Организационно-экономические основы государственной поддержки развития инноваций в России




Малиновская О.В.

д.э.н. проф. кафедры

«Финансы и кредит».

Скобелева И.П. д.э.н.,

проф. зав. кафедрой

«Финансы и кредит»

Организационно-экономические основы государственной поддержки развития инноваций в России

В настоящее время под инновациями принято рассматривать не только промышленные и иные технологии, но и совершенствование институциональных основ национальных систем образования, науки и здравоохранения. Поэтому решающее значение для позиционирования России как инновационного центра в мире имеет формирование институциональной среды и экономических условий, делающих Россию привлекательной и с точки зрения ведения бизнеса, и с точки зрения развития человеческого капитала. Именно с этих позиций необходимо рассмотреть основные факторы, влияющие на инновационный климат в стране.

К наиболее важным факторам развития инноваций следует отнести качество образования и науки, человеческого капитала, государственное регулирование и инструменты поддержки инновационного национального потенциала. Каждый из факторов требует соответствующей дискуссии и осмысления. В данной статье остановимся на последнем из перечисленных факторов, поскольку в условиях кризиса первоочередной проблемой развития инноваций становится проблема государственного регулирования и развитие инструментов поддержки инноваций, составляющая основу инновационного поведения в национальной и мировой экономике. В области инновационной политики как приоритетного направления экономической политики государства в последние несколько лет инициирован целый комплекс мер, направленных на стимулирование инноваций в промышленности (стимулирование спроса на инновации) и на рост качества предложений инновационных идей (поддержка науки и образования).

Прежде всего следует отметить комплекс мер, направленных на стимулирование спроса, в их ряду особое место занимает создание, так называемых, институтов развития, достаточно широко распространенных в мировой экономике.

Под институтами развития в данной работе рассматриваются механизмы рыночной инфраструктуры, направленные на повышение инновационного потенциала в отраслях и сферах экономики, имеющих социально-экономические приоритеты и связанных с производством общественно значимых благ.

Именно данные институты призваны обеспечить развитие спроса и предложения инноваций. В мировой и российской практике существует своеобразное деление этих институтов на финансовые и не финансовые. Следует отметить, что данная классификация имеет достаточно условный характер.

К финансовым институтам развития в России относятся Инвестиционный фонд РФ (Инвестфонд), Внешэкономбанк, Российская венчурная компания (РВК), Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Россельхозбанк, Росагролизинг, Российская корпорация нанотехнологий (Роснанотех), Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Особое место среди них занимает Роснано, РВК и аналогичный РВК фонд, специализирующийся в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Роснано (Российская корпорация нанотехнологий), созданная в июле 2007 году имеет следующий целевой ориентир - содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. В свою очередь РВК должна стать основой для создания в России собственной системы венчурного инвестирования и отбирать лучшие венчурные компании на конкурсной основе, приобретать паи венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Целью создания ИКТ становится разработка нового поколения систем информационных технологий.

К нефинансовым институтам можно отнести особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфератехнологий и другие.

Важнейшая задача институтов развития – создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных и инновационных проектов. Создание институтов развития, по сути, сценарий постиндустриального и одновременно антикризисного рывка, при котором Россия окажется способной найти свою нишу в системе разделения труда при современной глобализации. Этот сценарий предполагает осуществление структурного маневра, в результате которого доля инновационного сектора должна будет повыситься с нынешних 10% ВВП примерно до 20%, а доля нефтегазового сектора, напротив, снизиться с нынешних 20% до 10–12%.

Кроме того формы государственной поддержки инновационных компаний содержат:

· включение в новую четвертую часть ГК РФ, вступившей в силу в 2008 г., положения о том, что по общему правилу права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные на основании государственных контрактов, принадлежат исполнителям. В качестве исполнителей НИОКР в большинстве случаев выступают НИИ и вузы, имеющие статус бюджетных учреждений;

· разрешение бюджетным учреждениям (НИИ и вузам) создавать юридические лица с целью внедрения инноваций, права на которые принадлежат бюджетным учреждениям;

· внесение поправок в Налоговый кодекс, облегчающих и поощряющих проведение научных исследований на предприятиях и стимулирующих обновление технологической базы;

· создание инвестиционных партнерств (инвестиционных товариществ), данное предложение инициировано Роснано, и правовая основа его развития находится на стадии разработки.

Хотя спектр государственного регулирования для поддержки и развития инноваций на сегодняшний день достаточно широк, применение каждой из вышеуказанных организационных форм сопряжено с определенными правовыми и экономическими проблемами, которые значительно снижают их эффективность. Рассмотрим их применительно к названным институтам развития, прежде всего финансовым.

Финансовые институты развития в целом как организационная форма поддержки инвестиций и инноваций формировались в организационно-правовой форме - государственная корпорация, правовой основой их функционирования являлись федеральные законы, созданные под каждую государственную корпорацию. Эти законы провозглашали некоммерческий статус государственных корпораций, что принципиально меняло ориентиры их деятельности в отличие от коммерческого сектора. В то же время достаточно непродолжительный период их функционирования (2-3 года) доказал неэффективность этой правовой формы, особенно в период экономического кризиса. Их деятельность в течение 2008 – 2009 гг. не была подчинена реализации цели, ради которой они создавались. В условиях значительного объема бюджетного финансирования этих структур на протяжении двух лет экономического кризиса, они решали проблемы собственного развития на основе «подогрева» валютного и фондового рынка, реальный сектор экономики был практически не задействован в их финансовых играх. Вымывание бюджетных средств этими структурами создает основу не для выхода из кризиса, а для неэффективного и бесконтрольного использования бюджетных средств. При этом в условиях развития глобальной неликвидности банковского сектора и роста стоимости денег во времени деятельность этих организационно-правовых структур способна нанести значительный ущерб национальной экономике, не говоря о том, что процесс инновационного развития, который они призваны стимулировать, отодвигается в их деятельности на второй план.

Нефинансовые институты развития – прежде всего технопарки и технико-внедренческие зоны также пока остаются чрезвычайно неэффективной структурой в российской экономике.

Технопарки

Современный этап в развитии технопарков, создаваемых с целью поддержки инноваций, начал формироваться на основе Федеральной целевой программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-Р. Согласно этой Программе, создание технопарков должно было обеспечить «территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики», а также объединение предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научных организаций, учебных заведений, обеспечивающих научный и кадровый потенциал таких предприятий. Взаимосвязь науки, образования и производства – основа деятельности технопарков и основа развития инновационного потенциала отдельных территорий и отраслей экономики.

Юридическое лицо, функционирующее на территории технопарка, как правило, получает поддержку в виде льготных условий аренды помещения, что особенно важно для малых инновационных предприятий, находящихся на стадии «start up», а также поддержку в доступе к коллективному использованию дорогостоящего оборудования, что упрощает процесс доработки проектов и доведения их до производственной стадии.

Чаще всего технопарки оказывают следующие виды услуг:

· предоставление производственных и офисных помещений в льготную аренду;

· информационные услуги малым предприятиям;

· консультационные услуги в области бизнес-планирования;

· содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов;

· подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства;

· организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий;

· оценка и правовая защита интеллектуальной собственности;

· разработка и реализация программ приоритетного развития регионов;

· помощь в поиске инвестиций и получении кредитов;

· содействие внешнеэкономической деятельности;

· предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах;

· создание центров коллективного пользования оборудованием;

· создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности.

В целом идея использования технопарков представляется оптимальной, однако практика последних лет показала, что данный инструмент развития инноваций в России недостаточно эффективен. Это связано с тем, что в значительном числе случаев технопарки создавались регионами не столько с целью развития инновационной деятельности, сколько с целью получения федеральной поддержки (в настоящее время из средств Федеральной целевой программы предоставляются субсидии с целью создания технопарков на региональном уровне). При этом их резидентами никакой (или практически никакой) реальной инновационной деятельности не велось. По мнению многих экспертов, в настоящее время проекты по созданию технопарков в значительной степени продолжают использоваться для «освоения» бюджетных средств и земельных участков, также как это делалось в 90-е годы вузами, создававшими технопарки до принятия соответствующей Федеральной целевой программы. В связи с этим в 2009 г. ряд технопарков был закрыт, а финансирование новых технопарков по целому ряду направлений приостановлено. Данный негативный элемент деятельности технопарков вовсе не означает, что такого вида организационной поддержки инновационной деятельности не должно существовать, а свидетельствует только об отсутствии правового контроля организационно-экономической деятельности технопарков.

Технико-внедренческие зоны (ТВЗ) статус которых, а также минимально необходимые требования, предъявляемые к резидентам ТВЗ, урегулированы на уровне Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Статус резидента ТВЗ фиксируется специализированным соглашением организации или индивидуального предпринимателя с органами управления ТВЗ. Основным преимуществом осуществления деятельности на территории ТВЗ является возможность использования режима свободной таможенной зоны (т.е. освобождения от уплаты налогов и таможенных пошлин на товары, ввозимые на ее территорию). Также к числу льгот можно отнести преимущества, связанные с льготным использованием резидентами инфраструктуры ОЭЗ, включая льготные условия аренды помещений и земельных участков. Контроль над деятельностью ТВЗ в настоящее время осуществляют Минэкономразвития России, специально созданное и подведомственное ему Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и наблюдательные советы, представляющие собой органы управления ТВЗ.

В целом опыт использования зон технико-внедренческого типа в России пока можно оценивать как успешный, но некоторые изменения налогового законодательства может негативно сказаться на их деятельности. Так, начиная с 2010 г., резиденты ТВЗ лишаются ряда предоставлявшихся им преференций, что может существенно понизить их интерес к осуществлению внедренческой деятельности. До 2010 г. резиденты ТВЗ, помимо таможенных льгот, пользовались также льготами по единому социальному налогу. Согласно ст. 241 НК РФ, резиденты ТВЗ должны были уплачивать налог по ставке 14% (вместо стандартной ставки 26%). Значение данной льготы для инновационных компаний было особенно велико в связи с тем, что в научно-техническом секторе значительную долю текущих расходов составляют заработная плата специалистов, а также ряд «зарплатных» преференций, которые для других секторов экономики, не связанных с инновациями, играют существенно менее важную роль. В 2009 г. был принят закон, в соответствии с которым с начала 2010 г ЕСН был заменен отдельными страховыми взносами во все внебюджетные фонды. Новый закон предусматривает отмену льгот, ранее предоставлявшихся резидентам ТВЗ по «зарплатным» налоговым изъятиям. Хотя эта отмена будет осуществляться поэтапно, вплоть до 2014 г., негативный эффект для инновационных компаний очевиден: перспектива потерять льготы в среднесрочном периоде уже сейчас может снижать инвестиционную привлекательность внедренческой деятельности на территории ТВЗ для потенциальных инвесторов. Изменение экономического режима функционирования инновационной деятельности негативно сказывается на ее развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: