Место и роль науки в жизни общества




ОСНОВЫНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

В условиях качественного роста научного знания в жизни современного общества университезации и академизации высшего образования усвоение основ научного исследования становится необходимой составной частью профессиональной подготовки студентов. Отсюда вытекает необходимость введение в учебные программы курса по науковедению, в рамках которого студенты знакомятся с общей теорией и практикой научного исследования и спецификой научного исследования по своей специальности. Приобщение к научным знаниям, способность к проведению самостоятельных исследований является предпосылкой успешного решения учебных и научных задач.

Место и роль науки в жизни общества

Научное познание мира является неотъемлемой частью истории человеческого общества. Наука, зародившись в древности, прошла многовековой путь развития: от наивных представлений об устройстве мира немногочисленных мудрецов, книжников до современного знания, опирающегося на могучий арсенал научно-технических средств и труд сотен тысяч людей, занятых в её сфере. Если в прошлом она развивалась медленно, и влияние её на общество было не так заметно, то в последнее столетие процесс приобрел экспонентный характер. В течение прошлого ХХ в. она по сути превратилась в самостоятельную отрасль общественного производства. Научные знания и их производство все более активно интегрируются в самые разные сферы профессиональной деятельности человека, которые раньше казались очень далекими от науки. Более того, она изменила фундаментальные основы самого человеческого мышления, раздвинув его творческие границы, благодаря освоению новейших информационных технологий. Они расширяют коммуникативные возможности человечества и выводят на качественно новый уровень общественные отношения. В то же время это ускоренное развитие науки её тотальное проникновение во все сферы человеческой деятельности, начиная от повседневного быта и кончая принятием важнейших решений, от которых зависят судьбы мира, ставит задачи осмысления феномена самой науки, его генезиса и закономерности развития.

Однако развитие науки имеет и оборотную сторону. Быстро развивающиеся научные идеи нередко обгоняют общественную практику, порождая множество проблем и противоречий как технико-экономического, социально-культурного, так и морально-этического плана. Открытия ученых нередко становятся угрозой для жизни миллионов людей. Так научные идеи Резерфорда, Бора были использованы для создания ядерного оружия, способного смести человеческую цивилизацию как и самую планету. Или современные достижения науки в области генетики, поставившие большие проблемы, связанные с возможностью клонирования людей и непредсказуемыми с биологической и морально-этической точки зрения их последствиями. Угроза милитаризации науки и возрастающая в последнее время опасность использования достижений в области военных наук экстремистскими политическими силами заметно повышают политические риски. Более того, они вообще ставят под сомнение положительную роль науки в социальном прогрессе, порождая пессимистические, антисциентистские настроения даже среди самих ученых. Если раньше знаменитое выражение английского философа XVIII в. Ф. Бэкона «Знание – сила» было знаменем, под которым последние два столетия развивался научно-технический прогресс, то теперь мы уже не наблюдаем в обществе такого однозначного оптимизма во взглядах на науку.

Многие перекладывают всю ответственность за негативные последствия научных открытий на ученых, однако в подавляющем большинстве случаев сами ученые не могут контролировать их. Хотя, разумеется, это не снимает с них моральной ответственности перед обществом, тем более, что в научном сообществе не редки до сих пор убеждения, что любые попытки установления общественного контроля над наукой являются реакционными.

Все это вызывает к жизни возникновение такой отрасли знания, которая бы ставила задачи повышения эффективности научно-исследовательского труда, более тесной интеграции науки в экономическую и общественно-политическую жизнь, а с другой стороны, разрабатывала механизмы, позволяющие ученым активнее влиять на общественные результаты научных открытий.

Такой новой научной дисциплиной стало науковедение, которое изучает теоретико-методологические основы научного познания, классификацию наук, историю становления и развития науки как социального института, её роль и значение в обществе и вытекающие из этого прикладные задачи разработки современных методов организации научных исследований, повышения их эффективности, социальные и морально-нравственные аспекты использования достижений науки. Превращение науки из безответственной перед обществом в реальную силу, способную влиять на принятие ответственных решений, находится еще в начальной стадии. И крайне важно, чтобы оно развивалось, не стихийно, а целенаправленно при активном участии ученых и общественности. Поэтому знания основ науковедения приобретают сегодня особую актуальность в подготовке как научных кадров, так и специалистов самых разных профессий.

В развитии науки на современном этапе заметно повышается роль высшей школы. Она не только выполняет функции хранения и передачи накопленных научных знаний от одного поколения к другому, но все более активно включается в само производство новых научных идей и открытий. Да и в самом обучении возрастает использование методов, стимулирующих творческие потенции студентов, что открывает новые возможности уже на студенческой скамье приобщаться к научным исследованиям. А поэтому овладение основами методологии и методики научного исследования становится неотъемлемой частью учебного процесса и важной задачей профессионализации будущего специалиста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: