Этнопсихологическая школа




 

Основные идеи:

высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных для представителей той или иной культуры;

впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;

были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации;

была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.

А. Кардинер (1891-1981). Абрам Кардинер - психиатр, пытавшийся сформулировать теорию этнопсихологического характера.

Основные научные труды:

«Индивид и его общество» (1937)

«Психологические границы общества» (1937)

Суть концепции:

Личность человека начинает формироваться сразу после рождения, это происходит под воздействием внешней среды, через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность, формирование психики происходит первые 4-5 лет жизни, после чего «затвердевает» и остается практически неизменной всю жизнь, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, повторяется беспрерывно.

У каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но есть различия, каждый народ обладает «средней» психикой, которая проявляется в качестве «базовой» или «основной» личности – центрального понятия этнопсихологии.

«Основная личность» - средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры, формируется посредством «первичных общественных институций», которые включают в себя способы жизнеобеспечения, семейной организации, воспитания и социализации – формирование человека в качестве члена определенного общества, усвоения им черт характера, знаний, навыков, принятых в данном обществе. «Первичные общественные институции» различны для разных культур и относительно единообразны в рамках одной культуры, способствуют выработке определенных схожих черт характера, схожих психологических черт у всех членов того или иного общества. Адаптируясь к этим институциям, человеческая психика получает специфическую коррекцию, ее психологическая структура, ее эгоструктура деформируется особым образом. Результатом деформации является «основная личность» данного общества. Перемена хотя бы одной из первичных общественных институций вызовет изменение структуры личности, доминирующей в данной культуре.

Р. Бенедикт (1887-1948). Рут Бнедикт - представительница этнопсихологической школы в этнологии.

Основные научные труды:

«Модели культуры» (1934)

«Конфигурация культур в Северной Америке» (1946)

«Психологические типы культур Юго-Запада» (1953)

Суть концепции:

У каждого народа существует специфическая для него «базовая структура характера», передающаяся из поколения в поколение и определяющая историю данного народа. Каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Эти элементы объединены этосом культуры, определяющим, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом и определяющим содержание культуры.

Религия, семейная жизнь, экономические и политические структуры образуют единую неповторимую структуру, в каждой культуре присутствуют только такие варранты этих элементов, которые соответствуют этосу культуры.

Бенедикт ввела термин «культурная конфигурация», обозначив особый тип соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры, разграничила по типам:

аполлонийский – подчинение индивидов традициям группы, воздержание от экстремально-эмоциональных проявлений характера, воплощение идеи меры во всем;

дионисийский – индивидуализм и различные формы насилия;

параноидальный – конфликты, подозрительность, аккумуляция враждебности, вредоносная магия.

М. Мид (1901-1978). Маргарет Мид - представитель изменившегося направления в этнопсихологической школе, доминирующей темой которой становится изучение национального характера.

Суть концепции:

Акцент на изучении национального характера. Культура – конфигурация элементов, определяемая этосом культуры. Три аспекта исследований:

сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры;

сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;

изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений (между родителями и детьми, между ровесниками).

Национальный характер – особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированными принятыми в ней способами детского воспитания.

М. Мид выделяла три типа культур:

Постфигуративная культура – классический вариант традиционного общества. Любое изменение протекает медленно и незаметно, прошлое взрослых – схема будущей жизни их детей

Конфигуративная культура – преобладающая модель поведения для людей является поведение их современников. Идеал подражания – не прошлое, а настоящее. Непосредственная передача знаний, навыков от представителей активно действующего поколения. В самом простейшем варианте отсутствует третье поколение – старики, они не проживают вместе с внуками и поэтому нет преемственности. Характерна контркультура и субкультура.

Префигуративная культура – появляется в середине XX века, отличается неопределенностью развития будущего. Способы передачи знаний таковы, что дети передают знания родителям.

 

Структурализм

 

Основные идеи структурализма:

культура рассматривается как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мода, религия и т.п.);

необходимо искать принципы и способы культурной организации человеческого опыта существования, совместной жизни и деятельности, понимаемого как построение знаковых и символических систем;

допускается существование универсальных культуроорганизующих универсалий во всех сферах человеческой деятельности;

утверждается первичность психических принципов в процессе создания устойчивых символов культуры;

различные виды и типы культуры невозможно упорядочить с точки зрения единой школы развития, они представляют собой вариации психических принципов на неоднородный исходный «природный материал»;

динамика культуры обусловлена постоянной трансформацией внешних и внутренних стимулов культурной деятельности, сортировкой их по степени значимости, преобразованием их во внутренние психические принципы, сравнением их с друшими символическими формами, ведущим к подтверждению или изменению существующих культурных порядков.

Э. Эванс-Причард (1902-1973). Эдуард Эванс-Притчард - представитель английской социальной антропологии.

Суть концепции:

Элементы системы взаимно влияют друг на друга, а структурный подход изучает связи между этими элементами. Социальные и культурные системы составляют единое целое, поскольку создаются человеком, и отвечают его потребностям в упорядоченных отношениях с окружающим миром.

Необходимо исследовать несколько однородных объектов, определить существенные черты их структурных форм и причины их изменений. Сначала необходимо извлечь «социальный факт из культурной формы». Такой факт обладает первичными качествами (структура - то, что действительно существует и играет роль причины) и вторичные качества (культура – порожденная путем воздействия окружающего мира на органы чувств человека и выбором символических знаков в данном обществе).

Любые отношения людей представляют собой своеобразную структуру, а взятые все вместе, эти структуры составляют между собой определенную иерархию – социальную систему. Таким образом, этнология не может оперировать только такими понятиями, как племя, род, семья и т.п., поскольку они не являются основополагающими для функционирования социальной системы, важны понятия, обозначающие социальные ситуации, различные виды отношений и отношения между этими отношениями, именно так можно сформулировать общие законы социального развития.

К. Леви-Стросс (р. 1908). Клод Леви-Строс - представитель структурализма во Франции.

Основные научные труды:

«Структурная антропология» (1958)

«Печальные тропики» (1959)

«Тотемизм сегодня» (1962)

«Мифология» (1964)

Суть концепции:

Все многообразные явления нашего мира есть модификации некой исходной единой модели, ее раскрытие; поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы, между ними можно установить связи и соответствия, показывающие их положение по отношению друг к другу и к исходной модели. Дл этого необходимо составить максимальный полный перечень отдельных частных фактов, установить взаимосвязи между ними, выявить их связи и сгруппировать.

Единство человеческого разума на всех стадиях исторического развития. Вся человеческая деятельность и все формы сознания людей подчинены строгой логике, в человеческом сознании преобладает разумное, а не эмоциональное и не подсознательное начало. Каждая сторона быта и культуры – замкнутая система, имеющая свою логическую закономерность. Чаще всего они находятся в бинарных оппозициях – парных противоположностях, главная из которых «природа-культура». Основная цель – обнаружение таких логических закономерностей, которые лежат в основе всех социальных и культурных явлений. Феномены не обладают каким-либо значением, только их комбинации имеют смысл.

Понятие «структура» носит абстрактный характер, больше соответствует не эмпирической действительности, а ее модели. Социальные модели – строительный материал для создания моделей.

Миф – фундаментальное содержание коллективного сознания, основа устойчивых социальных структур.

 

Культурный релятивизм

 

Основные идеи культурного релятивизма:

все культуры имеют равные права на существование независимо от уровня их развития;

ценности каждой культуры относительны и обнаруживают себя только в рамках и границах данной культуры;

европейская культура является лишь одним из путей культурного развития, другие культуры уникальны и самобытны из-за собственных путей развития;

для каждой культуры характерны различные этнокультурные стереотипы поведения, которые составляют основу системы ценностей данной культуры.

М. Херсковиц (1895-1963). Мелвилл Херсковиц - основоположник школы культурного релятивизма.

Основные научные труды:

«Аккультурация» (1942)

«Человек и его творения» (1948)

«Культурная антропология» (1952)

Суть концепции:

Отказ от европоцентризма в описании и объяснении культур разных народов. Общий культурно-исторический процесс – сумма разнонаправлено развивающихся культур. Культура – созданная человеком среда обитания, неповторимая уникальная модель, определяемая постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. В культуре каждого народа всегда есть «культурный фокус» - самая существенная черта этой культуры.

История человечества – сумма самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций, источник динамики культур в их единстве и изменчивости. Любая культура должна быть и стабильной, и изменчивой, но всякое изменение возможно лишь при сохранении некоторых консервативных структур, которые являются субъектом культурного развития; отсутствие изменений – смерть культуры, а разрушение устойчивых структур в угоду ее быстрым изменениям означает деградацию, утрату самобытности.

Ядро релятивизма - «инкультурация», - вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание – усвоение особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Начинается в детстве с приобретением навыков в еде, речи, поведении и т.п., продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии (два уровня инкультурации).

 

Неоэволюционизм

 

Основные идеи неоэволюционизма:

культура является результатом адаптации общества к окружающей среде;

культурная адаптация – процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не приспособилась к природе, чтобы превратиться в статичную;

основу любой культуры составляет ее ядро, которое определяется особенностями природной среды, в которой происходит культурная адаптация;

ядро любого «культурного типа» включает в себя социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования;

культурная среда является непременным условием для осуществления духовной жизни человека, привязанности его к родным местам и следованию заветам предков.

Л. Уайт (1900-1975). Лесли Элвин Уайт - представитель теории неоэволюционизма в США.

Суть концепции:

Три вида процессов (и их интерпретации) в культуре:

временные процессы – хронологическая последовательность уникальных событий (изучает история);

структурные и функциональные аспекты развития культуры (функциональный анализ);

формально-временные процессы (эволюционный метод).

Культура – независимая система, функция и цель которой – делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Культура имеет собственную жизнь, управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков культура окружает индивидов с рождения и превращает их в людей, формируя их убеждения, модели поведения, чувства и отношения. Любое культурное поведение требует расхода энергии, определяющим фактором и критерием развитости культуры является ее энергонасыщенность. Эволюция культур – рост количества используемой энергии.

Символическое поведение – один из самых важных признаков культуры, главная особенность человека. Символ – идея, сформулированная словами, делает возможным распространение и продолжение человеческого опыта, символ преобразовал человека от простого животного к «человеческому животному».

Д. Стюарт (1902-1972). Джулиан Стюард - представитель теории многолинейной эволюции.

Основные научные труды:

«Теория культурных изменений» (1902-1972)

Суть концепции:

Каждая культура – особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой природы природным условиям. Общества, находящиеся в сходных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Этот феномен «параллельной эволюции» объясняет совпадение процессов развития обществ, географически расположенных далеко друг от друга и не контактирующих между собой. Чтобы объяснить происхождение тех или иных культурных форм, необходимо проанализировать взаимосвязи между культурным окружением, уровнем технологического развития общества и его функционированием.

Чем проще культура, тем сильнее влияние географической среды, и наоборот, но не все черты культуры можно объяснить с позиции экологической адаптации. Каждая система может изменяться лишь в определенных пределах, иначе люди не выживут. Общество с развитой технологией имеет большую свободу от ограничений окружающей среды, более широкий культурный диапазон.

М. Харрис (р.1922). Марвин Харрис - представитель неоэволюционизма.

Суть концепции:

Сходство и различия культур объясняются удовлетворением потребностей людей с помощью технологий, которые соответствуют данным условиям окружающей среды в данный момент времени. Каждая технология предполагает оптимальную эксплуатацию имеющихся ресурсов при возможно малом применении труда и энергии.

Подобным образом возникают равновесные системы, остающиеся устойчивыми до тех пор, пока не изменяются их отдельные показатели.

Таким образом, за многими обычаями, которые мы считаем абсурдными и иррациональными, стоит экономический расчет, а культура и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях-русского народа, об особенностях русской культуры и т.д. Значительную роль в постановке и решении этнических проблем в русской культуре сыграло движение славянофилов. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, они считали своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранение его национальной самобытности.

Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846 г. Русского географического общества. Оно было создано для выполнения не только научных, но и прикладных заданий. В программу общества входило всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главная задача которого состояла в исследовании «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.

На рубеже XIX-XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шлет высказал мысль, что национальную психологию народа нужно исследовать через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации. «Дух народов», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. «Дух» в этом смысле есть собрание характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.

В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном из заседаний общества, в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нрав-ственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них — «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.

Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теоретические проблемы этнологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений.
Этнографическая деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая

(1846-1888)

1. 1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.

2. 1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.

3. 1879-1881 – Австралия. Меланезия.

4. За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.

5. Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.

6. Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.

7. С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.

8. Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.

9. Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри».

В советский период развития отечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональные отношения. Как правило, они изучались на основе статистических данных повседневного поведения и конкретных поступков людей. Так, дружба народов оценивалась по количеству участников представителей различных национальностей в крупных общесоюзных стройках или по количеству межнациональных браков. В целом исследования этнических проблем этого периода носили политически-заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поля зрения этнологов того времени оставались кардинальные проблемы этнологии: этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д.

Наконец, на рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии стала теория этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления и развития этносов.

В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, руководителем которого является В.А. Тишков.
Конечно, сегодняшняя этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлым. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.

За время своего существования этнология обогатила человечество знаниями о культурном разнообразии мира. Так, тропическая, или Черная Африка долгое время была «белым пятном» в географическом и этнографическом отношении. Однако многочисленные экспедиции и исследования путешественников и ученых разных стран, такие как англичанин Д. Ливингстон (с 1840), американец Г. Стэнли (с 1871), немец Л. Фробениус (с 1903), англичанин Б. Дэвидсон (с 1940 –х гг.) и других, открыли древние и современные африканские культуры.

Сложную задачу в течение длительного времени представляла расшифровка древней письменности народа майя, потомки которого до сих пор живут на полуострове Юкатан в Центральной Америке. Этой письменностью, известной в памятниках начиная с первых веков н.э., индейцы майя пользовались до 16 в. В ее расшифровке ученые продвинулись благодаря трудам ряда исследователей, среди которых видное место принадлежит российскому этнологу Ю.В. Кнорозову.

Экспедиционные работы, научные дискуссии по многим вопросам продолжаются и в настоящее время, что служит одним из необходимых условий развития всякой науки. В результате этого создаюся новые теории, помогающие человечеству точнее познать свою историю и современную жизнь.

Обобщая сказанное, следует отметить, что в течение XX в.. в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпирический и теоретический материал, источником которого стали научное переосмысление и переоценка многочисленных и разнообразных исторических данных, а также результаты многочисленных полевых исследований. Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. При этом в последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: