инструменты страхового рынка




- контракты на конкретные виды страховых услуг

-договоры перестрахования, используемые при формировании финансовых взаимоотношений между страховыми компаниями

2. По виду обращения

2.1. краткосрочные финансовые инструменты (менее 1 года)

2.2. долгосрочные финансовые инструменты

2.3. бессрочные финансовые инструменты

3. По гарантированности уровня доходности

3.1.финансовые инструменты с фиксированным доходом

3.2. финансовые инструменты с неопределенным доходом (простые акции, инвестиционные сертификаты)

4. По уровню риска

4.1. безрисковые финн инструменты (краткосрочные цб, золото)

4.2. финансовые инструменты с низким уровнем риска

4.3. фин инструменты с умеренным уровнем риска

4.4. фин инструменты с высоким уровнем риска

4.5. с очень высоким уровнем риска (спекулятивный) – акции венчурных компаний, опционы

 

26. Собственные источники формирования финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

 

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Источники формирования финансовых ресурсов - это совокупность источников формирования дополнительной потребности предприятия в капитале на предстоящий период, обеспечивающий развитие предприятия.

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) уставный капитал;

2) амортизация; Амортизационные отчисления - это постепенное погашение стоимости основных фондов предприятия (зданий, оборудования, подвижного состава и т. п.), изнашивающихся в процессе работы и от времени.

3) прибыль;

4) резервный фонд;

5) ремонтный фонд;

6) страховые резервы и прочие источники.

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов предприятия относится: уставный капитал, фонды, накопленные предприятием в процессе деятельности, прочие взносы физических и юридических лиц.

Уставный капитал (фонд) -минимальный размер имущества предприятия, который формируется на момент создания предприятия; определяет право участников предприятия на осуществление управления и распределение прибылей; гарантирует возврат по долгам кредиторам; является финансовой основой для функционирования предприятия.

Уставный капитал формируется в момент создания предприятия.

Формирование уставного капитала связано с особенностями организационно-правовых форм хозяйствования: для унитарных предприятий – уставный фонд, для товариществ – складочный капитал, для обществ с дополнительной ответственностью – уставный капитал, для акционерных обществ – акционерный капитал, для производственных кооперативов – паевой фонд.

Уставный капитал предприятия – сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности, может формироваться за счет денежных средств и других активов (ценные бумаги, земля, транспорт, интеллектуальная собственность и т. п.), оценку которых, проводят сами участники создаваемого предприятия.

Для каждой организационно-правовой формы законом установлена определенная величина уставного фонда на момент регистрации и сроки формирования уставного фонда.

На государственных унитарных предприятиях уставный фонд – это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения; для обществ с ограниченной ответственностью – сумма долей собственников и т.д., в акционерных обществах – номинальная стоимость акций,

Вклады учредителей в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и в форме нематериальных активов.

При создании товариществ, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью уставный фонд формируется на момент регистрации в размере 50%, остальная часть в течение года.

При создании акционерного общества и унитарного предприятия на момент регистрации уставный фонд формируется в размере 100%.

На момент регистрации производственного кооператива уставный фонд может формироваться в размере 10% от его величины.

Уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме в течение года.

Источниками увеличения уставного фонда могут выступать: внешние и внутренние инвестиции, суммы переоценки активов, остатки фондов потребления и накопления.

При корректировке уставного капитала требуется перерегистрация учредительных документов.

Составной частью собственного капитала предприятия является добавочный капитал, который имеет разные источники формирования:

- эмиссионный доход, то есть средства, полученные акционерным обществом – эмитентом при продаже акций сверх их номинальной стоимости;

- суммы, полученные в результате переоценки производственных основных фондов и нематериальных активов по рыночной стоимости;

- курсовые разницы, связанные с формированием уставного капитала в иностранной валюте. Они представляют собой разность между оценкой задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал на дату поступления суммы вклада и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах.

К фондам, накопленным предприятием в процессе деятельности, о тносятся резервный фонд, страховые фонды, нераспределенная прибыль (капитализируемая и потребляемая)

Резервный капитал – часть накопленного капитала предприятия. Формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строгоцелевое назначение. В частности, законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах. Средства резервного капитала предназначены для покрытия убытков, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств.

Нераспределенная прибыль – часть накопленного капитала организации (фирмы), аккумулирующая не выплаченную в виде дивидендов прибыль, которая является внутренним источником финансовых ресурсов предприятия.

Предприятия могут получать средства для осуществления мероприятий целевого назначения от вышестоящих организаций, физических лиц, а также из бюджетов. Бюджетная помощь может выделяться в виде субвенций и субсидий. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов, данные средства являются частью собственного капитала предприятия.

Таким образом, собственный капитал - часть стоимости активов предприятия, достающейся его собственникам после удовлетворения требований третьих лиц. Оценка собственного капитала может быть выполнена формально (по данным текущего учета и отчетности, или по рыночным оценкам) или фактически - в случае ликвидации предприятия.

 

К заемным источникам формирования финансовых ресурсов относятся финансовые и товарные кредиты; выпуск облигаций и других ценных бумаг; внутренняя кредиторская задолженность; суммы, полученные под залог; временная финансовая помощь.

К финансовым кредитам относятся банковский кредит и финансовый лизинг. Банковские кредитные ресурсы – это ссуды в денежной форме на условиях возвратности с уплатой процентов. Долгосрочные кредиты используют, как правило, для приобретения основных производственных фондов. Краткосрочные кредиты применяются при недостатке собственных оборотных средств на оплату приобретаемых материальных ценностей, выплату заработной платы, для перечисления налоговых платежей и других текущих расходов предприятия.

Товарный (коммерческий) кредит может предоставляться в форме краткосрочной отсрочки платежа или в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя.

Предприятие может получать ресурсы путем выпуска облигаций. Облигации – это разновидность ценных бумаг, выпускаемых в качестве долговых обязательств.

Товарный (коммерческий) кредит может предоставляться в форме краткосрочной отсрочки платежа или в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя.

Внутренняя кредиторская задолженность представляет собой задолженность по заработной плате и начислениям на заработную плату, минимальную задолженность по налогам и сборам и др.

По данным бухгалтерского баланса заемный капитал - денежная оценка средств, предоставленных предприятию на долгосрочной основе третьими лицами. Заемный капитал подлежит возврату на условиях, которые возврата оговариваются на момент его мобилизации; величина заемного капитала, отраженного в балансе со временем не меняется.

Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса как совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами.

 

27. Система показателей учета и отчетности, используемые в финансовом менеджменте.

 

Информация необходимая для финансового менеджера формируется по данным управленческого и бухучета (финансового отчета). Финансовая отчетность – это специализированная форма представления информации о предприятии, составленная на основе документально обоснованных показателей финансового учета. Эти показатели и формируются в финансовые отчеты. Финансовый учет – это учет наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, составной частью которых является бухучет. Назначение финансовых отчетов– это предоставление пользователю определенной информации (объективной и достоверной) о финансовом положении предприятия для принятия решения.

Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за прошлые периоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на предстоящие периоды. Такая информация должна содержать сведения, необходимые для:

оценки текущего финансового положения предприятия, его активов, обязательств и собственного капитала, а также оценки изменений в этих статьях за определенный период;

оценки потоков денежных средств предприятия, их суммы, времени притока и оттока и связанного с этим фактора риска;

принятия инвестиционных решений и решений по выбору источников финансирования.

 

Практикой предусмотрены следующие формы финансовой отчетности:

1) баланс или балансовый отчет (отчет об источниках формирования средств (пассив) и направлениях их использования (актив))

2) отчет о прибылях и убытках,

3) отчет о нераспределенной прибыли,

4) отчет об источниках фондов и их использование,

5) примечания к финансовым отчетам.

 

Баланс отражает финансовое положение предприятия за конкретный отчетный период, чаще всего за год и на определенную дату. Представляет собой равенство всех активов предприятия в сумме всех его финансовых обязательств и собственного капитала. Отчет о прибылях и убытках содержит сравнения суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является чистая прибыль или убыток отчетного периода. Отчет о нераспределенной прибыли связывает отчет о прибылях и убытках с балансовым отчетом. Нераспределенная прибыль может быть использована для увеличения собственного капитала. Годовая финансовая отчетность является открытой к публикации биржами, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, которые публикуют финансовые отчеты в обязательном порядке по форме, обеспечивающей возможность однозначного их понимания и толкования всеми заинтересованными лицами.

 

Методы анализа финансовой отчетности:

 

1) горизонтальный анализ (сравнение позиций отчетных документов в динамике за один или несколько отчетных периодов)

 

2) вертикальный анализ (определяются процентные доли позиций отчетных документов по отношению к базовым величинам - активам или выручке от основной продукции, которые также затем рассматриваются в динамике за несколько лет.)

 

· 3) анализ финансовых коэффициентов, рассчитываемые по данным финансовой отчетности, дают возможность всесторонне оценить зависимость от источников внешнего финансирования;

· состояние основных средств;

· деловая активность;

· рентабельность (прибыльность);

· ликвидность;

· положение на рынке ценных бумаг.

Коэффициенты, характеризующие положение компании на рынке ценных бумаг, включают:

 

капитализацию (рыночную стоимость акций) компании;

 

динамику цен акций компании;

 

доход на акцию;

 

ценность акции как отношение ее рыночной цены к доходу на акцию;

 

доходность по дивиденду как отношение дивиденда к средней рыночной цене акции;

 

коэффициент котировки, равный отношению рыночной цены акций к их учетной цене.

Все финансовые коэффициенты должны анализироваться в динамике, сравниваться с аналогичными коэффициентами других компаний данной отрасли, со среднеотраслевыми значениями, а также с существующими нормативными (рекомендуемыми) значениями.

 

При анализе финансовых коэффициентов следует учитывать, что их практическое применение имеет ряд ограничений. Например, использование различных методик амортизации влияет на значение коэффициентов рентабельности, величина используемой при расчетах дебиторской задолженности может быть как нормальной, так и просроченной и т.д.

 

В целом при анализе финансового состояния по итогам деятельности компании за отчетный период обобщающими показателями являются прибыльность активов и прибыльность акционерного капитала, поскольку их значения учитывают возможные трудности с ликвидностью, дебиторской задолженностью, необходимостью использования платных заемных средств и т.д.

В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов:

1. Коэффициенты ликвидности.

2. Коэффициенты деловой активности.

3. Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала.

4. Коэффициенты рентабельности.

5. Коэффициенты рыночной активности.

 

Несмотря на простоту и оперативность финансовых коэффициентов, при принятии финансовых решений необходимо учитывать ограниченность этих показателей, связанную со следующими обстоятельствами:

* финансовые коэффициенты в значительной степени зависят от учетной политики предприятия;

* диверсифицированная деятельность предприятия затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям;

* коэффициенты, выбранные в качестве базы сравнения, могут не быть оптимальными;

* коэффициенты не улавливают особенностей элементов, участвующих в расчетах коэффициентов

 

28. Заёмные и привлечённые источники формирования финансовых ресурсов.

 

Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств.

К собственным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) уставный капитал;

2) амортизация;

3) прибыль;

4) резервный фонд;

5) ремонтный фонд;

6) страховые резервы и прочие источники.

 

К заемным источникам финансовых ресурсов относятся:

а) кредиты финансовых учреждений;

б) бюджетные кредиты;

в) коммерческие кредиты;

г) кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте и прочие.

 

К привлеченным источникам финансовых ресурсов относятся:

1) средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности;

2) средства от эмиссии ценных бумаг;

3) паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

4) страховое возмещение;

5) поступление платежей по франчайзингу, аренде, селенгу.

Также выделяют как источник ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов.

Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

 

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Различают:

- прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

- непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции

 

 

29. Финансовый леверидж: сущность, методика расчета.

 

Левирдж - это рычаг с помощью которого можно воздействовать на результаты деятельности предприятия.

Финансовый рычаг (финансовый леверидж) — это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует степень риска и устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Эффект финансового левериджа возникает, когда предприятие имеет задолженность или располагает источником финансирования, который влечет за собой выплату постоянных сумм. Он воздействует на чистый результат предприятия и, таким образом, на прибыль на одну акцию.

Финансовый леверидж является мерой финансового риска. Этот риск обусловлен постоянными финансовыми платежами. Один из способов количественной оценки финансового левериджа – оценить влияние изменения ПДПН (прибыль до уплаты процентов и налог) на доходность обыкновенной акции (ДОА).

 

Показатель отражающий уровень дополнительной прибыли при использования заемного капитала называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = (1 - Сн) × (КР - Ск) × ЗК/СК,

где:

ЭФР — эффект финансового рычага, %.

Сн — ставка налога на прибыль, в десятичном выражении.

КР — коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %.

Ск — средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчета можно брать средневзвешенную ставку за кредит.

ЗК — средняя сумма используемого заемного капитала.

СК — средняя сумма собственного капитала.

 

Формула расчета эффекта финансового рычага содержит три сомножителя:

(1-Сн) — не зависит от предприятия.

(КР-Ск) — разница между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Носит название дифференциал (Д).

(ЗК/СК) — финансовый рычаг (ФР).

 

Запишем формулу эффекта финансового рычага короче:

ЭФР = (1 - Сн) × Д × ФР.

 

Коэффициент финансового левериджа рассчитывается как отношение заемного капитала к собственному:

Коэффициент финансового левериджа = Обязательства / Собственный капитал

 

И числитель, и знаменатель берутся из пассива бухгалтерского баланса организации. Обязательства включают в себя и долгосрочные, и краткосрочные обязательства (т.е. все, что остается от вычитания из сальдо баланса собственного капитала).

 

 

Можно сделать 2 вывода:

Эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов — использование заемного капитала убыточно.

При прочих равных условиях больший финансовый рычаг дает больший эффект.

 

30. Операционный леверидж, сущность, методика расчета.

 

Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.

Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.

Минимальный объем выручки, необходимый для покрытия всех расходов, называется точкой безубыточности, в свою очередь, насколько может уменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запас финансовой прочности.

Изменение выручки может быть вызвано изменением цены, изменением натурального объема продаж и изменением обоих этих факторов.

Введем обозначения:

В выручка от продаж.
П прибыль от продаж.
Зпер переменные затраты.
Зпост постоянные затраты.
Рц ценовой операционный рычаг.
Рн натуральный операционный рычаг.

 

Ценовой операционный рычаг вычисляется по формуле:

Рц = В/П

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:

Рц = (П + Зпер + Зпост)/П =
1 + Зпер/П + Зпост/П


Натуральный операционный рычаг вычисляется по формуле:

Рн = (В-Зпер)/П

Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:

Рн = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П

Сравнивая формулы для операционного рычага в ценовом и натуральном выражении можно заметить, что Рн оказывает меньшее влияние. Это объясняется тем, что с увеличением натуральных объемов одновременно растут и переменные затраты, а с уменьшением — уменьшаются, что приводит к более медленному увеличению/уменьшению прибыли.

Операционный рычаг не измеряется в процентах, поскольку представляет собой отношение маржинального дохода к прибыли от продаж. А так как маржинальный доход, кроме прибыли от продаж, содержит еще и сумму постоянных затрат, то операционный рычаг всегда больше единицы.

В заключение перечислим те задачи, которые решаются с помощью операционного рычага (производственного левериджа):

1. расчет финансового результата в целом по организации, а также по видам продукции, работ или услуг на основании схемы «затраты – объем – прибыль»;

2. определение критической точки производства и использование ее при принятии управленческих решений и установлении цен на работы;

3. принятие решений по дополнительным заказам (ответ на вопрос: не приведет ли дополнительный заказ к росту постоянных издержек?);

4. принятие решения по прекращению выпуска товаров или оказания услуг (если цена падает ниже уровня переменных затрат);

5. решение задачи максимизации прибыли за счет относительного сокращения постоянных затрат;

6. использование порога рентабельности при разработке производственных программ, установлении цен на товары, работы или услуги.

 

31. Управление источниками краткосрочного финансирования.

 

Основная задача краткосрочного финансового планирования — это обеспечение и поддержание ликвидности предприятия. Под ликвидностью понимается способность предприятия осуществить денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные контрактами.

Существенную роль в финансировании текущей деятельности фирмы играют краткосрочные источники (Short-term Financing), под которыми понимаются обязательства фирмы перед третьими лицами, которые должны быть погашены в течение 12 мес. с момента составления отчетности, В балансе представлены в разделе «Краткосрочные обязательства». За этими источниками фактически стоят: (а) поставщики сырья и материалов, осуществившие свою поставку, но еще не получившие денег в ее оплату; (б) банки, предоставляющие предприятию краткосрочные кредиты; (в) работники фирмы, которым начислена, но ещё не выплачена заработная плата; (г) государство, перед которым у предприятия образовалась задолженность по налогам и сборам (иными словами, вновь сделано начисление, т. е. признана необходимость уплаты, но собственно выплата денежных средств еще не совершена); (д) собственники фирмы, перед которыми у предприятия образовалась задолженность то выплате доходов (например, дивидендов), и др. Задолженность но этим средствам, образовавшаяся спонтанно или в плановом порядке, характеризует объем временно привлеченных предприятием средств, которые тем или иным образом должны быть возвращены в установленном порядке и, как минимум, в срок, не превышающий 12 мес. с момента возникновения соответствующего обязательства. Поставщики средств краткосрочного назначения имеют преимущество перед собственниками и лендерами (разновидность кредитора) в удовлетворении своих интересов.

Основными источниками краткосрочного финансирования являются:
1) кредиторская задолженность, 2) задолженность по заработной плате и налоговым платежам, 3) банковские ссуды, 4) коммерческие бумаги

 

32. Управление источниками долгосрочного финансирования.

 

 

33. Политика формирования собственных финансовых ресурсов.

 

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

 

34. Дивидендная политика предприятия, факторы формирования дивидендной политики.

 

Дивиденды - это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли акционерных обществ.

Дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций. Дивидендная политика формируется советом директоров. В зависимости от целей компании и текущей/прогнозируемой ситуации, прибыль компании может быть реинвестирована, списана на нераспределенную прибыль или выплачена в виде дивидендов. Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах

Дивидендная политика регулируется целым рядом нормативных документов - это Гражданский кодекс и ФЗ «Об акционерных обществах», Налоговый кодекс и ФЗ «О бухгалтерском учете», положения ФКЦБ/ФСФР, и, естественно, Кодекс корпоративного поведения (при его соблюдении акционерным обществом), кодексы компаний и иные внутренние нормативные документы.

В связи с этим в финансовом менеджменте используется более широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

В основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления — принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

Политика выплаты дивидендов определяется многими факторами. Это и размер предприятия, его положение на финансовом рынке и уровень рентабельности, величина кредиторской задолженности и др. Дивидендный доход влияет на оценку деятельности фирмы со стороны других акционеров. Решение о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов принимается на общем собрании акционеров предприятия.

Основными факторами, определяющими практическое формирование и проведение дивидендной политики компании, являются:

■ правовое регулирование дивидендных выплат;

■ обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов;

■ поддержание достаточного уровня ликвидности компании;

■ сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;

■ соблюдение интересов акционеров;

■ информационное значение дивидендных выплат.

 

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

· стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

· необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

· степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:

· достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

· стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

· стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

· доступность кредитов на финансовом рынке;

· уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

· уровень налогообложения дивидендов;

· уровень налогообложения имущества предприятий;

· достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

· фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

· конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

· уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

· неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

· возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).

 

 

35. Основные направления профессиональной деятельности финансового менеджера.

 

В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового анализа.

 

Финансовый менеджер является ответственным за исполнения принятого решения, а также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Главное ее содержание состоит в контроле за финансовыми потоками. Финансовый менеджер наряду с главным бухгалтером часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важных вопросов.

 

Функции финансового менеджера:

1. финансовый анализ и планирование на основе определения показателей финансовой отчетности для обеспечения выживаемости;

2. принятие долгосрочных инвестиционных решений, в том числе определение оптимальной структуры активов, ликвидации активов, замены, а также управление портфелем ценных бумаг предприятия;

3. управление текущими денежным оборотом, оптимизация финансовых отношений предприятия с другими хозяйствующими субъектами и государством (управление денежными средствами);

4. управление финансовыми рисками, а также управление обеспечивающими функциями финансового менеджмента (создание информационного обеспечения принятия финансовых решений, создание внутреннего аудита, проведение финансовой реструктуризации).

 

В самом общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

1. анализ и планирование имущественного и финансового состояния предприятия. Осуществляется общая оценка:

1.1.ак



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: