Лекция 4: Общие понятия о системах и системном анализе




Типы системных представлений[70]

В современном менеджменте рассматривается мно­жество самых разных организаций, которые представля­ют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре­деления обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-произ­водственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются для удовлетворения разнооб­разных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Такое разнообразие имеет большое значение при рас­смотрении организации как объекта управления. Множе­ство целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются спе­циальные знания и искусство, методы и приемы, обеспе­чивающие эффективную совместную деятельность работ­ников всех структурных подразделений.

Каждая организация имеет конкретную систему управ­ления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

Прежде всего, необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения харак­теристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубоко­му пониманию характеристик изучаемой системы и про­цесса функционирования организации как системы.

Говоря об управлении организацией, в частности предприятием, мы употребляем термин система. На­пример, производственная система, система матери­ально-технического снабжения, система сбыта, раз­личные обеспечивающие и обслуживающие системы. Любой объект мы рассматриваем с точки зрения кибернетики и тем са­мым пытаемся понять его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует и в этом смысле мы рассматриваем любой конкретный объект, в том числе и предприятие как систему.

Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при по­строении реальной системы управления.

В настоящее время можно выделить, по крайней ме­ре, пять типов системных представлений: микроскопи­ческое, функциональное, макроскопическое, иерархиче­ское и процессуальное.

Каждое из указанных представлений системы отра­жает определенную группу ее характеристик.

Типы системных представлений: микроскопи­ческое; функциональное; иерархиче­ское; процессуальное; микроскопи­ческое.

Микроскопическое представление системы основано на понимании системы как множества наблюдаемых и неделимых величин.

Под функциональным представлением системы пони­мается совокупность действий, которые необ­ходимо выполнять для реализации целей функциониро­вания системы.

Макроскопическое представление характеризует систе­му как единое целое, находящееся в «системном окру­жении».

Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокуп­ность подсистем, связанных иерархически.

Процессуальное представление характери­зует систему как совокупность действий, которые необ­ходимо выполнять для реализации целей функциониро­вания системы; состояние системы во времени.

 

Эволюция систем управления[71]

Этапы развития систем управления.

Управление на основе контроля за исполнением (постфактум).

Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлого.

Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них.

Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

 

Понятия системы, элементов, состояния системы

Система [72] (от греч. systema — соединение, целое) — 1.Упорядоченное множество элемен­тов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 2. Порядок, обусловленный планомерным, правильным располо­жением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, напр., в работе; принятый установившийся порядок чего-либо. 3. Форма, способ устройства, организация чего-либо. 4. Общественный строй. 5. Совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и ор­ганизационно объединенных в единое целое.

Система [73] – это совокупность целостных упорядоченных взаимосвязанных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по обеспечению своего предназначения и достижения какой либо цели.

Подходы к определению систем[74]:

содержит естественно – технический подход и в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, в сущности являющихся абстрактными или абстрактно-физическими;

естественно – технический подход в определении систем предполагает наличие в системе только физических элементов, узлов, вещей.

Подсистема [75] – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы.

Элемент [76] - составная часть сложного целого.

Элемент [77] – неделимая часть системы; часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей.

Состояние системы [78] – характеристика системы на данный момент ее функционирования. Поскольку система описывается определенным комплексом существенных переменных и параметров, то для того, чтобы выразить состояние системы, нужно определить значения, принимаемые ими в рассматриваемый момент.

Вход системы [79] - компоненты, поступающие в систему, — сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т. п.

Выход системы [80] - выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.).

Функционирование системы [81] - организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы.

Развитие системы [82] - процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы.

Активаторы системы [83] - операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать.

Дезактиваторы системы [84] - операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению.

Классификация видов систем[85]:

по способу образования - естественные, созданные природой, искусственные (технические, социальные), созданные человеком для получения определенного результата;

по сущности – космические, биологические, технические, социальные (неорганизованные — толпа и пр.; органи­зованные или организационные — организация), экономические (организованная система для производ­ства товаров и услуг, потребления материальных благ — производственные, технологические, транспортные), экологические, политические, другие, в том числе, взаимно сочетающиеся (в частно­сти, социально-экономические могут одновременно яв­ляться организационными);

по отношению к целевому назначению - целенаправленные, достигающие определенной цели на основе выполнения заранее запрограммированных работ, целеустремленные, достигающие удовлетворение целе­вых потребностей на основе выбора альтернативных способов;

по наличию центрального ведущего элемента - централизованные, в которых определенный элемент играет ведущую роль в процессах функционирования, децентрализованные, в которых все элементы играют примерно равноценные роли;

по размеру - малые, содержащие менее 30 элементов, средние, содержащие до 300 элементов, большие, содержащие более 300 элементов;

по степени сложности – простые, сложные, состоящие из большого числа с затруднитель­но описываемыми связями элементов, т.е. не поддаю­щаяся точному описанию;

по отношению к изменениям во времени - относительно статичные, динамические, изменяющиеся во времени;

по продолжительности функционирования – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

по режиму функционирования - кратковременные, разовые, дискретные, непрерывные;

по специализации - специализированные, специализирующиеся на выполнении одной функции, комплексные, выполняющие весь комплекс функций по созданию продукции, услуги;

по предсказуемости поведения - детерминированные, результаты функционирования которых предсказуемы, стохастические, результаты функционирования которых носят вероятностный характер (экономические, произ­водственные и пр.);

по взаимодействию с внешней средой - изолированные, не имеющие никаких связей с внешней средой, закрытые, имеющие только одностороннюю связь с внешней средой, открытые, взаимодействующие с внешней средой на основе прямых и обратных связей и зависящие от нее;

по типу субстанции элементов - физические (естественные или искусственные), состоящие из материальных элементов (деталей, узлов, предметов, машин, физических явлений), абстрактные, состоящие из воображаемых элементов в виде символов, т.е. знаков, букв, цифр (формулы, пла­ны, понятия и т.п.), абстрактно-физические, состоящие как из воображаемых эле­ментов, так и материальных: организационно-экономические, организационно-технические и т.п.;

по изменчивости во времени – статические, динамические процессы, в которых под воздействием различных факторов изменяются с течением времени, т.е. являются функцией времени (экономические и пр.);

по адаптивности (приспособляемость к реальным условиям) - самостабилизирующиеся, самостоятельно достигающие баланса между внутренними ограничениями и внешними воздействиями в пределах заранее рассчитанного определенного диапазона, самоорганизующиеся, самостоятельно эволюционирую­щие в более сложные и жизнеспособные при изменениях внешней среды.

 

Понятия системы управления, объект управления, субъект управления

Система управления [86] - совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.

Объект управления [87] - управляемая подсистема, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.

Субъект управления [88] - управляющая подсистема, совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей системы.

Виды систем управления[89]:

стратегическое планирование деятельности организации;

управление управленческой деятельностью;

управление внутренними или внешними коммуникациями;

управление человеческими ресурсами;

управление производственной и обслуживающей деятель­ностью;

управленческое консультирование;

управление внутренними или внешними коммуникациями.

 

Понятие и категории дисциплины «Исследование систем управления»

Исследование систем управления [90] – научное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами – исследователями соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получение и применение новых знаний в теории и практике.

Исследование систем управления [91] – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т.е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Структура [92] (от лат. structura — строение, расположение, порядок) —Расположение и связь частей, состав­ляющих целое; внутреннее строение чего-либо. Структуры можно различать: по сфере существования — материаль­ные (физические, биологические, хи­мические) и идеальные (психические, познавательные, логические); по ха­рактеру связи — порядковые, компо­зиционные, топологические; по на­правленности — субстанциальные и функциональные: по разнообразию связей — простые и сложные.

Структура [93] - совокупность связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие.

Информация [94] (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Информация - знания, сведения, данные, полученные в результате развития научной и практической деятельности людей и передаваемые одними людьми другим людям.

Связи – процесс обмена информацией, регулирующий поведение системы; взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени; то, что объединяет объекты и свойства в системном подходе в целое; процесс обмена информацией и материально – техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.

Классификация связей в системах[95]:

по направлению действия – прямые, обратные (осуществляется на основе воздействия выходной величины системы на вход этой системы);

по отношению к детерминизму – однозначные, вероятностные, корреляционные;

по типу процесса, определяемого связью – функционирование, развитие, управление;

по силе воздействия – порождение, преобразование;

по предмету связи - материальные (в том числе энергетические), информационные;

по уровню порядка - первого порядка (связи, функционально необходимые друг другу), второго порядка (дополнительные связи, функционально не являющиеся необходимыми);

по уровню изменчивости - жесткая (в технике), гибкая (изменяющаяся во времени);

по расположению в пространстве - вертикальная (субординационная, соподчиненная - связь по отношению к определенной системе между вышестоящими и подчиненными ей системами), горизонтальная (между системами одного уровня), диагональная (разновидность вертикальной, но не относящаяся к субординационной);

по отношению к иерархическому уровню системы - внутренние (для каждой системы действующие в рамках своих подчиненных подсистем), внешние (действующие между системами одного уровня или со стороны системы более высокого уровня);

по направлению передаваемого воздействия - положительные (рост одной переменной ведет к росту другой), отрицательное (рост одной переменной ведет к снижению другой), синергетическая (увеличивающая общий эффект), рекурсивная (позволяет определить какое явление причина, а какое следствие, какая величина аргумент, а какая - функция).

 

Типы познавательных связей[96]: логическая (соотносят познание с самим собой); эпистемологические (соотносят познание с реальностью); историко-генетические (соотносят познание с прошлым познавателным и социокультурным контекстом); социокультурные (соотносят познание с современной социокультурной средой); коммуникативно – диалогические связи самих исследователей - ученых

 

Функциональной ролью исследований в развитии систем управления

Функция [97] - это то, что и с какими параметрами (эффективностью, затратами, риском) должна сделать система управления для достижения поставленных целей.

Функции [98] - свойство системы, которое с помощью связи воздействует на объект управления для достижения цели; работа, осуществляемая системой (ее компонентом) для достижения цели.

Функция [99] - явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины.

Основные функции – функции, непосредственно направленные на достижение главной, определенной цели.

Обеспечивающие функции – функции, направленные на выполнение вспомогательных функций.

Общие функции управления – прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ.

Понятие «функциональная »: принадлежащий функциям чего-нибудь, объясняющийся функционированием чего-нибудь, зависящий от деятельности, а не от структуры, не от основных свойств чего-нибудь[100]; предполагает зависимость чего-либо от осуществления определенной деятельности[101].

Роль [102] - характер и степень, т.е. мера участия в чем-нибудь (играть роль, а не иметь роль).

Функциональная роль [103] - конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования систем управления, при выполнении функций управления государством, социальной группой, организацией, индивидуумом и их совершенствовании. Функциональная роль исследования системы управления зависит и от цикла организации. Этапы жизненного цикла организации и товара оказывают особое влияние на цели и задачи исследования систем управления.

На этапе прогнозирования и планирования параметров деятельности функциональная роль заключается в исследовании гипотез, моделей, процессов моделирования, устойчивости результатов к ошибкам в исходных данных и др[104].

На этапе принятия решения функциональная роль исследований определяется тем, что необходимо провести исследование полноты информации, на основе которой принимается решение, полноты перечня параметров оценки эффективности решения, реализуемости различных вариантов решений и др[105].

На этапе передачи решения (в том числе с возможностью кодирования и раскодирования) необходимо исследовать возможность искажений (шума и (или) помех), период времени прохождения решения до исполнителей (нередко решения поступают после того срока, к которому они должны быть исполнены), форму фиксации передачи решения (с учетом возможной ответственности за их исполнение или неисполнение) и др[106].

На этапе восприятия и исполнения решения целесообразно исследовать правильность понимания решения, достаточность мотивации исполнителей, влияние на эффективность и результаты исполнения изменений в среде и др[107].

Функциональная роль исследования системы управления [108] – мера результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении СУ (т.е. не столько степень). Сколько как меру результата), зависящего от их научного и практического целевого использования.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите и опишите основные типы системных представлений.

2. Каковы основные этапы развития систем управления.

3. Дайте определение системы.

4. Приведите классификацию систем.

5. Назовите и опишите основные категории исследования систем управления.

6. Назовите функциональную роль исследований систем управления.

 

 

Лекция 5: Системный анализ[109]

 

Системный подход [110] - направление методо­логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-эко­номической системы.

Системный подход [111] — направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

Системный анализ [112] - это взаимосвязанное логико-математическое и комплексное рассмотрение всех вопро­сов, относящихся к методам руководства всеми этапами жизненного цикла с учетом всех аспектов. Особенности системного анализа в том, что альтернативы оцениваются с позиции длительной перспективы, отсутствуют стандартные решения, особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.

Системный анализ [113] — совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного, технического характера.

Системный подход в современной интерпретации (наряду с методами исследования операций, функционально-стоимостным анализом и др.) является для экономики изобретением XX века, позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако в экономике из-за сложности применяется редко. Системный подход — это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

• интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем; комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

• усложнение решаемых проблем и объектов;

• рост числа связей между объектами;

• динамичность изменяющихся ситуаций;

• дефицитность ресурсов;

• повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;

• глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т. д.;

• усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку только на его основе можно обеспечить качество управленческого решения.

Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением.

Понятие «системный» используется потому, что исследование такого рода в своей основе строится на использовании категории системы.

С одной стороны, системой называется та физическая реальность, по отношению к которой необходимо принять решения (любые естественные и искусственные объекты).

С другой стороны, в процессе системного анализа создается абстрактная и концептуальная система, описываемая с помощью символов или других средств, которая представляет собой определенное структурно-логическое устройство, цель которого — служить инструментом для понимания, описания и возможно более полной оптимиза­ции поведения связей и отношений элементов реальной физической системы. Такого рода абстрактной системой может быть математическая, машинная или словесная модель или система моделей и т.д. В физической и соответствующей ей абстрактной системах должно быть установ­лено взаимооднозначное соотношение между элементами и их связями. В этом случае оказывается возможным, не прибегая к экспериментам на реальных физических системах, оценить различного рода рабочие гипотезы относительно целесообразности тех или иных действий, пользуясь соответствующей абстрактной системой, и выработать наиболее предпочтительное решение.

Термин «анализ» используется для характеристики са­мой процедуры проведения исследования, которая состо­ит в том, чтобы разбить проблему в целом на ее составляющие части, более доступные для решения, использовать наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных подпроблем и, наконец, объединить частные решения так, чтобы было построено общее решение про­блемы. Очевидно, что наиболее эффективно анализ может быть произведен лишь на основе системного подхода, который предусматривает не только органическое сочетание аналитического расчленения проблем на части и исследования связей и отношений между этими частями, но так­же делает особое ударение на рассмотрение целей и за­дач, общих для всех частей, и в соответствии с этим осу­ществляется синтез общего решения из частных решений. По сути дела, в системном анализе методы анализа и син­теза взаимно переплетаются, при осуществлении аналитической процедуры постоянно обращается внимание на способы объединения отдельных результатов в единое целое и влияние каждого из элементов на другие элементы сис­темы.

Сегодня «системный анализ» в целом толкуется столь широко и неопределенно, что практически не может быть реализован в конкретных исследованиях. И видимо, не случайно, что сегодня еще нет возможности подобрать сквозной пример достаточно крупного завершенного си­стемного исследования. Попытаемся разобраться в этом понятии.

Касаясь различных точек зрения на термин «систем­ный анализ», специалисты выделяют два различных под­хода.

1. Сторонники первого из них делают ударение на ма­тематику, т.е. на описание сложной системы с помощью формальных средств (блочных диаграмм, сетей, матема­тических уравнений). На основе такого рода формально­го описания часто ставится математическая задача на отыскание оптимального проекта системы или наилуч­шего режима ее функционирования, т. е. нахождения максимума (или минимума) целевой функции системы (например, максимума прибыли, максимума числа выведенных из строя военных объектов, минимума времени выполнения операций, максимума надежности и т.п.) при заданных ограничениях на значения управляемых переменных.

Следует особо подчеркнуть, что составление блок-схем, характеризующих взаимосвязь и последовательность выполняемых операций, — это стадия, предшествующая любым расчетам на ЭВМ. Поэтому во многих случаях системным анализом стали называть любую работу такого рода, выполняемую специалистами, непосредственно занятыми обслуживанием ЭВМ.

2. Другой подход, который соответствует точке зрения «РЭНД-корпорейшн», во главу угла ставит логику системного анализа. В этом случае подчеркивается неразрывная связь системного анализа с принятием решения, и означающим выбор определенного образа или курса действий среди нескольких возможных альтернатив. Здесь системный анализ рассматривается прежде всего как методология уяснения и упорядочивания или так называе­мой структуризации проблемы, которую предстоит решить с применением или без применения математики и ЭВМ. При этом в понятие «структуризации» вкладывается как пояснение реальных целей самой системы, альтернатив­ных путей достижения этих целей и взаимосвязей между компонентами в процессе реализации каждой альтернативы, так и достижение углубленного понимания внешних условий, в которых возникла проблема, а отсюда огра­ничений и последствий того или иного курса действий. Логический системный анализ в той или иной степени дополняется математическими, статистическими и логи­ческими методами, однако как сфера его применения, так и методология значительно отличаются от предмета и методологии формально-математических системных исследований.

Сначала системный анализ базировался главным образом на применении сложных математических приемов. Спустя некоторое время ученые пришли к выводу, что математика неэффективна при анализе широких проблем со множеством неопределенностей, которые характерны для исследования и разработки техники как единого це­лого. Об этом говорят многие ведущие специалисты-системщики. Поэтому стала вырабатываться концепция такого системного анализа, в котором делается упор преимущественно на разработку новых по своему существу диалектических принципов научного мышления, логическо­го анализа сложных объектов с учетом их взаимосвязей и противоречивых тенденций. При таком подходе на пер­вый план выдвигаются уже не математические методы, а сама логика системного анализа, упорядочение процедуры принятия решений. И видимо, не случайно, что в последнее время под системным походом зачастую понимается некоторая совокупность системных принципов.

Сущность системного анализа за­ключается не в математических методах и процедурах: его рекомендации далеко не обязательно вытекают из вы­числений. Самым существенным является то, что систе­матически на всех этапах жизненного цикла любой ТС осуществляется сопоставление альтернатив, по возмож­ности в количественной форме, на основе логической последовательности шагов, которые могут быть воспро­изведены и проверены другими. Системный анализ по­зволяет неизмеримо глубже и лучше осмыслить сущность ТС, их структуру, организацию, задачи, закономерности развития, оптимальные пути и методы управления. Сис­темный анализ обостряет интуицию руководителя и этим расширяет основу для его суждений, помогая таким образом выработать лучшее решение.

Отличие системного анализа от других ме­тодов при обосновании управленческих решений сводятся к следующему:

1) рассматриваются все теоретические возможные альтернативные методы и средства достижения целей по жизненному циклу ТС (исследовательские, конструктивные, технологические, эксплуатационные и пр.), правильная комбинация и сочетание этих различных методов и средств;

2) альтернативы ТС оцениваются обязательно с позиции длительной перспективы (особенно для систем, имеющих стратегическое назначение);

3) отсутствуют стандартные решения;

4) четко излагаются различные взгляды при решении одной и той же проблемы;

5) применяются к проблемам, для которых не полностью определены требования стоимости или времени;

6) признается принципиальное значение организационных и субъективных факторов в процессе приня­тии решений, и в соответствии с этим разрабатываются процедуры широкого использования качественных суждений в анализе и согласовании различных точек зрения;

7) особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.

Повышенное внимание системотехников к факторам риска и неопределенности непосредственно вытекает из распространения системного анализа на перспективные проблемы. Если риск понимается как потенциальная изменчивость объективных характеристик анализируемых ТС, то неопределенность выражает отсутствие субъективных знаний о том, в какой форме проявятся эти явления.

Тенденция к системному анализу крупных проблем появляется только тогда, когда их масштаб возрастает до такой степени, что решения становятся сложными, трудоемкими и дорогостоящими. При обосновании таких ре­шений, которые становятся предметом системного анализа, все большее значение приобретают факторы, рассчитанные вперед на 10—15-летний период. К факторам такого рода относятся, прежде всего, огромный рост капиталовложений на осуществление крупных программ, охватывающих длительный период, и все большая зависимость этих программ от результатов научных исследований и технических разработок.

Другой важной причиной необходимости учета длительной перспективы является стратегический характер самих целей, которые ставятся перед системным анали­зом и которые предопределяют политику правительства (или организации) на длительный период.

Важно отметить, что чем более общие и важные про­блемы возникают перед руководителями различных уровней, тем больше возрастает значение системного анализа для их решения.

При осуществлении системного анализа в процесс структуризации проблемы некоторые ее элементы-подзадачи получают количественное выражение, и отношения между всеми элементами становятся все более определенными. Исходя из этого, в отличие от применения методов ИО, при использовании системного анализа совсем не обязательна первоначальная четкая и исчерпывающая постановка проблемы, эта четкость должна достигаться в процессе самого анализа и рассматривается как одна из его главных целей. Задачи методов ИО могут быть поставлены в количественной форме и решены на ЭВМ. В противовес этому стратегические проблемы, состоящие в выработке долгосрочной политики, в области производства, как правило, не могут быть сформулированы как задачи ИО, Проблемы такого рода являются предметом системного анализа. Стратегические задачи не являются легко квалифицируемыми (т.е. выражаемыми количественно) по причине отсутствия однозначного критерия оптимальности для фирмы в целом и требуют при выра­ботке решений привлечения субъективных суждений опытных руководителей и экспертов.

Подведем некоторые итоги по сути системного ана­лиза.

1. Системный анализ связан с принятием оптимально­го решения из многих возможных альтернатив.

2. Каждая альтернатива оценивается с позиции дли­тельной перспективы.

3. СА рассматривается как методология углубленного уяснения (понимания) и упорядочения (структуризации) проблемы.

4. В СА упор направлен на разработку новых принци­пов научного мышления, учитывающих взаимосвязь це­лого и противоречивые тенденции. Более конкретно — систематически на всех этапах жизненного цикла любой ТС осуществляется сопоставление альтернатив, по возмож­ности в количественной форме, на основе логической последовательности шагов.

5. Обостряется интуиция специалистов.

6. Применяется в первую очередь для решения стра­тегических проблем.

Итак, системный анализ — это совокупность методов и средств выработки, принятия и обоснования решений (при исследова­нии, создании и управлении ТС, в частности).

Новизна системного анализа заключается в том, что он рассматривает проблему в целом, с постоянным ударе­нием на ясность анализа, на количественные методы и на выявление неопределенности. Новыми также являются схемы или модели, где связи не могут быть адекватно выражены с помощью математической модели.

Достоинство системного анализа состоит в том, что он позволяет систематически и эффективно сочетать суждения и интуицию экспертов в соответствующих областях.

Системный анализ должен рассматриваться не как противопоставление субъективным суждениям, а как структурная основа, которая обеспечивает использова­ние суждений экспертов в разных областях для получе­ния результатов, превосходящих любые индивидуальные суждения. Это его цель, и возможность этого он обеспечивает.

Но субъективность суждений, неточность знаний, интуитивность оценок и неопределенность сведений о при­роде и о действиях других людей приводят к тому, что на базе исследования можно добиться не больше, чем оцен­ки некоторого преимущества выбора одной альтернативы по сравнению с другой.

Системный анализ имеет и ограничения, как и другие способы исследования. Например, чистая интуиция. При использовании чистой интуиции в противоположность интуиции, применяемой в системном анализе, не предпринимается никаких усилий, чтобы выявить структуру проблемы или



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: