И придёт в отдельном разделе, что многие из ранних ученых выносили несправедливый и ошибочный такфир, указывал на это Шейхуль Ислам.




Как отличать самые великие грехи (не куфр) от самых меньших по степени видов куфра?

 

1) Сказал Автор "Тахзибу ль Фурукъи ва ль Къаваид Ас Суннийя фи ль Асрар аль Фикхия"[1]:

 

الْفَرْقُ بَيْنَ قَاعِدَةِ الْمَعْصِيَةِ الَّتِي هِيَ كُفْرٌ وَقَاعِدَةِ مَا لَيْسَ بِكُفْرٍ

(الْفَرْقُ الثَّالِثُ وَالْأَرْبَعُونَ وَالْمِائَتَانِ بَيْنَ قَاعِدَةِ الْمَعْصِيَةِ الَّتِي هِيَ كُفْرٌ وَقَاعِدَةِ مَا لَيْسَ بِكُفْرٍ):

الِاحْتِيَاجُ لِلْفَرْقِ بَيْنَهُمَا مَبْنِيٌّ عَلَى مَا لِلْأَصْلِ مِنْ الْتِبَاسِ الْكُفْرِ بِالْكَبَائِرِ نَظَرًا لِمَا ادَّعَاهُ مِنْ أَنَّ الْكُفْرَ يُشَارِكُ مُطْلَقَ الْمَعْصِيَةِ كَبِيرَةً كَانَتْ أَوْ صَغِيرَةً فِي أَمْرَيْنِ.

(الْأَمْرِ الْأَوَّلِ) فِي مُطْلَقِ انْتِهَاكِ حُرْمَةِ الرُّبُوبِيَّةِ. (الْأَمْرِ الثَّانِي) فِي مُطْلَقِ الْمَفْسَدَةِ، وَذَلِكَ أَنَّ كُلًّا مِنْ الْكُفْرِ وَالْمَعْصِيَةِ مَنْهِيٌّ عَنْهُ وَالنَّوَاهِي تَعْتَمِدُ الْمَفَاسِدَ كَمَا أَنَّ الْأَوَامِرَ تَعْتَمِدُ الْمَصَالِحَ، وَلَكِنَّ أَعْلَى رُتَبِ الْمَفَاسِدِ الْكُفْرُ، وَأَدْنَاهَا الصَّغَائِرُ وَالْمُتَوَسِّطُ بَيْنَ الرُّتْبَتَيْنِ الْكَبَائِرُ فَأَعْلَى رُتَبِ الْكَبَائِرِ يَلِيهَا أَدْنَى رُتَبِ الْكُفْرِ، وَأَدْنَى رُتَبِ الْكَبَائِرِ يَلِيهَا أَعْلَى رُتَبِ الصَّغَائِرِ وَحِينَئِذٍ فَأَكْثَرُ الْتِبَاسِ الْكُفْرِ إنَّمَا هُوَ بِالْكَبَائِرِ.

 

«Правило о разнице между ослушанием, которое является куфром и ослушанием, которое не является куфром.

Правило двести сорок третье: “Разница между ослушанием, которое является куфром и определение того, что не является куфром”

Нужда в разъяснении разницы между ними строится на основе, которая заключается в путании неверия с большими грехами, учитывая то, что утвердил автор, а это - что неверие и грех оба являются ослушанием, будь это большой грех или малый.

Первое положение: То, что оба эти действия содержат попирание Господства Аллаха в какой-то мере.

Второе: В том, что оба они содержат какой то вред. А именно то, что и неверие, и ослушание являются запрещёнными, а запрещённые вещи приводят ко вреду точно также, как приказы приводят к пользам, однако высшая степень вреда – куфр, меньшая же из них – малые грехи, поэтому посередине стоят большие грехи, и за самой высшей степенью больших грехов следует самая малая степень куфра, а за самой меньшей степенью больших грехов следует самая высшая степень малых грехов, таким образом – больше всего на куфр похожи большие грехи».

Также он сказал:

 

وَحَيْثُ عَلِمْتَ ذَلِكَ فَالطَّرِيقُ الْمُحَصِّلُ لِلْحَدِّ الَّذِي يَمْتَازُ بِهِ أَعْلَى رُتَبِ الْكَبَائِرِ مِنْ أَدْنَى رُتَبِ الْكُفْرِ هُوَ أَنْ يُكْثِرَ مِنْ حِفْظِ فَتَاوَى الْمُتَقَدِّمِينَ الْمُقْتَدَى بِهِمْ مِنْ الْعُلَمَاءِ فِي ذَلِكَ وَيَنْظُرَ مَا وَقَعَ لَهُ مِنْ النَّوَازِلِ هَلْ هُوَ مِنْ جِنْسِ مَا أَفْتَوْا فِيهِ بِالْكُفْرِ أَوْ مِنْ جِنْسِ مَا أَفْتَوْا فِيهِ بِعَدَمِ الْكُفْرِ فَيُلْحِقَهُ بَعْدَ إمْعَانِ النَّظَرِ وَجَوْدَةِ الْفِكْرِ بِمَا هُوَ مِنْ جِنْسِهِ فَإِنْ أَشْكَلَ عَلَيْهِ الْأَمْرُ أَوْ وَقَعَتْ الْمُشَابَهَةُ بَيْنَ أَصْلَيْنِ مُخْتَلِفَيْنِ أَوْ لَمْ تَكُنْ لَهُ أَهْلِيَّةُ النَّظَرِ فِي ذَلِكَ لِقُصُورِهِ وَجَبَ عَلَيْهِ التَّوَقُّفُ، وَلَا يُفْتِي بِشَيْءٍ فَهَذَا هُوَ الضَّابِطُ لِهَذَا الْبَابِ.

 

«И когда ты узнал это, то путь, который даст тебе разделение, с помощью которого будет отличима самая великая степень больших грехов от самой низкой степени куфра – это чтобы человек выучил много фетв ранних ученых, за которыми следует следовать в этом, и затем смотрел на то, что произошло из "навазиль"(современных вопросов): является ли это из того раздела, о котором давали фетву(те ученые), что это куфр? [2] Или же это из раздела того, о чем они давали фетву, что это не куфр, и после того, как хорошенько изучил эти вопросы и должным обрзом поразмышлял над ними – причислит этот вопрос к этому или тому, если же он затруднился в этом положении, или же появилась у него запутанность между двумя разными основами, или же он не был из числа тех людей, которые могут смотреть эти положения, по причине своего упущения – то обязательно ему остановиться, и не давать фетву ни о чем, именно это и есть правило для этого раздела». [3]

Конец цитаты.

 

2) Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах в "Маджмуа ль Фатава":

 

«Правильнее будет сказать полностью обратное тому, что вы сказали, ведь поистине, куфр (неверие) и фискъ(нечестие) – шариатские ахкамы, и не являются из ахкамов, которые постигаются разумом». [4]

3) И сказал в "Минхаджу Ссуннати Ннабавийя":

 

«Так что кафир, это тот – кого Аллах и Его посланник назвал кафиром, и фасикъ – тот, кого Аллах и Его посланник назвал фасикъом.

Точно также муъмин и муслим – тот, кого Аллах и Его посланник назвал муъмином и муслимом …»

Конец цитаты.

 

Затем привёл другие примеры чисто шариатских положений (как вражда и любовь), и сказал:

«А что касается тех положений, которые утверждаются разумом – то это наподобие естесственных вещей, как например то, что от этой болезни помогает такое то лекарство, поистине, подобное этому познаётся опытом, аналогией и следованием(таклидом) за врачами, которые узнали это посредством аналогии или опыта. Точно также вопросы математики или инженерии и подобное этому, это – из того, что познаётся разумом. И точно также такие вопросы как "Джаухару ль Фард", одинаковость тел или разница между ними, или дозволенность того, что "А'рад" будут оставаться постоянно или невозможность этого – всё это познаётся разумом.

Раз это обстоит таким образом, то:

Положение человека, то что он является кафиром, или справедливым или фасиком – это из шариатских вопросов, не из вопросов разума, и как может быть тот, кто противоречит тому, с чем пришёл посланник – не кафиром, а тот, кто противоречит тому, что утверждает не посланник, что это познаётся разумом – может быть кафиром?! И разве становится кто либо кафиром из за ошибки в вопросах математики или медицины, или тонкостей науки "Калям"?»

Конец цитаты.

 

 

Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах:

 

إذا ادعى شخص في مقدمة أنها فطرية، فإما أن يعتقد كذبه أو يعتقد صدقه، فإن اعتقد أنه كاذب، عومل بما يعامل به مثله من الكذابين الجاحدين، على ما وردت به الشريعة، كما قال تعالى: {وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْمًا وَعُلُوًّا} [النمل: 14].

وعامة الكفار من هذا النوع، وإن اعتقد أنه صادق فيما يخبر به عن نفسه، ولكنه مخطئ، لاشتباه معنى عليه بمعنى آخر، [أ] واشتباه لفظ بلفظ، أو غير ذلك، أو لخلل وقع في إدراك حسِّه وعقله، أو لنوع هوى خالط اعتقاده، فهذا طريقه أن يبين له ما يزيل الاشتباه، حتى يتميز له أن الذي اضطر إليه من العلم ليس هو الذي نوزع فيه، بل هو غيره أو يصلح إدراكه بإزالة الهوى، [أ] والاعتقاد الفاسد، الذي جعله يظن ما ليس بضروري ضروريًّا، كما قال تعالى: {وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ كَمَا لَمْ يُؤْمِنُوا بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَنَذَرُهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ (110) } [الأنعام: 110] وقال تعالى: {فَلَمَّا زَاغُوا أَزَاغَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ} [الصف: 5] وقال تعالى: {وَقَوْلِهِمْ قُلُوبُنَا غُلْفٌ بَلْ طَبَعَ اللَّهُ عَلَيْهَا بِكُفْرِهِمْ فَلَا يُؤْمِنُونَ إِلَّا قَلِيلًا (155) } [النساء: 155] وقال تعالى:

وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِّنَ الْجِنِّ وَالإِنسِ لَهُمْ قُلُوبٌ لَّا يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَّا يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لَّا يَسْمَعُونَ بِهَا أُولَئِكَ كَالأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُولَئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ (179) } [الأعراف: 179] وقال تعالى: {أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ أَمْ عَلَى قُلُوبٍ أَقْفَالُهَا (24) } [محمد: 24] وقال تعالى: {إِذَا خَرَجُوا مِنْ عِندِكَ قَالُوا لِلَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ مَاذَا قَالَ آنِفًا أُولَئِكَ الَّذِينَ طَبَعَ اللَّهُ عَلَى قُلُوبِهِمْ وَاتَّبَعُوا أَهْوَاءَهُمْ } [محمد: 16] وقال تعالى: {قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدًى وَشِفَاءٌ وَالَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ فِي آذَانِهِمْ وَقْرٌ وَهُوَ عَلَيْهِمْ عَمًى} [فصلت: 44] فالمقصود أن هذا النوع من السفسطة، فإن دعوى العلم الضروري فيما ليس كذلك، بمنزلة إنكار الضروري، فيما هو ضروري، فصاحب هذا إمَّا متعمد للكذب، وإمَّا مخطئ، والخطأ في أسباب العلم: إمَّا لفوات شرط العلم، من فساد قوى الإدراك وضعفها، أو عدم التصور التام لطرفي القضية، التي يحصل العلم بالتصديق عند

 

«Когда кто либо утверждает какую то основу, что она познаётся фитрой, то либо он сам считает себя лживым, либо считает себя правдивым, и в том случае, если он сам считает себя лживым, то относиться к нему следует так, как относятся к ему подобным из лжецов и спорщиков, таким образом, как пришло в шариате, как сказал Всевышний:

"Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости." (Сура Ан Намль, 14)

И основная масса неверных из этого вида. Если же он убеждён в своей правдивости относительно того, что говорит о себе, однако он ошибся, по причине того, что один смысл спутал с другим, и одно выражение спутал с другим выражением, или по другой причине, или потому что у него недостаточность в чувствах и в разуме, или же по причине страсти, которая смешалась с его убеждением, то с таким человеком путь заключается в том, ему разъясняется то, что устранит от него запутанность, пока ему не разъяснится, что то, к чему он был вынужден склониться из знания – не является тем, о чём идёт спор, однако это другой вопрос, либо будет исправлен его разум устранением страсти и неверного убеждения, которое заставило его считать то, что не является явно познающимся разумом – что оно является таковым, как сказал Всевышний:

"Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии." (6:110)

И сказал Всевышний:

"Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца." (61:5)

И сказал Всевышний:

"Они говорили: «Наши сердца покрыты завесой (или переполнены знаниями)». О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие, и поэтому их вера ничтожна" (4:155)

И сказал Всевышний: "Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами." (7:179)

И сказал Всевышний: "Неужели они не размышляют над Кораном, или же на их сердцах стоят замки?" (47:24)

И сказал: "Когда они вышли от тебя, то сказали тем, которым было даровано знание: «Что он сказал только что?» Это - те, сердца которых Аллах запечатал и которые потакают своим желаниям." (47:16)

И сказал Всевышний: "Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это - те, к которым взывают издалека». (41:44)

Цель в данном месте – разъяснить, что это всего лишь болтовня, ведь поистине, утверждение какого либо вида знания познающимся разумом, когда это не является таковым, то же самое, что отрицать вещь, которая действительно познаётся разумом, и обладатель такого слова либо лжёт намеренно, либо ошибающийся, а причина ошибки в средствах знания: Либо потому, что его миновало условие знания, как например, если он обладает испорченой способностью постигать вещи, или же по причине неправильного представления обеих сторон вопроса, посредством представления которых состоится знание, либо по причине препятствия из страстей, которое сбивает с пути Аллаха, и когда дело обстоит таким образом, то не случится постижение истины, кроме как при наличии условий и отсутствии препятствий, а иначе же порой могут отвергаться неизбежные для знания вещи, или же может утверждаться неизбежным знанием то, что им не является». [5]

Конец цитаты.

Вопросы Третьего Раздела:

1) Наличие разницы в том, как разделяют между Куфром и большими грехами нововведенцы и между тем, как разделяют их ученые тахкыка.

 

2) Она заключается в том, что нововведенцы цепляются за слова своих ранних имамов, а Ахлю Сунна говорят "Кафир это тот, кого Аллах и Его посланник назвали кафиром", ограничиваясь этим.

 

3) Ясное различение между вопросами, которые познаются разумом и вопросами, которые не познаются разумом.

 

4) Отвергание мнения о том, что такфир человека цепляется за познаваемость вопроса разумом.

 

5) Утверждение того, что такфир закреплён лишь за отвержение чего либо из шариата после прихода посланника.

 

И Хвала Аллаху Господу Миров!

 


[1] Муфтий маликитов своего времени в Почтенной Мекке, умер в 1367 г.х.

[2] Можно не согласиться с тем, что это – единственный путь, потому что тот, кто не понимает шариатские тексты и основы – не поможет ему большое количество выученных высказываний ученых. Однако это лучше, чем ничего. И мазхаб автора "Тахзиб аль Фурукъ" очень запутанный и неясный, именно поэтому он дал такой совет своему последователю. А что касается Ахлю Сунна ва ль Джамаа, то они знают, что такое Куфр и что такое Иман, и то, что Аллах назвал куфром – есть куфр, а что не назвал куфром, то не есть куфр категорически, и на этом точка. И придут слова Шейхуль Ислама с этим смыслом.

[3] Тахзибу ль Фурукъи ва ль Къаваид Ас Суннийя фи ль Асрар аль Фикхия, 4 том, 182 страница

[4] Я говорю: Раз они являются исключительно шариатскими ахкамами, то не дозволено не только строить их на разуме, а также и не дозволено строить их только на фетвах ученых, потому что шариат в вопросах такфира это то, что сказал Аллах, сказал Его посланник и сказали ученые единогласно.

И придёт в отдельном разделе, что многие из ранних ученых выносили несправедливый и ошибочный такфир, указывал на это Шейхуль Ислам.

Также потому, что Ислам причисляющего себя к Исламу утверждается с убеждённостью, а таклид не несёт убеждённости по единогласию, и соответственно, не дозволено делать такфир на основании таклида.

Также в этом подходе, который советует автор "Тахзиб аль Фурукъ" – ещё одна проблема, а это понимание высказываний ученых, которое разнится, и история – достойный свидетель.

(См. слова Шейхуль Ислама относительно такфира нововведенцев и как ученые мазхабов ошиблись в понимании слов Имамов)

Другая проблема этого подхода – то, что не делающий такфир кафира является кафиром, и если строить этот вопрос только на высказываниях ученых, то получится такфир не только того, относительно кого они дали Фетву, а также перейдёт на того, кто не согласен с этим, ведь раз это сделано достаточным доводом, чтобы дозволить одну кровь, то должно быть достаточным доводом, чтобы дозволить и другую (того, кто не сделал такфир), а если этого слова ученого недостаточно, чтобы делать такфир второго, то и недостаточно, чтобы делать такфир первого, и это также из того, о проблемности чего свидетельствует история, как и свидетельствуют разум и шариат о его ложности.

Однако в словах автора "Тахзиб аль Фурукъ": "Из тех, за кем следуют" – истина, ведь те ученые, за которыми следуют в этих вопросах, разъясняют их с доказательствами Корана, Сунны и единогласия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: