Особенности интеграции постсоветских государств




Интеграция стран СНГ трудности и перспективы взаимодействия.

Сложность и противоречивость образования СНГ состоит в следующем:

1)создатели СНГ по-разному воспринимают цели и функции нового межгосударственного образования.

2)снг пришлось решать проблемы правоприемства по отношению к СССР

3) политические элиты республик предпочитали укрепление собственного суверенитета и национальных гос-х институтов, что не всегда вело к взаимодействию с другими независимыми гос-ми.

Интеграция государств- процесс сближения взаимодействия национальных хозяйств,формирование региональных группировок.

В основе региональной интеграции – процессы взаимозависимости национальных хозяйственных систем и рынков(торговые,кредитные,финансовые операции,соглашения,договора)

ЦЕЛЬ регулирования интеграции-устраненеие национальных барьеров в рамках торгово-инвестиционного взаимодействия производства гос-в.

Выделяют следующие модели сотрудничества СНГ:

· Разноформатного,разноуровневого сотрудничества. Представляет собой систему интеграционной деятельности стран постсоветского пространства,элементами которой наряду с снг я вляются субрегиональные интеграционные объединения (евразэс,одкб,единое экономическое пространственное союзное государство России и Белоруссии.

· Интеграция разных скоростей(гибкая интеграция). Заключается в возможности более тесного сотрудничества среди тех гос-в содружества которые могут и хотят двигаться дальше и быстрее по пути интеграции, не опасаясь, что другие гос-ва своим нежеланием, неготовностью смогут блокировать это движение. Эта концепция имет правовую основу, реализуется в создании 2-ки Белоруссии и России,5-ки Таможенного союза.итд

Особенности интеграции постсоветских государств

1)различие в уровне индустриального развития,степени рыночного развития экономики гос-ва.

2) ряд гос-в занимают выжидательные позиции в отношении действий России.

3)привязка к 1 гос-ву-России как определенный ход интеграционных процессов.

4)наличие более привлекаемых центров притяжения,например европа.

5)неурегулированные межгосударственные и межнациональные вооруженные конфликты в СНГ.

6)госуд-ва преодолевают последствия политического распада единого гос-ва и общесоюзного народохозяйственного комплекса,разрушения единой финансовой системы

7)становленияе гос-х институтов власти и управления.

8)направленность интеграц-х процессов снг зависит от степени рыночной продвинутости.

Договорные основы. о создании экономического союза 24 сент 1993.

Цели:

· Стабильное развитие экономики стран

· Совместное сотрудничество в экономических проектах

· Гармонизация хозяйств законодательства гос-в

· Решение экологических проблем

· Создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений.

Документ-концепция экономического интеграционного развития СНГ 1997.

Считается что впервые в этом документе зафиксированы цели интеграции СНГ. Предполагалось формирование общего экономического пространства путем создания развития зоны свободной торговли, общего рынка труда, общего инвестиционного пространства, единого информационного пространства,объединенной транспортной системы, общего аграрногорынка.

 

Первый этап – 1991-1993 гг. Союзные республики приобретают политическую независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово-экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого экономического пространства с единой валютой. И хотя в рамках СНГ принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка, центробежные тенденции усиливаются.

Второй этап – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали хозяйственные связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский Союз. В рамках же Содружества отношение к принимаемым совместным решениям становится все более жестким и критичным. Остаются невыполненными договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако между отдельными государствами появляется стремление установить более тесные связи. Это выражается в образовании Таможенного союза трех стран и Центральноазиатского экономического сообщества.

Третий этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов.

И все же трудности во взаимоотношениях не исчезают. Анализ показывает, что СНГ оказался неспособным провести экономическое размежевание с сохранением интеграционных связей без тех колоссальных потерь, которые последовали за развалом единого народнохозяйственного комплекса. Центробежные тенденции продолжают нарастать. Интеграционные задачи отходят на второй план, главным для большинства стран стал собственный политический и экономический суверенитет, причем любой ценой.

В результате Содружество оказалось в весьма противоречивой ситуации, а по более пессимистичным и резким оценкам, даже близко к кризису. К настоящему времени страны-участницы находятся дальше друг от друга и прежде всего от России, чем в год распада СССР. Доля стран СНГ в общем объеме их внешней торговли понизилась в 2,6 раза. Резко сократился и товарооборот России с партнерами по СНГ.

 

Успехи и неудачи СНГ.
С 1992 по 1998 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран – членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был, достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна в последние два-три года. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.
Главное же препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Тем не менее, несмотря на все сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран – членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.
Перспективы СНГ.
По мере того как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран – членов СНГ уменьшились опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Рост экспорта этих товаров отныне стал возможным в основном за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших капиталовложений и времени.
Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран – членов СНГ, повлек за собой валютные осложнения и дополнительные трудности в функционировании валютного механизма в этих государствах. Эти процессы усилили поиски компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития сотрудничества в рамках СНГ.
Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений стран – членов СНГ в Россию. Почти все страны СНГ были вынуждены девальвировать свои валюты; уменьшились их валютные резервы, усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и запасов. Тем не менее, этот кризис не подорвал объективную заинтересованность стран – членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами совместной деятельности.
Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционных процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие стороны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран – членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими интеграционными процессы, а нередко и стимулировать их.
Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран – членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и системных реформ в России – естественного интеграционного ядра СНГ.

ВЫВОДЫ:
Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.
Главные препятствия интеграции – опасения в странах – членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.
Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: