Современные проблемы в сфере образования региона




Ростовскую область можно назвать одним из крупнейших образовательных комплексов в Российской Федерации. На территории субъекта собрано около трех тысяч образовательных учреждений всех типов, организационно-правовых форм и видов, о которых говорилось в первой главе моей курсовой работы. Это говорит о том, что человек может получить любую из массовых профессий и специальностей, как следствие, быть востребованным на рынке труда.

Анализ основных документов в сфере управления образованием Ростовской области позволил выделить ряд основных проблем рассматриваемой области:

· Недостаточное финансирование учреждений образования всех типов, в связи с переходом на подушевое финансирование. Например, здания учебного учреждения большие, а в связи с малой рождаемостью, детей на обучении находится мало и, как следствие, мало средств выделяется для самого учреждения, что ведет к изношенности и частичному закрытию здания.

· Несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов связано с невозможностью закупки компьютерных технологий в больших объемах и установки их в приспособленные кабинеты.

· Неудовлетворительный уровень доступности высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями. Выделяется недостаточное количество бюджетных мест в высших учебных заведениях.

· Дефицит, нехватка преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Недостаточный «приток» молодых высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения. Средний возраст педагогов 45 лет и увеличивается с каждым годом.

· Низкая оплата труда работников образования и как следствие непопулярность профессии, непривлекательность рабочих мест.

· Недостаточное соответствие мировому уровню стандартов образования. Гражданин России должен составлять достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке.

· Проблема поставки учебного и школьного оборудования из-за нововведений в области закупок через интернет.

· При введении электронного документооборота в виду не полного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения.

· С введением единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации повысился уровень коррупции;

· Неготовность старых педагогов и неприятие ими внедрения новых методик и технологий в учебный процесс, поэтому и возникла необходимость в переобучении, переподготовке кадров.

· Старые методы измерения качества обучения не подходят к новым методикам образования. Не существует единой оценки качества выполнения образовательных услуг[22].

Выделяют и другие острые и тревожные социальные аспекты, такие как: изменение содержания программ; резкое сокращение аудиторных занятий; принцип сближения (слияния) государственных и негосударственных образовательных учреждений на коммерческой основе, но детально их рассмотреть невозможно в силу ограниченности объема курсовой работы.

В связи со стремительным развитием научно-технического прогресса появляется необходимость реформирования системы образования. Так как появляются новые технологии во всех отраслях экономики и наш гражданин должен ими владеть в полной мере. Создание независимых систем оценки качества образования, включающих национальные экзамены, сегодня является важнейшим направлением модернизации большинства образовательных систем.

Следует отметить, что пристальное внимание в деятельности региональных управленческих структур должно быть уделено повышению уровня управления образованием путем создания эффективной системы подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала. Высококвалифицированные кадры являются первоосновой для эффективного функционирования образовательной деятельности. Результаты опросов населения свидетельствуют о том, что наибольшие затруднения в деятельности государственных и муниципальных органов управления вызывают разрозненность в принятии управленческих решений и неидеальные взаимодействия различных управленческих структур, как по горизонтали, так и по вертикали власти.

Задачи, которые выдвигает определенная система, всегда являются итогом некоторого соотношения потребностей и возможностей их осуществления, поэтому деятельность региональных управленческих структур обязана быть прогнозируемой, опережающей, определяющей планы, ориентирующей участников образовательного процесса на будущие, порой сложно прогнозируемые ценности.

Эффективность реализации организационных механизмов в процессе управления зависит от следующих факторов:

· гибкость и динамичность определяет их адаптацию к внешним социально-экономическим условиям;

· внутренняя стабильность образования;

· усредненность (необходимо не допускать крайности: от всеобщей усредненности, унифицированности до разрушения образовательного пространства).

В большей мере это также зависит от оптимального и эффективного стиля управления в региональной системе образования. Стиль должен характеризоваться тщательным учетом субъективных и объективных факторов, их рациональным использованием, стабильностью, гибкостью и динамизмом, высокой степенью адаптивности к быстроменяющимся условиям, высокой сплоченностью организации, профессионализма, нравственности, внутренней культуры персонала управления. Необходима разработка новой стратегии развития и формирования других, совершенно новых механизмов финансирования образовательной сферы, эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Деятельность управленческих структур непосредственно связана и напрямую влияет на развитие образовательной сферы. За последние годы территориальные органы управления были подвержены реорганизации, организационным изменениям. На сегодняшний день сформированы и успешно функционируют организационные структуры, ориентированные на качественное обновление системы образования.

С точки зрения описания инновационных процессов в управлении нужно отметить, что объектом обновления должны становиться не только процессы функционирования систем управления, но и оптимизация сочетания функционирования и инноваций в общей жизнедеятельности этих систем. Развитие мы не можем представить себе без определенных изменений в рассматриваемом объекте[23].

О развитии и прогрессе мы говорим, прежде всего, при наличии качественных изменений в системах управления. В отличие от бизнес- организаций, которые всегда ориентируются на рост своих размеров, прибыли и доли на рынке, образовательные учреждения могут повышать успешность своей деятельности и эффективность функционирования в основном за счет качественных изменений. С этой точки зрения правомерно различать совершенствование и даже оптимизацию определенных сторон и показателей управления в рамках текущего стабильного функционирования и переход его в новое качество. Это значит, что развитие предусматривает существенное изменение свойств и элементов системы управления, переорганизация структуры, вследствие чего возможно появление новых системных, интегративных качеств. Прогресс и развитие связано, прежде всего, с качественными изменениями в функционировании и работе систем управления. Сущность, смысл, назначение развития заключается в переходе системы управления в совершенно новое качественное состояние.

Выше были рассмотрены основные проблемы развития сферы образования, вследствие чего хотелось бы выделить наиболее оптимальные, пути их решения.

Для решения проблемы недостаточного финансирования учреждений образования всех типов в связи с переходом на подушевое финансирование необходимо пересмотреть дополнительное финансирование для тех учебных заведений, которые находятся в сельской местности, малонаселенных городах и не имеют возможности получения доходов от платных услуг.

Проблему несоответствия материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов можно исправить следующим образом: выполнить капитальные ремонты образовательных учреждений с целью приспособления этих зданий к установке современного интерактивного (интерактивные доски) и компьютерного (компьютеры, проекторы) оборудования. А также строить новые здания уже с учетом современных требований.

Недоступность высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями также необходимо решать путем увеличения количества бюджетных мест в ВУЗах за счет целевых направлений из различных районов. Это позволит таким детям получать полноценное качественное образование.

Для решения проблемы дефицита преподавательских кадров необходимо поднять престиж профессии, увеличить заработную плату педагогам, проводить агитацию молодых специалистов на работу с помощью средств массовой информации, привлекать молодых специалистов в образовательные учреждения, применяя материальную мотивацию в виде денежных выплат, а также моральную мотивацию в виде возможности получения повышенной категории[24].

Низкая оплата труда работников образования приводит к непопулярности профессии, непривлекательности рабочих мест. Эту проблему можно решить, например, выделением средств из областного и местного бюджета на премии и надбавки учителям. А также можно установить льготы на оплату коммунальных услуг, каковы были раньше.

Для того чтобы гражданин России мог составить достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке труда, необходимо усилить контроль за образовательной деятельностью, за качеством подготовки выпускников.

При введении электронного документооборота в виду неполного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения. Поэтому необходимо организовать бесплатные курсы по преодолению компьютерной неграмотности. И следует упростить систему закупок учебного оборудования, дать самостоятельно образовательным учреждениям выбирать оборудование и поставщика для закупки продукции.

Также следует регулярно проводить антикоррупционные мероприятия. Требуется усиление меры ответственности, как за дачу взятки, так и за ее получение. Необходимо усилить контроль в образовательных учреждениях.

Если говорить о неготовности педагогов к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс, то нужно повысить требования по переподготовке кадров, по повышению курсов квалификации и внедрению новых образовательный стандартов в учебный процесс.

Одной из основных и значимых проблем является то, что старые методы измерения качества образования не подходят к новым методикам образования. Нет единой оценки качества выполнения образовательных услуг. Поэтому, в первую очередь, следует разработать систему оценки качества работы педагогических коллективов, которой на данный момент как таковой ее не существует.

 

 

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы о проделанной работе. Был рассмотрен исторический аспект государственного управления образованием; система органов управления образованием на федеральном и региональном уровнях, а также нормативно-правовая база этой сферы. Главным результатом работы стало выявление основных проблем в сфере образования Ростовской области.

В первой главе рассмотрена сущность сферы образования, детально описана его структура. Образование - это процесс непрерывного обучения, состоящий из нескольких последовательных уровней. Включает в себя государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.), учреждения дополнительного образования, другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

В становлении системы образования России можно выделить три этапа: Российская империя, СССР, современная Россия. Каждый этап отличается своей индивидуальной историей и разными предпосылками к реформированию образовательной сферы. Во втором разделе первой главы изучены правовые и организационные основы функционирования системы управления образованием в России.

Современный этап развития управления системой образования в Российской Федерации характеризуется децентрализацией, регионализацией и муниципализацией, т.е. делегированием государством части полномочий в области образования региональными муниципальным органам власти и управления, наделение их определенными правами и обязанностями в решении конкретных проблем территориальных образовательных систем. Деятельность в данном направлении приводит к тому, что социальные институты, местное сообщество объединяются вокруг решения задач образования, в результате чего прорабатываются общественные цели образования и создаются государственно-общественные органы управления образованием.

Во второй главе также рассмотрена образовательная сфера Ростовской области. Было установлено, что работа региональных органов управления образованием связана с различными проблемами и трудностями, вызванными недостаточной нормативно-правовой базой, организационными и экономическими механизмами, ограниченностью материально-ресурсного обеспечения.

В связи с этим многое еще требует решения: совершенствование кадровой политики с целью привлечения, закрепления и профессионального роста кадров, более активная поддержка лучших педагогов и талантливой молодежи, расширение практики использования современных информационных технологий, продолжение работы по созданию современной образовательной инфраструктуры, развитие общественной составляющей в управлении образованием.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: