и расширяя свои владения вовне. Однако имперская модель содержала неустранимое противоречие – несоответствие между технико-организационными и социально-политическими аспектами модернизации. Заимствование европейского опыта не было органичным, поскольку осуществлялось лишь в нескольких областях и вовсе не европейскими методами. Поэтому с запозданием повторяя технологические фазы европейского развития, в социальном и политическом плане Россия двигалась как бы наоборот. Стимулируя развитие капиталистических отношений в России, самодержавно-бюрократический аппарат одновременно всячески тормозил их, что особенно ярко проявилось во внутренней политике Александра III. В деятельности режима явственно проступала консервативная ориентация. Особенно заметно она проявлялась в политической сфере, в которой российское самодержавие обнаружило особое упорство в неприятии даже ограниченных конституционных начал. В целом же в пореформенный период второй половины XIX в. можно констатировать постепенное угасание творческих потенций самодержавия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: