ФГБОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия
Имени О.Е. Кутафина»
Кафедра философии
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой
________________ Л.А. Демина
«____» _______________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫФИЛОСОФИИ
(Наименование магистерской программы)
Направление подготовки
Юриспруденция
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
(магистр)
Форма обучения
Очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012
1. Цели освоения дисциплины
§ Формирование представлений о проблемах современной философии, ее месте и роли в жизни человека и общества.
§ Знание идей и концепций, определяющих облик современной философии и выражающих специфику способов философствования, получивших распространение в последние десятилетия.
§ Освоение интеллектуальных практик, интегрирующих научное и философское знание, изучение моделей философского осмысления ключевых проблем современности.
§ Философский анализ научных революций и изменений научных парадигм как закономерных этапов развития человеческого познания.
§ Освоение интеллектуальных технологий и стилей мышления, а также их взаимосвязи с целями и ценностями современного общества.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.
Дисциплина «Современные проблемы философии» относится к разделу дисциплин по выбору.
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина являются «Философия», «Логика», «Социология», «Этика».
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются Основным требованием к уровню знаний, умений и готовностям студентов, приступившим к изучению дисциплины, является владение основами самостоятельной работы с учебной литературой.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные проблемы философии».
Общекультурные компетенции (ОК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
Профессиональные компетенции (ПК):
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) знать: главные тенденции, школы и направления в развитии философского знания; достижения логической и методологической мысли в области технологии и культуры научного исследования; основные проблемы современной философии, понимать роль философии в развитии человека и общества;
2) уметь: мыслить аналитически; интерпретировать социально значимые идеи и тексты, использовать фундаментальные знания философской методологии и основных концепций конкретных наук в сфере профессиональной деятельности;
3) владеть: современными технологиями аналитической деятельности, философской и специально-аналитической терминологией, навыками применения философских знаний при проектировании социальных систем и управлении социальными процессами, методами исследования в сфере функционирования политических, правовых и социальных институтов.
4. Структура и содержание дисциплины «Современные проблемы философии»
Тематический план (очная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 часов:
2 -лекции, 6 - семинары, 28 - самостоятельная работа
Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
аудиторные | лекции | семинарские | Самостояте-льная работа | |||
1. Философия в современном мире | - | Входной контроль «Что я знаю о бытии и познании». Выступление на семинаре. | ||||
2. Реальность. Знание. Язык. | Выступление на семинаре. Мультимедийные доклады по истории онтологии. Подготовка и прохождение тестов | |||||
3. Проблема рациональности в философии. | Выступление на семинаре. Терминологический диктант. Решение ситуационных задач. | |||||
4. Философия науки | - | Выступление на семинаре. Работа в малых группах методом «мозгового штурма». Индивидуальные письменные задания. Подготовка и прохождение тестов. | ||||
5. Философские проблемы юридического познания. | - | Выступление на семинаре; Подготовка и прохождение тестов | ||||
6. Человек в лабиринте идентичностей. | - | Подготовка и прохождение тестов |
Тематический план (очно-заочная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1зачетная единица, 36 часов:
2-лекции, 4 - семинары, 30 - самостоятельная работа
Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
аудиторные | лекции | Семинарские | Самостояте-льная работа | |||
1. Философия в современном мире | - | Входной контроль «Что я знаю о бытии и познании». Выступление на семинаре. | ||||
2. Реальность. Знание. Язык. | Выступление на семинаре. Мультимедийные доклады по истории онтологии. Подготовка и прохождение тестов | |||||
3. Проблема рациональности в философии. | Выступление на семинаре. Терминологический диктант. Решение ситуационных задач. | |||||
4. Философия науки | - | Выступление на семинаре. Работа в малых группах методом «мозгового штурма». Индивидуальные письменные задания. Подготовка и прохождение тестов. | ||||
5. Философские проблемы юридического познания. | - | Выступление на семинаре; Таблицы, структурно-логические схемы по теме. Подготовка и прохождение тестов | ||||
6. Человек в лабиринте идентичностей. | - | Выступление на семинаре. Терминологический диктант. Подготовка и прохождение тестов |
Тематический план (заочная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 часов:
2-лекции, 2- семинары, 32 - самостоятельная работа
Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
аудиторные | лекции | семинарские | Самостояте-льная работа | |||
1. Философия в современном мире | - | - | - | |||
2. Реальность. Знание. Язык. | - | |||||
3. Проблема рациональности в философии. | - | |||||
4. Философия науки | - | Выступление на семинаре. Работа в малых группах методом «мозгового штурма». Индивидуальные письменные задания. Подготовка и прохождение тестов. | ||||
5. Философские проблемы юридического познания. | - | - | - | |||
6. Человек в лабиринте идентичностей. | - | Выступление на семинаре. Терминологический диктант. Подготовка и прохождение тестов |
Содержание разделов дисциплины