ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ




 

 

Оглавление

Понятие источников трудового права
Разграничение полномочий в сфере трудовых и связанных с ними отношений
Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во времени
Действие нормативных актов в пространстве
Действие нормативных актов о труде по категориям работников
Локальное регулирование труда

 

 

Понятие источников трудового права

Источники трудового права представляют собой формы выражения норм трудового права.
Эти формы могут быть различными в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.
Таким образом, источником трудового права называется закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.
Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.
Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.
Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.
Источники принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы (иерархии). В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты. По содержанию и целевой направленности источники трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ); регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права (например, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ «О Занятости населения в Российской Федерации»; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
По сфере действия источники следует подразделять на: федеральные (акты органов РФ); региональные (акты субъектов РФ); территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций – коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
■ трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,
■ иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
■ указами Президента Российской Федерации;
■ постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
■ нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
■ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.
В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.

Разграничение полномочий в сфере трудовых и связанных с ними отношений

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
1) основные направления государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений;
2) основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;
3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
7) принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль;
8) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
10) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе и порядок возмещения вреда жизни и здоровью, причиняемых ему в связи с выполнением трудовых обязанностей;
11) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
12) систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
По вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.
Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, закрепленной в уставе предприятия, организации, учреждения (например, вводить правила трудового распорядка). Действие локальных нормативных актов о труде (коллективного договора, соглашения об охране труда, положения о премировании и т.д.) распространяется только на работников конкретного предприятия, организации, учреждения. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, либо принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.
Большое значение в правовом регулировании труда имеют и международные договоры, ратифицированные РФ. Когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила, установленные международным договором. Таким образом, ч. 4. ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ устанавливается приоритет международно-правового регулирования над внутригосударственным правовым регулированием отношений в сфере труда

Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во времени
Важное практическое значение для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, имеет установление времени начала и окончания срока их действия.
Нормы и положения Конституции РФ, регламентирующие социально-трудовые отношения, вступают в силу, как и другие статьи этого основного источника российского права, со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции РФ- Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Отдельные нормативные положения Конституции РФ, как и сама она в целом, действуют до принятия в установленном порядке новой Конституции либо до принятия конституционного федерального закона, вносящего изменения и дополнения в эти положения.
Федеральные законы о труде вступают в силу, как правило, с той даты, которая определена органом, принявшим закон.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете».
Акты Президента РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликованиями вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента РФ установлено, что акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам или учреждениям.
Акты социального партнерства – генеральные соглашения, отраслевые (тарифные) соглашения и другие – вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашениях. Срок действия соглашений не может превышать трех лет.
Локальные нормативные акты не имеют строго установленных временных границ своего действия. Однако для некоторых актов трудовое законодательство все же такие границы регламентирует; так, например, коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре. Этот договор заключается на срок от одного года до трех лет. По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не внесут изменений и дополнений в действующий. При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев.
Закон и нормативные правовые акты прекращают свое действие по следующим основаниям:
1) истечение срока действия;
2) вступление в силу другого правового акта равной или высшей юридической силы;
3) отмена данного акта другим равной или высшей юридической силы.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или указанного нормативного правового акта распространяется на отношения, возникшие до введения его в действии, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Впервые Трудовой кодекс Российской Федерации содержит легальный порядок течения сроков отношений в сфере труда. Согласно ст. 14 Трудового кодекса Российской Федерации:
1) течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей;
2) течение сроков, с которыми ТК РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие нормативных актов в пространстве

Действие нормативно-правовых актов о труде в пространстве связывается с распространением их юридической силы на всю территорию Российской Федерации или какую-либо ее часть. Нормативно-правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, действуют на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Таким образом, правовое пространство для действия источников трудового права России прочно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства – Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты, а также акты органов местного самоуправления.
Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов РФ действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.
Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п. Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах организации, их издавшей.

Действие нормативных актов о труде по категориям работников

Трудовой кодекс РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются и обязательны для всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности.
Когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства.
Трудовой кодекс РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если, согласно ТК РФ, они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
1) военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
2) членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
3) лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
4) других, лиц, если это установлено федеральным законом.
Особый порядок имеет правовое регулирование трудовых отношений с участием иностранных лиц. На территории РФ правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Трудовое законодательство России характеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две группы:
а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда;
б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; временных работников и т.д.) бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.
Дифференциация трудового законодательства по категориям работников объективно выражается либо в виде выделения особых глав в ТК РФ (например, глава 41 «Труд женщин», глава 42 «Труд молодежи»), либо в виде общего раздела XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», либо путем принятия особого нормативного акта.
Дифференциация по категориям работников сводится к тому, что специальными нормами для них устанавливаются:
особый, по сравнению с общим, порядок приема на работу и увольнения; особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха; льготы и преимущества в оплате труда; повышенная дисциплинарная и материальная ответственность и ряд других особенностей. Так, например, глава 50 ТК РФ закрепила перечень льгот в области труда для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, включающий надбавки к заработной плате, предоставление дополнительных отпусков, доплаты к пособиям по социальному страхованию, льготные условия выхода на пенсию по возрасту и т.п.
Дифференциация норм трудового права по категориям работников предполагает, однако, не только наделение их дополнительными правами, льготами и преимуществами. В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда. Так, например, ст. 278, 336 ТК РФ устанавливают дополнительные основания для прекращения трудового договора (контракта) некоторых категорий работников (руководителей организаций, работников, выполняющих воспитательные функции), а также стимулируют учебу, повышение квалификации и т.п.

Локальное регулирование труда

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридической иерархии. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и подзаконным актам. Эта разновидность источников трудового права связана, как правило, с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, осуществляемой непосредственно в организациях между работодателем (администрацией предприятия, предпринимателем) и наемными работниками. С переходом на рыночные экономические отношения коллективный договор, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества постепенно приобретают ведущее значение в количественном и качественном (содержательном) отношениях. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.
Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Дидактическая единица
Тест № 1. Система источников трудового права включает:
1) федеральные нормативные правовые акты;
2) постановления Пленума Верховного Суда РФ;
3) нормативные правовые акты субъектов РФ;
4) акты органов местного самоуправления;
5) локальные нормативные акты;
6) трудовые договоры;
7) трудовые обычаи.
Тест № 2. Трудовое законодательство в соответствии Конституцией РФ относится:
1) к исключительной компетенции РФ;
2) к исключительной компетенции субъектов РФ;
3) к совместной компетенции РФ и субъектов РФ;
4) ксовместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Тест № 3. Специальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, являются:
1) Закон РФ «О занятости населения в РФ»;
2) Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
3) Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ»;
4) Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
5) Указ Президента РФ «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан»;
6) Постановление Правительства РФ «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей;
7) Закон «О федеральных государственных унитарных предприятиях».
Тест № 4. Поступление на государственную гражданскую службу осуществляется на основании:
1) назначения на должность;
2) утверждения в должности;
3) по результатам конкурса;
4) заключенного служебного контракта.
Тест № 5. Статья 258 Трудового кодекса РФ, запрещающая направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин, представляет собой:
1) норму-принцип;
2) норму-дефиницию;
3) норму-льготу.
Тест № 6. Статья 289 Трудового кодекса РФ, содержащая запрет на установление испытания при приеме на работу на срок до двух месяцев, представляет собой:
1) норму-принцип;
2) норму-дефиницию;
3) норму-приспособление;
4) норму-изъятие.
Тест № 7. Статья 273 Трудового кодекса РФ, закрепляющая, что руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, представляет собой:
1) норму-приспособление;
2) норму-изъятие;
3) норму-льготу;
4) норму-принцип;
5) норму-дефиницию.
Тест № 8. Гражданский служащий после увольнения не вправе выполнять работу на условиях граждански правового договора в течение _______, если отдельные функции входили в его должностные обязанности:
1) одного года;
2) двух лет;
3) без ограничения срока;
4) до выхода на пенсию.
Тест № 9. Конфликт интересов – это:
1) индивидуальный служебный спор;
2) неурегулированные разногласия с представителем нанимателя;
3) личная заинтересованность.
Тест № 10. Использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего для определения его платежеспособности:
1) не допускается;
2) допускается;
3) допускается только для сбора пожертвований.
Тест № 11. Статья 30 Конституции РФ закрепляет:
1) принцип свободы труда;
2) право на создание профессиональных союзов;
3) право на защиту от безработицы;
4) право на образование;
5) право на судебную защиту.
Тест № 12. Статья 32 Конституции РФ закрепляет:
1) принцип свободы труда;
2) право на создание профессиональных союзов;
3) право на равный доступ к государственной службе;
4) право на защиту от безработицы;
5) право на охрану здоровья;
6) право на образование.
Тест № 13. Статья 37 Конституции РФ провозглашает:
1) труд свободен;
2) право на защиту от безработицы;
3) право на отдых;
4) право создания профессиональных союзов;
5) право на профессиональную подготовку и переподготовку;
6) право на вознаграждение;
7) право на трудовые споры.
Тест № 14. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям:
1) безопасности и гигиены;
2) техники безопасности;
3) производственной санитарии.
Тест № 15. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом:
1) минимального размера оплаты труда;
2) прожиточного минимума;
3) достойной оплаты труда.
Тест № 16. По общему правилу Трудовой кодекс РФ применяется к правоотношениям, возникшим:
1) до введения его в действие;
2) после введения его в действие;
3)в период с 1 января по 1 февраля 2002 г.
Тест № 17. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается:
1) этот нерабочий день;
2) ближайший следующий за ним рабочий день;
3) ближайший следующий за ним выходной день;
4) последний день текущего месяца.
Тест № 18. Течение сроков, с которыми Трудовой кодекс РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается:
1) в тот же день, когда имело место окончание трудовых отношений;
2) на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений;,
3) через два дня после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений;
4) через три дня после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Тест № 19. Закон РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяет свое действие на территории:
1) Российской Федерации;
2) Украины;
3) подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
4) Киевской области Украины.
Тест № 20. Генеральное соглашение распространяется на территории:
1) Российской Федерации;
2)Центрального федерального округа;
3) г. Москвы;
4) Центрального административного округа г. Москвы.
Тест № 21. Форма выражения государственной воли, направленная на регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, – это источник трудового права в_________ смысле:
1) материальном;
2) культурном;
3) юридическом;
4) экономическом.
Тест № 22. Источником трудового права России может выступать:
1) правовой обычай;
2) юридический прецедент;
3) нормативный акт.
Тест № 23. Комплексными источниками трудового права являются:
1) Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
2) Федеральный закон «О производственных кооперативах»;
3) Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации».
Тест № 24. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить:
1) Трудовому кодексу РФ;
2) федеральным законам;
3) указам Президента РФ;
4) нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
5) законам субъектов РФ.
Тест № 25. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить:
1) Трудовому кодексу РФ;
2) иным федеральным законам;
3) указам Президента РФ;
4)постановлениям Правительства РФ;
5) нормативным правовым актам субъектов РФ;
6) локальным нормативным актам.
Тест № 26. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» содержит особенности регулирования условий труда государственных служащих, касающиеся:
1) обеспечения занятости и трудоустройства;
2) трудового договора;
3) рабочего времени и времени отдыха;
4) оплаты труда;
5) дисциплины труда;
6) материальной ответственности сторон трудового отношения.
Тест № 27. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» содержит особенности регулирования условий труда, касающихся:
1) рабочего времени и времени отдыха;
2) оплаты труда;
3) гарантий и компенсаций;
4) дисциплины труда;
5) материальной ответственности сторон трудового договора.
Тест № 28. Принудительный труд – это:
1) выполнение нерегулярной оплачиваемой работы;
2) выполнение сверхурочной работы;
3) выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания;
4) выполнение работы в нерабочие праздничные дни.

 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: