ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Понятие и функции правосознания.
Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, представлений, идей, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.
Структура и виды правосознания.
По своей структуре правосознание разделяется на правовую идеологию, связанную с действующим правом, которая включает в себя правовые взгляды, идеи и представления и пр. психологию, выражающую отношение к действующему праву в форме настроений, чувств и переживаний. То и другое составляющее можно характеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосозн.), группы (групповое) или общества в целом (общественное).
Существует несколько классификаций правосознания:
Исходя из того, кто явл. носителем правосозн., можно говорить о правосознании индивидуальном, коллективном и общественном.
Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отн., в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное соц. положение, разные уровни культуры, образования и т.д. предопределяют различия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно м. быть передовым, у других, напротив, отсталым.
Групповое (коллективное) правосознание выражает отн. к праву, правовым явлениям и их оценку со стороны определенных соц-х образований и отражает общие интересы и потребности каждой из соц-х групп, соотнош. этих интересов с интересами всего общества.
Общественное правосознание отражается в групповом, кот., накладывает отпечаток на индивидуальное правосозн.
Правосознание индивида м. иметь различные дефекты и деформации.
Дефекты правосознания - это недостатки правового сознания, кот. свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.
Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой субъективизм и правовой инфантилизм.
Правовой нигилизм - это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиций силы.
3. Правовая культура: понятие, уровни и роль в жизни общества. Соотношение правосознания и правовой культуры.
Правовая культура - это и уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в необходимости соблюдать юр. нормы, это и право в целом, и культура правовых учреждений.
Правовая культура предполагает:
- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;
- надлежащую степень знания населением законов;
- высокий уровень уважения норм права, их авторитета;
- качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;
- специфические способы правовой деятельности;
- результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми.
Таким образом, правовая культура-это не просто то или иное отношение к праву, но, прежде всего, уважительное отношение
Правовую культуру, как и правовое сознание, можно подразделить на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культуру.
Групповая пр. культура - это пр. культура группы, коллектива, которая включает заинтересованность в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка.
Индивидуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям права, правовых норм.
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, культуре среднего уровня и низкой правовой культуре.
Правовое воспитание.
История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: религия, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво и положительно ориентированное, развитое до должного уровня.
Совершенствование процесса оказания государственных услуг
Реформы государственного управления в Казахстане направлены на повышение качества взаимодействия государства в лице его исполнительных органов и их должностных лиц с гражданами и организациями. Основные направления деятельности в сфере государственных услуг:
1. Совершенствование процессов оказания государственных услуг
2. Совершенствование разрешительной системы.
Впервые понятие «государственная услуга» было введено в 2007 году в Законе РК «Об административных процедурах».
Определение, дефиниций «государственная услуга» и «государственная функция» являются очень актуальной проблемой, поскольку, как отметил Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года, повышение качества государственных услуг является стратегическим направлением развития государственного управления
Государственная услуга и государственная функция отражают процессы взаимодействия государства и общества, их принципиальное различие - в инициаторе взаимодействия:
1) если инициатором взаимодействия является орган власти (например, осуществление контрольной проверки, расчет каких-либо общих тарифов и т.д.), то взаимодействие квалифицируется как государственная функция;
2) если инициатором взаимодействия является гражданин, организация (например, получение паспорта, лицензирование своей деятельности, расчет индивидуального тарифа, получение дубликата утерянного документа, запрос информации для СМИ), то такое взаимодействие является государственной услугой.
Вместе с тем, государство осуществляет также личные (частные) услуги своим гражданам по их индивидуальному обращению. К ним можно отнести регистрацию прав на недвижимое имущество, актов гражданского состояния, лицензирование, получение различных справок и другие.
Поэтому, на наш взгляд, нивелируются отличия понятий «государственная услуга» и «государственная функция».
Государственный служащий, предоставляющий общественные (тоже, предоставляются государством) услуги - выполняет свои обязанности (то, что мы сейчас называем функциями).
Государственный служащий, предоставляющий личные услуги, тоже реализует государственные услуги. Поэтому, есть мнение, что выполнение общественных и личных услуг предполагает передачу государственному аппарату функции по осуществлению указанных услуг. Таким образом, государственные функции выступают в качестве своеобразного инструмента реализации общественных и личных услуг. Противопоставление этих категории сравнимо противопоставлению «материи атомным частицам самой материи».
В рамках такого «общественного договора» государство обязуется оказывать услуги по обеспечению правопорядка, государственного управления, социального обеспечения и другие, но вместе с тем, для реализации своего предназначения (осуществления услуг) наделяется властными полномочиями, государственными функциями.
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986
«Об Антикоррупционной стратегии Республики
Казахстан на 2015-2025 годы»
Антикоррупционная стратегия разработана в реализацию целей и задач, определенных в Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» и поручений Главы государства, данных 2 сентября 2014 года на открытии четвертой сессии Парламента Республики пятого созыва.
Стратегия закладывает основные направления антикоррупционной политики государства на предстоящие годы и содержит комплекс мер, которые будут способствовать устранению предпосылок коррупции, искоренению причин и условий, ее порождающих, сокращению ее уровня.
Стратегия включает в себя анализ текущей ситуации борьбы с коррупцией в стране, характеристику основных факторов, способствующих коррупционным проявлениям, подходов и приоритетных мер по их устранению, механизмов реализации Стратегии.
Результатом реализации Стратегии должно стать повышение качества оказания государственных услуг населению, доверия общества к институтам государства, уровня правовой грамотности и антикоррупционной культуры граждан, а также улучшение международных рейтингов страны.
Ключевыми направлениями противодействия коррупции, определенными Стратегией, являются:
1) противодействие коррупции в сфере гос. службы;
2) внедрение института общественного контроля;
3) противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе;
4) предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах;
5) формирование уровня антикоррупционной культуры;
6) развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.
В рамках данных направлений будут разработаны и приняты новые законы «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле», «О доступе к публичной информации», которые позволят пересмотреть понятие «коррупция» и провести четкое разграничение между коррупционными правонарушениями, создать и внедрить систему гражданского контроля в жизнедеятельности государства, обеспечить свободный доступ граждан к публичной информации.
На государственных служащих будет возложена обязанность декларировать не только свои доходы, но и расходы.
Будет продолжена работа по дальнейшей модернизации системы государственных закупок, обеспечению максимальной прозрачности при оказании услуг населению, как государственными органами, так и субъектами квазигосударственного и частного секторов.
В сфере обеспечения правосудия, законности и правопорядка предусмотрен комплекс мер по обеспечению свободного доступа к правосудию, внедрению механизмов конкурсного отбора и принципов меритократии в кадровой политике правоохранительных органов.
При этом приоритеты в работе указанных органов, в том числе в сфере противодействия коррупции, будут смещены на профилактику и предупреждение преступлений и правонарушений.
Формирование уровня антикоррупционной культуры будет осуществляться посредством создания и проведения масштабных обучающих антикоррупционных курсов в учебных заведениях, государственных органах, среди населения, путем привлечения средств массовой информации к освещению мер, принимаемых государством по противодействию коррупции.
Развитию международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции будет способствовать усиление взаимодействия с международным сообществом, в том числе путем проведения антикоррупционных мероприятий, участия в авторитетных международных организациях, а также использования лучших примеров международной практики в этой сфере.
При этом внедрение международных рекомендаций и стандартов будет осуществляться поэтапно, с учетом степени готовности государства к их реализации, особенностей действующего национального права и сложившейся практики его применения, с использованием потенциала и возможностей действующих правовых институтов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет подлежать обязательному мониторингу, который будет двух видов – внутренний, проводимый непосредственно исполнителем мероприятий, и внешний – осуществляемый специально созданной мониторинговой группой, куда войдут представители соответствующих государственных органов, общественности и средств массовой информации.
Отчеты о ходе исполнения мероприятий будут доводиться до сведения общественности.
Также поэтапная реализация положений Стратегии будет обеспечиваться Планом мероприятий, который на период действия Стратегии будет утверждаться Правительством по согласованию с Администрацией Президента.