Проблема ЖКХ в России. Предпосылки создания приоритетов.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пензенский Государственный Университет

Архитектуры и Строительства

 

 

Кафедра «Технологии строительного производства»

 

 

Реферат

“Приоритетные национальные проекты в области

жилищно-коммунального хозяйства”

 

Автор: Маслова Оксана

Группа: ТГВ-32

Руководитель: Рязанова Галина Николаевна

Работа защищена____________Оценка__________

 

 

Пенза 2011

 

Содержание

1.Проблема ЖКХ в России. Предпосылки создания приоритетов……….………………………………………………………....…….

Стратегия развития сферы ЖКХ

В программах, решениях, постановлениях............................................................

Основные программы развития ЖКХ.

Смысл и их назначение…………………………………………………….…..

4.Вывод……………………………………………………........

 

Проблема ЖКХ в России. Предпосылки создания приоритетов.

Проблема жилищно-коммунального хозяйства в последнее время является одной из наиболее важных проблем в России. Раньше на первом месте в числе вопросов социальной напряженности стояли зарплаты, пенсии и лекарства, а сейчас все это отходит на второй план, на первое место выходят проблемы сферы ЖКХ.

Нынешнее состояние ЖКХ в России абсолютно критично. Для того чтобы просто нормализовать работу всех сетей, которые действуют сегодня в России, – не двинуться вперед, а обеспечить нормальную работу, – нужно шесть триллионов рублей! Износ сетей составляет 60%, а 40% всех домов, которые есть в Российской Федерации, нуждаются в капитальном ремонте. Причины этого ясны.С конца 80-х годов и все 90-е годы фактически никто не занимался решением проблем в системе ЖКХ на государственном уровне. Здесь можно провести аналогию с больным зубом – человек тянет до последнего, а когда все-таки приходится идти к врачу, зуб уже болит так, что не дотронешься. Сейчас уже очевидно, что у государства нет средств для того чтобы в одиночку реформировать ЖКХ. Потребуются усилия всех – и государства, и региональных органов власти, и местного самоуправления и самих жителей. Никуда от этого мы деться не можем. Фонд содействия развитию ЖКХ именно по такому принципу и построен. Ведь по сути дела туда заложена сумма, которая кажется нам большой, но которая при этом ничтожна в сравнении с реальными потребностями системы жилищно-коммунального хозяйства.

Резкий скачок тарифов, который произошел весной этого года, вызвал массовое недовольство и, собственно, выдвинул на передний план проблему ЖКХ. Он свидетельствует о том, что такой кризис не преодолевается. Поэтому сейчас необходимы серьезные действия, которые направлены на то, чтобы максимально сдержать рост тарифов в системе ЖКХ.

 

Я хочу также сказать, что есть намерения серьезно повысить реальность ТСЖ, так как нам приходилось часто сталкиваться с ситуацией, когда ТСЖ созданы не самими жильцами и действуют не в интересах жильцов. Могу сказать, что законодательством будет напрямую запрещено создание ТСЖ организациями застройщиков. По вполне понятным причинам. Просто организация-застройщик свои недоделки при строительстве дома вешала на специально созданный «карманный» ТСЖ, и в будущем эти расходы включались в тариф, фактически ложась на жильцов.

 

Хотелось бы отметить еще одну важную вещь. В формировании тарифов ЖКХ существенную роль играют тарифы, устанавливаемые ресурсопредоставляющей компанией. К сожалению, в последнее время там наблюдается рост, выше уровня инфляции, это с одной стороны, бьет по населению, с другой – затрудняет приход долгосрочных инвесторов в систему ЖКХ. Здесь необходимо какое-то решение. Есть более мягкий вариант, к которому на сегодняшний день склоняется парламентское большинство, – это законодательно установить долгосрочный план повышения тарифов. Есть более радикальные предложения, которые также обсуждаются – на определенный период времени тарифы заморозить. Это звучит более привлекательно, но мы понимаем, что в этом случае столкнемся с проблемами, которые возникнут у естественных монополий.

 

Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет в России уже 13-й год, однако что она собой представляет, жители страны, по сути, не знают. Подавляющее большинство россиян ассоциируют реформу ЖКХ с постоянным повышением тарифов на коммунальные услуги и постепенным переходом на их 100-процентную оплату. Между тем эта реформа была задумана с целью привлечения значительных средств на реконструкцию основных жилищно-коммунальных фондов, изношенность которых составляет свыше 60 %. В качестве основных задач реформирования правительством обозначены демонополизация коммунального сектора и привлечение на рынок частных компаний, которые должны будут составить конкуренцию государственным ДЕЗам и ЖЭКам. Среди других задач - стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.

 

Вначале 90-х гг. население России оплачивало всего 4 % эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальная часть средств на покрытие расходов дотировалась из государственного бюджета. В условиях перехода на рыночную экономику стало очевидно, что сложившаяся система финансирования ЖКХ полностью себя изжила. Возникла необходимость в реформировании отрасли, совершенствовании ее финансирования, переходе на рыночные принципы работы в сфере производства услуг ЖКХ России.

 

В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:

– велик (70–75 %) износ основных фондов;

– около 5 % жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;

– медленно идет процесс коммерциализации;

– финансовое состояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рыночной экономики;

– у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;

– велика доля бюджетного финансирования при недостаточности доли населения – реального потребителя коммунальных услуг;

– частные инвесторы не спешат взять на себя функции управления производством коммунальных услуг из-за убыточности большинства предприятий и организаций и неопределенности с источниками их финансирования.

 

Экономическая реформа ЖКХ в России идет сложно и медленно, а полученные результаты пока незначительны.

 

Трудности реформирования ЖКХ связаны с запущенностью этого сектора экономики, наличием противоречивых тенденций в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.

 

Целесообразно постепенно увеличивать тарифы за коммунальные услуги для физических лиц, с тем, чтобы со временем тарифы для населения сравнялись с тарифами для юридических лиц. Однако при этом должна эффективно работать система социальной защиты граждан (семей) с низкими доходами.

 

Установленные сроки перехода на 100-процентную оплату населением эксплуатационных издержек необоснованны, так как главными целями являются социальная стабильность и поддержка процесса населением страны.

 

Сегодня очевидно одно: на всех уровнях власти должны более серьезно и активно заниматься проблемами ЖКХ, а не перекладывать функции управления убыточным хозяйством на частных инвесторов, население и рынок.

 

 

Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних лет, дали некоторые положительные результаты. Существенно изменилась структура собственности жилищного фонда Российской Федерации. После приватизации доля частного жилищного фонда составила более 60 % (включая жилищные и жилищно-строительные кооперативы). Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. В двух десятках регионов проводится эксперимент по использованию новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса путем внедрения системы персонифицированных социальных счетов граждан. Продолжается процесс передачи муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Существенные изменения произошли и в форме участия бюджетов в жилищном строительстве. Частные компании и индивидуальные застройщики обеспечивают более половины ввода нового жилья. Однако и сегодня сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей жилищно-коммунальных услуг. Практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг, в связи с тем, что привлекательные для бизнеса условия, прежде всего налоговые, до сих пор четко не сформулированы. Углубляется несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Как следствие, количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз.

 

Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:

 

– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;

– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;

– дотации федерального бюджета;

– дотации региональных бюджетов.

 

До реформы платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи предприятий и организаций – 20 %, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

 

За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80 %. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.

Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40 % от бюджетов.

 

Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.

 

Стоимость жилищно-коммунальных услуг в РФ и их реальная себестоимость несоизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в развитых странах, ни в странах с переходной экономикой оплата ЖКУ не играет такой большой роли в бюджетах домохозяйств, как в России. Так, доля расходов на ЖКУ колеблется от 9,2 % совокупного семейного дохода в Австрии до 3,4 % в Швеции; в Венгрии - 10,8 %; в Польше - 9,9 %. По выводам многих специалистов, доля платежей за ЖКУ не должна превышать 10 % от семейного дохода, так как за пределами этой цифры начинается быстрый рост неплатежей, а, кроме того, превышение этой доли для малообеспеченных семей ведет к необходимости отказываться от жизненно важных товаров и услуг, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием.

 

Проблема стимулирования притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры требует изменения режимов взимания НДС и возможной отмены этого налога в отраслях ЖКХ в период проведения реформ. Проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. Так, при том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-3%. Очевидно, что замена оборудования увеличивает долю амортизации до 30-40 %, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно - к росту тарифов для населения. Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере. Важнейшая задача - стабилизация налоговой политики. Надо определить условия налогообложения в ЖКХ, закрепив на перспективу уровень нагрузки на инвестора. В любом случае большая ясность в отношении налоговой политики будет способствовать снижению рисков для инвесторов в сферу ЖКХ.

 

Особое внимание следует также обратить на то, что сложившиеся в настоящее время отношения между участниками инвестиционного процесса в жилищном строительстве требуют совершенствования нормативной базы, регламентирующей процесс с момента выдачи разрешения на строительство до полной готовности объекта, в том числе принятия мер, исключающих возможность осуществлять строительство без наличия разрешения на него. Очевидно, что многие положения реализуемой в настоящее время программы реформы ЖКХ нуждаются в корректировке и дальнейшей проработке. Изложенные выше предложения в случае их реализации способны ускорить реформу, придать ей позитивный характер. Жилищно-коммунальная сфера должна превратится в сферу динамичного развития и социальной стабильности.

 

Безусловно, в нашей стране, в сфере ЖКХ – очень большие проблемы и не всякий предприниматель рискнет своим бизнесом, погружаясь в них. Более 290 миллионов квадратных метров или 11 процентов всего жилого фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения. Еще 250 миллионов квадратных метров или 9 процентов требуют реконструкции. Около 20 процентов городского жилого фонда не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В целом по России в неблагоустроенных квартирах проживают около 40 миллионов человек - каждый третий-четвертый.

 

Для достижения намеченных целей необходимо, как считают эксперты, обеспечить финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества предоставляемых услуг, обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, оказывать государственную поддержку модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса.

 

Программные мероприятия включают инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению услуг, совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере и формирование благоприятных условий для привлечения в нее инвестиций.

Слаженные действия всех уровней власти, выполнение ими поставленных подпрограммой задач позволят обеспечить повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг - главные цели проводимых преобразований в ЖКХ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: