Совершенствование процесса оказания государственных услуг




ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

 

Понятие и функции правосознания.

Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представ­ляет собой совокупность взглядов, представлений, идей, убеждений, настрое­ний, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относи­тельно права и его роли.

Структура и виды правосознания.

По своей структуре правосознание разделяется на правовую идеологию, связанную с действующим правом, которая включает в себя пра­вовые взгляды, идеи и представления и пр. психологию, вы­ражающую отношение к действующему праву в форме настрое­ний, чувств и переживаний. То и другое составляющее можно характеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосозн.), группы (групповое) или об­щества в целом (общественное).

Существует несколько классификаций правосознания:

Исходя из того, кто явл. носителем пра­восозн., можно говорить о правосознании индивидуальном, коллективном и общественном.

Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отн., в которые он вступает, так и под воздействием при­сущих ему психофизиологических особенностей. Различное соц. поло­жение, разные уровни культуры, образования и т.д. предопределяют различия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно м. быть передовым, у других, напротив, отсталым.

Групповое (коллективное) правосознание выражает отн. к праву, правовым явле­ниям и их оценку со стороны определенных соц-х образований и отража­ет общие интересы и потребности каждой из соц-х групп, соотнош. этих интересов с интересами всего общества.

Общественное правосознание отражается в групповом, кот., накладывает отпечаток на индивидуальное правосозн.

Правосознание индивида м. иметь различные дефекты и деформации.

Дефекты правосознания - это недостатки правового сознания, кот. свидетельствуют о его несформированности и тенденци­озности.

Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой нигилизм, правовой идеа­лизм, правовой субъективизм и правовой инфантилизм.

Правовой нигилизм - это дефект правосознания, который за­ключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиций силы.

3. Правовая культура: понятие, уровни и роль в жизни общества. Соотноше­ние правосознания и правовой культуры.

Правовая культура - это и уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в необ­ходимости соблюдать юр. нормы, это и право в целом, и культура правовых учреждений.

Правовая культура предполагает:

- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;

- надлежащую степень знания населением законов;

- высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

- качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности;

- результаты правовой деятельности в виде духовных и материализован­ных благ, созданных людьми.

Таким образом, правовая культура-это не просто то или иное отношение к праву, но, прежде всего, уважительное отношение

Правовую культуру, как и правовое сознание, можно подразделить на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культу­ру.

Групповая пр. культура - это пр. куль­тура группы, коллектива, которая включает заинтересованность в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка.

Инди­видуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчи­нение своего поведения требованиям права, правовых норм.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, культуре среднего уровня и низкой правовой культуре.

Правовое воспитание.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по рас­пространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: религия, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компо­нентом идеологической функции любого государства.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную сис­тематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общест­венных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво и положительно ориентированное, развитое до должного уровня.

Совершенствование процесса оказания государственных услуг

Реформы государственного управления в Казахстане направлены на повышение качества взаимодействия государства в лице его исполнительных органов и их должностных лиц с гражданами и организациями. Основные направления деятельности в сфере государственных услуг:

1. Совершенствование процессов оказания государственных услуг

2. Совершенствование разрешительной системы.

Впервые понятие «государственная услуга» было введено в 2007 году в Законе РК «Об административных процедурах».

Определение, дефиниций «государственная услуга» и «государственная функция» являются очень актуальной проблемой, поскольку, как отметил Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года, повышение качества государственных услуг является стратегическим направлением развития государственного управления

Государственная услуга и государственная функция отражают процессы взаимодействия государства и общества, их принципиальное различие - в инициаторе взаимодействия:

1) если инициатором взаимодействия является орган власти (например, осуществление контрольной проверки, расчет каких-либо общих тарифов и т.д.), то взаимодействие квалифицируется как государственная функция;

2) если инициатором взаимодействия является гражданин, организация (например, получение паспорта, лицензирование своей деятельности, расчет индивидуального тарифа, получение дубликата утерянного документа, запрос информации для СМИ), то такое взаимодействие является государственной услугой.

Вместе с тем, государство осуществляет также личные (частные) услуги своим гражданам по их индивидуальному обращению. К ним можно отнести регистрацию прав на недвижимое имущество, актов гражданского состояния, лицензирование, получение различных справок и другие.

Поэтому, на наш взгляд, нивелируются отличия понятий «государственная услуга» и «государственная функция».

Государственный служащий, предоставляющий общественные (тоже, предоставляются государством) услуги - выполняет свои обязанности (то, что мы сейчас называем функциями).

Государственный служащий, предоставляющий личные услуги, тоже реализует государственные услуги. Поэтому, есть мнение, что выполнение общественных и личных услуг предполагает передачу государственному аппарату функции по осуществлению указанных услуг. Таким образом, государственные функции выступают в качестве своеобразного инструмента реализации общественных и личных услуг. Противопоставление этих категории сравнимо противопоставлению «материи атомным частицам самой материи».

В рамках такого «общественного договора» государство обязуется оказывать услуги по обеспечению правопорядка, государственного управления, социального обеспечения и другие, но вместе с тем, для реализации своего предназначения (осуществления услуг) наделяется властными полномочиями, государственными функциями.

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986
«Об Антикоррупционной стратегии Республики

Казахстан на 2015-2025 годы»

 

Антикоррупционная стратегия разработана в реализацию целей и задач, определенных в Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» и поручений Главы государства, данных 2 сентября 2014 года на открытии четвертой сессии Парламента Республики пятого созыва.

Стратегия закладывает основные направления антикоррупционной политики государства на предстоящие годы и содержит комплекс мер, которые будут способствовать устранению предпосылок коррупции, искоренению причин и условий, ее порождающих, сокращению ее уровня.

Стратегия включает в себя анализ текущей ситуации борьбы с коррупцией в стране, характеристику основных факторов, способствующих коррупционным проявлениям, подходов и приоритетных мер по их устранению, механизмов реализации Стратегии.

Результатом реализации Стратегии должно стать повышение качества оказания государственных услуг населению, доверия общества к институтам государства, уровня правовой грамотности и антикоррупционной культуры граждан, а также улучшение международных рейтингов страны.

Ключевыми направлениями противодействия коррупции, определенными Стратегией, являются:

1) противодействие коррупции в сфере гос. службы;

2) внедрение института общественного контроля;

3) противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе;

4) предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах;

5) формирование уровня антикоррупционной культуры;

6) развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.

В рамках данных направлений будут разработаны и приняты новые законы «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле», «О доступе к публичной информации», которые позволят пересмотреть понятие «коррупция» и провести четкое разграничение между коррупционными правонарушениями, создать и внедрить систему гражданского контроля в жизнедеятельности государства, обеспечить свободный доступ граждан к публичной информации.

На государственных служащих будет возложена обязанность декларировать не только свои доходы, но и расходы.

Будет продолжена работа по дальнейшей модернизации системы государственных закупок, обеспечению максимальной прозрачности при оказании услуг населению, как государственными органами, так и субъектами квазигосударственного и частного секторов.

В сфере обеспечения правосудия, законности и правопорядка предусмотрен комплекс мер по обеспечению свободного доступа к правосудию, внедрению механизмов конкурсного отбора и принципов меритократии в кадровой политике правоохранительных органов.

При этом приоритеты в работе указанных органов, в том числе в сфере противодействия коррупции, будут смещены на профилактику и предупреждение преступлений и правонарушений.

Формирование уровня антикоррупционной культуры будет осуществляться посредством создания и проведения масштабных обучающих антикоррупционных курсов в учебных заведениях, государственных органах, среди населения, путем привлечения средств массовой информации к освещению мер, принимаемых государством по противодействию коррупции.

Развитию международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции будет способствовать усиление взаимодействия с международным сообществом, в том числе путем проведения антикоррупционных мероприятий, участия в авторитетных международных организациях, а также использования лучших примеров международной практики в этой сфере.

При этом внедрение международных рекомендаций и стандартов будет осуществляться поэтапно, с учетом степени готовности государства к их реализации, особенностей действующего национального права и сложившейся практики его применения, с использованием потенциала и возможностей действующих правовых институтов.

Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет подлежать обязательному мониторингу, который будет двух видов – внутренний, проводимый непосредственно исполнителем мероприятий, и внешний – осуществляемый специально созданной мониторинговой группой, куда войдут представители соответствующих государственных органов, общественности и средств массовой информации.

Отчеты о ходе исполнения мероприятий будут доводиться до сведения общественности.

Также поэтапная реализация положений Стратегии будет обеспечиваться Планом мероприятий, который на период действия Стратегии будет утверждаться Правительством по согласованию с Администрацией Президента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: