Игры и упражнения для детей средней группы




Средний дошкольный возраст имеет важнейшее значение для речевого развития. Это период интенсивного ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (слово имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество) и звуковой стороной (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). Со смысловой стороной слова ребенка знакомят с колыбели через общение со взрослыми. Слово как смысловое явление понятно детям, так как обозначает всегда что-то определенное. В процессе ознакомления четырехлетнего ребенка со смысловой стороной слова важное значение имеет организация его чувственного опыта и самостоятельной мыслительной деятельности. Дошкольник сам действует с предметами, рассматривает их, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качества, свойства с уже известными; видеть, чувствовать и передавать словесно все виденное. Поэтому важное значение придается организации различных наблюдений, служащих средством обогащения и уточнения словарного запаса детей. Обдумывая методику применения игровых приемов воздействия на речь и чувства детей, воспитатель стремится развить у них интерес именно к точным наблюдениям. Умение правильно называть предмет, его признаки, выражать свои мысли меткими словами, понимание истинного значения слов, привычка вникать в смысл услышанного слова и выражения - все это очень важно для речевого (языкового) развития дошкольника.

Пока ребенок мал, на занятиях по развитию речи он изучает игрушку, книгу, картинку, в которых раскрывается конкретный смысл и значение каких-то жизненных явлений, событий. Но уже на пятом году жизни ему предстоит изучить новый для него "предмет" - слово. Это сложно для ребенка, так как слово является для него неуловимой звучащей стихией, существующей физически во временных измерениях (произнес ребенок слово, и оно уже не существует в настоящем моменте, так как минуло в прошлое).

В будущем, в школе, потребуются четкие знания детей о слове именно как о звучащем явлении, потребуется знание основного принципа звукового строения слова - звуки в слове следуют строго в определенной последовательности и др.

Чтобы в дошкольном возрасте стало возможным само изучение этой единицы речи, взрослый должен как бы остановить перед ребенком звучащее, подвижное слово, дать возможность "рассмотреть" его, обследовать, "прощупать" вникнуть в строение. Задача воспитателя - заинтересовать малыша и с помощью игр и упражнений доступно ввести в сложную новую для него языковую область, где он получит начальные представления о звуковом процессе, начальные знания о звуковой форме слова.

При формировании умения вслушиваться в звучание слов, умения слышать и как бы "видеть" звуки слова нужно прежде всего обучить правильному употреблению и пониманию терминов слово и звук, помочь упорядочить стихийный опыт детей в этой области еще задолго до Обучения грамоте. Осуществляется это разными путями: чтением произведений об увлекательных событиях, в которых ярко выступают эти термины (например, "Игра в слова" А. Барто, "Вот сколько на "к" я сумею назвать" Л. Куклина, "Прислушайся к слову" А. Шибаева и др.); организацией игр, в которых ребенок должен или не должен произносить те или иные звуки и слова ("Угадай, какой звук я не произнесла", "Звук потерялся", "Скажи, как я" и др.); проведением словарных упражнений ("Как назвать?", "Кто это?") и т. п.

Правильное понимание и употребление детьми этих терминов должно не только способствовать глубокому усвоению речевых задач, но и послужить в дальнейшем облегчающим моментом в осознании сложных задач звукового и слогового анализа слова.

В играх и упражнениях воспитатель старается вызвать интерес к слову, его звучанию, красочности, образности. Особое место в речевой работе отводится наглядной демонстрации звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим, порядку следования звуков (а в дальнейшем и слогов) в слове. Уяснению того, что слова состоят из звучащих элементов - звуков и что звуковая окраска многих слов приятна и красива, в значительной мере способствует усиленное, подчеркнутое (жжук, жуук, жукк) и замедленное (жжуукк, ммоохх) произнесение слова воспитателем.

Вслушиваясь в слово и подражая звучанию слов, произносимых взрослым, дети имеют возможность контролировать собственное произнесение, наблюдать за участием своего голоса в произнесении отдельных слов и звуков в них, самостоятельно выделять голосом поочередно все звуки с целью установления последовательного звучания их в слове, а в связи с этим наблюдать и изменение звучания самого слова.

Большую помощь в понимании того, что звуки в слове следуют друг за другом, оказывает звуковая линейка, которая сосредоточивает внимание детей на каждом или на каком-то одном звуке слова, помогая "увидеть" этот звук, определить его место в слове (например, звук у в слове жук следует после звука ж, а звук к - после звука у), закрепить знание о последовательном звучании - следовании звуков в слове.

Усиленное, протяжное (на первых порах) произнесение ребенком каждого звука, самостоятельные действия с индивидуальной звуковой линейкой (во второй половине года) - важные моменты в работе воспитателя по закреплению знаний детей о последовательной смене звуков в словах. Постепенно ребенок учится обращать внимание на соотношение звуков в словах, сравнивать динамические оттенки (звуки тихие, громкие, одинаковые), сопоставлять слова, сходные и различные по звучанию (Мила - мыла, шар - снег), т. е. слово начинает восприниматься детьми уже не только как целостное, но и как расчлененное. Важную роль в осмысливании значения слова играет умение детей отличать слова, близкие по звуковой окраске (гора - горы, тень - темень и др.). Но этому умению нужно специально учить, потому что не у всех детей одинаково развито тонкое восприятие определенного звукового комплекса.

Поэтому важно в среднем дошкольном возрасте создавать необходимые условия для наблюдения над звучащей речью. Игры, игровые упражнения, звуковые шутки, занимательные задачи - задания о слове, воздействуя на чувства детей, заставляют их активно действовать с языковым материалом, способствуют задержке внимания на звучащем слове. То, что в обычной речи могло остаться незаметным, в игре со Словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. "Он играет словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологически называют "духом языка", - писал М. Горький об особенностях восприятия мира ребенком (Горький М. Собр. соч. В 30-ти т., т. 25, с. 113), Рифмуя строчки, ребенок интересуется не только звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумывается над его смысловой выразительностью. Это - свидетельство более высокого уровня общей культуры детской речи.

В работе по воспитанию внимания и интереса к слову, его звуковой стороне большая роль принадлежит благозвучию речи самого воспитателя, ее выразительности (четкое звучание слов, соблюдение пауз, ритма, темпа, силы голоса, логических ударений и т. п.).

Прослушивание детьми голосов хороших чтецов в грамзаписи, художественная передача произведений, музыкальность которых подчеркивается наличием эпитетов, повторов, ритмических пар слов (лягушка - квакушка, спать - почивать, молодица - царица), постоянное внимание к мелодичности речи, ее темпу и ритму на занятиях (музыкальных и речевых особенно), на прогулках, в процессе подготовки к литературным утренникам, играм-драматизациям и т. п. помогает детям практически познавать интонационно-звуковое богатство языка, создает предпосылки для формирования образных представлений об окружающем, тонкого восприятия различных звуковых комплексов.

Слова - разные

Цель приведенных ниже игр и упражнений - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.

Как об этом сказать?

Наглядный материал. Два белых плюшевых зайца; один - большой, другой - маленький.

"Посмотрите на эти две игрушки, что можно про них сказать? - спрашивает воспитатель. - Верно, это зайки. Сколько их? ("Два".) Два зайчика. Только этот зайка какой? ("Большой".) А этот? ("Маленький".) А как можно назвать этого маленького зайку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем зайки, зайцы (воспитатель жестом показывает на игрушки, подчеркивая их различную величину). Как же мы назовем маленького зайца? ("Зайчик, заинька, зайчонок, сыночек, малыш".) Слова все хорошие, ласковые, очень подходят для маленького зайки. Повторите эти слова еще раз, а мы послушаем. (4-5 ясных и громких ответов.) А эту игрушку будем называть: большой заяц".

Кто это?

Наглядный материал. Игрушка или картинка с изображением лисы.

Дети рассматривают картинку (игрушку). Воспитатель спрашивает: "Кто это? ("Лиса".) А как еще можно назвать это животное? ("Лисичка, лисица, лисонька, мама".) Вы вспомнили и назвали разные слова, я все их еще раз повторю... Всмотритесь внимательно в картинку, что делает лиса. ("Стоит, смотрит...") Еще какими словами можно назвать действия лисы? ("Слушает, видит, разглядывает".) Скажите, какая эта лиса. ("Большая, рыжая, красивая".) Я повторю все слова, которые мы говорили о лисе. А вы послушайте и, если я забыла назвать какое-то слово, мне напомните: это лиса или лисичка, лисонька, лисица, лиса-мама. Лиса большая, рыжая, красивая. Лисонька стоит, смотрит, видит нас, разглядывает, слушает. Возьмем лису с собой на прогулку?"

Произнеси слово

Наглядный материал. Мяч.

Воспитатель показывает мяч и спрашивает: "Что это?" дети отвечают. Игрушку откладывают в сторону, детям предлагают повторить слово мяч отчетливо и достаточно громко: "Вова, произнеси слово мяч громко. Повтори, Таня, Дима... (5-6 ответов.)

Как хорошо, ясно вы произнесли слово мяч".

Педагог просит детей послушать интересные загадки-складки-добавлялки: "Я не буду договаривать одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я не сказала. Слушайте внимательно: Наша Таня громко плачет, уронила в речку..." Дети подсказывают: "Мячик". Это слово четко произносят еще 4-5 детей. "Слушайте дальше: Зайку бросила хозяйка - под дождем остался... ("Зайка".) Уронили мишку на пол, оторвали мишке..." Несколько ответов: "Лапу".

"А теперь, дети, вы назовите какое-нибудь слово". Если дети затрудняются, воспитатель сам произносит четко, не торопясь, достаточно громко несколько слов: "Я припомнила такие Слова: мама, кукла, Петрушка, шар, птичка, солнечный. Вася, ты хочешь сказать какое-то слово?" Вася: "Мишка". Воспитатель одобряет ответ и опрашивает еще 5-7 человек. Затем перечисляет все услышанные слова и говорит: "Как много разных слов вы сегодня называли, произносили их громко".

Кто что делает?

Наглядный материал. Игрушки - кошка и собака.

Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать их внешний вид (кошка - серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка - белая, мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов - названий игрушек (кошка, собака), просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в их произнесение. Поощряет хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель. Как интересно звучат слова, послушайте, как я их произнесу: коошшкаа, ссообааччкаа. Вслушайтесь еще раз. Повторите вместе со мной так же. Теперь только Валя скажет слово кошка, а мы послушаем. А Коля произнесет слово собачка. Хорошо звучит оно у Коли. Повторите, дети, все вместе с Колей.

Как вы думаете, что делает кошка, когда мы ее гладим?

Дети. Мурлычет, радуется, выгибает спинку.

Педагог. Хорошие слова вспомнили: кошка мурлычет; радуется. А что она делает, когда видит мышку?

Дети. Тихонько подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.

Педагог. Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком?

Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.

Педагог. Еще что умеет делать кошка?

Дети. Мяукать ("мяу-мяу"), лакать молоко, пить.

Педагог. Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.) А что делает собачка?

Дети. Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.

Педагог. Что делает собака, когда видит кошку?

Дети. Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.

Педагог. А когда собачке дают кусочек мяса, то что она делает?

Дети. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

Педагог. Много вы сказали слов и о том, что делает собака. Помогите вспомнить и назвать эти слова еще раз (дети подсказывают).

Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли как можно больше слов-глаголов, соответствующих характерным действиям кошки и собаки. Поощряет тех, кто удачно подбирает слова, проявляет активность и заинтересованность в поиске слов. Особое внимание уделяет процессу вслушивания детей в звучание слова ("Каждое сказанное слово и звучит по-разному и обозначает разное действие"), умению описать внешний вид предмета (животного).

Подумай и скажи

На прогулке воспитатель спрашивает детей: "Какая сегодня погода?" Дети с помощью взрослого подбирают слова, характеризующие состояние данной погоды. "Какие разные слова вы назвали! Послушайте, я их еще раз произнесу: Погода сегодня теплая, солнечная, безветренная, хорошая. Повторим эти разные слова про сегодняшнюю погоду все вместе... Посмотрите теперь на клумбу, какие цветы на ней растут? Какими словами можно сказать про цветы? (Дети отвечают.) И про цветы много разных слов вспомнили. Цветы красные, желтые, большие и маленькие, красивые".

Подскажи слово

"Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

Жил на свете человек - Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной... (дорожке). А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные... (мышки)! И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные... (волки). И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у... (окошка).

Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".

Скажи, как я

Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.

Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.

Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.

Какие слова бывают?

Педагог спрашивает у детей, что они знают о словах (слова разные, слов много), предлагает вспомнить и назвать разные слова. Особо поощряет тех детей, которые произносят слова громко, ясно, отчетливо; одобряет, что никто не повторяет уже сказанное, отмечая большое количество произнесенных слов. Затем просит детей назвать только ласковые слова (Дети: "Солнышко, березка, олененок..."), слова громко-звучащие ("Гром, тигр, гроза..."), звонкие слова ("Зонт, зайцы, звонок..."), тихие слова ("Мышонок, уснули, шепчет..."). Взрослый проводит упражнение, не торопясь, радуясь вместе с детьми каждому удачно подобранному слову; просит отдельных детей повторить слова. Отмечает, какие интересные слова вспоминали дети, хорошо и отчетливо их произносили, предлагает дома повторить разные слова младшим членам семьи и родителям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: