Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО»




Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.

Ход игрового упражнения

Логопед раскладывает перед ребенком 5—6 картинок и говорит: «Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».

 

Логопед: Ребенок: Л о г о п е ддд: Ребенок
хок — - хоккей   фин дельфин
фут футбол   тюм костюм
ин индюк   кон балкон
ком компас   лук каблук
маг магнит   ведь медведь
пав павлин   тух пастух

 

 

 

71. Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа в словосочетаниях. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: предметные картинки: ельник, костюм, дельфин, бублик, медведь. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, од­новременно проговаривая словосочетания: дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь. Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания. Логопед: Ребенок: дальний — дальний ельник сильный — сильный медведь умный — умный дельфин мягкий — мягкий бублик модный — модный костюм (Аналогичная работа проводится со словосочетаниями: теплый компот, тонкий каблук, пустой карман, низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон.)   72. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: 1. Продолжать учить четко произносить слова слого-1 вой структуры 6-го типа. 2. Учить понимать семантическое значение приставоч­ных глаголов и правильно употреблять их. 3. Активизировать глагольный словарный запас.   Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку закончить предложение; словом, подходящимпо смыслу. Логопед: Ребенок: Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять)... поднять Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес)... отнес Антон маме букет (выдал, отдал, сдал)... отдал Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл)... отмыл Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез)... отвез Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил)... отбил  

 

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ6-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ Тюльпан не пахнет. Не могу достать магнит. Павлик отнес бублик. Умный дельфин уплыл. Антон пойдет на балкон. За мостом темный ельник. За окном сильный дождик. Максим выпил мясной бульон. Антон достал билет на футбол. Максим должен отдать компас. Демьян поднял Костин альбом. Антон пойдет за маслом.   7. ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (7-й тип слоговой структуры)   73. Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребе­нок, возвращая мяч, называет его «ласково». а) с суффиксом -ИК- Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Пакет -- пакетик халат -- халатик Букет -- букетик канат -- канатик Билет -- билетик завод -- заводик Буфет -- буфетик комод -- комодик Салат -- салатик   б) с суффиксом -ОК-    
голос - голосок колос колосок
коготь - - коготок город - городок*
локоть - - локоток ветер — ветерок*
узел - узелок петух петушок
угол - уголок пирог - пирожок*
обод - ободок сапог — сапожок
холод - холодок берег бережок*
волос - волосок ремень - - ремешок*
ноготь - - ноготок,    

 

 

 

74. Упражнение «НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лоси­ха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, те­ленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изоб­ражением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает пред­ложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соот­ветствующую картинку. Логопед: Ребенок: У кошки... котенок. У коровы... теленок. У лосихи... лосенок. У лисицы... лисенок. У ежихи... ежонок. У гусыни... гусенок. У утки... утенок.   75. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Расширять и активизировать глагольный словар­ный запас. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.   Л о го п е д: Ребенок: Ворона каркает, а кукушка... кукует Петух кукарекает, а гусь- гогочет Корова мычит, а ласточка- щебечет Собака лает, а филин... ухает Змея ползает, а птица... летает Курица клюет, а кошка... лакает  

 

76. Упражнения «ОДИН - ПЯТЬ» Цель:
  1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.
  Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения Логопед говорит ребенку: «Я брошу тебе мяч и назову один предмет, а ты, возвращая мяч, назовешь пять таких предметов».  
а) с окончанием -ОВ  
Логопед: Ребенок:
один кубик — пять кубиков
один лимон — пять лимонов
один петух — пять петухов
один вагон пять вагонов
один домик пять домиков
один паук пять пауков
один пион — пять пионов
один банан пять бананов
один диван — пять диванов
один букет . пять букетов
один веник — пять веников
один пакет — пять пакетов  
один гамак — пять гамаков  
один батон — пять батонов  
один билет — пять билетов  
один буфет — пять буфетов  
б) с окончанием -ЕЙ Л  
один лебедь — пять лебедей  
одна метель — пять метелей  
один олень — пять оленей  
один тюлень — пять тюленей  
один тополь — пять тополей  
одна лошадь — пять лошадей  
один окунь — пять окуней  
       

 

 

77. Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ» ЦЕЛЬ: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении имен существительных j единственного числа творительного падежа. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: предметные картинки: топор, лопата, утюг, веник, пирог, молоко, помада, машина. Ход игрового упражнения Логопед раскладывает перед ребенком картинки и зада­ет вопросы. Ребенок однословно отвечает на вопросы и нахо­дит соответствующие картинки. Логопед: Ребенок: Чем рубят дрова? Топором*. Чем копают яму? Лопатой. Чем гладят белье? Утюгом. Чем подметают пол? Веником. Чем мама угощает детей? Пирогом*. Чем Катя кормит кошку? Молоком. Чем мама красит губы? Помадой. Чем доволен папа? Машиной.  

 

78. Упражнение «В ЗООПАРКЕ» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с пред­логом «ЗА». 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:предметные картинки: тюлень, кабан, хомяк, олень, енот, удод, филин, лебедь, макака. Ход игрового упражнения Логопед рассказывает, что в зоопарке живет много зве­рей и птиц. За ними ухаживают работники зоопарка. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изобра­женные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «За кем ухаживают работники зоопарка?» Логопед: Ребенок: Это тюлень. За кем ухаживают работники зоопарка? За тюленем. Это кабан. - «- За кабаном. Это хомяк. -«- За хомяком. Это олень. - «- Заоленем. Это енот. - «- Заенотом. Это удод. - «- Заудодом. Это филин. - «- За филином. Это лебедь. - «- За лебедем. Это макака. - «'- За макакой.   79. Упражнение «В ДЕРЕВНЕ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с пред­логом «О» («ОБ»). 2. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование:сюжетная картинка. Ход игрового упражнения Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением деревенского хозяйства, просит перечислить предметы иживотных исказать, о ком и о чем заботятся люди в деревне. Ребенок: о коровах* о лошадях о баранах* об утятах о гусятах о собаках о телятах о котятах о лилиях о пионах об овощах  

 

80. Упражнение «НАЗОВИ И СДЕЛАЙ» Цель: 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании приставочных глаголов. 2. Учить понимать и различать лексическое значение приставочных глаголов. 3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас. 4. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение. Ребенок: Логопед Ребенок ЗА бегать забегать Носить заносить Ходить заходить Водить выходить Катить закатить   У Бегать убегать Носить уносить Ходить уходить Водить уводить Катить укатить 81. Упражнение «НАЗОВИ СЛОВО ПРАВИЛЬНО» Цель 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Расширять и активизировать словарный запас. 3. Развивать слуховое внимание и память   Оборудование: предметные картинки: самовар, шоколад, са­молет, пулемет, сарафан, колобок, бегемот, молоток. Ход игровогоупражнения Логопед показывает картинку, а затем медленно и чет­ко произносит звукосочетания. Ребенок должен поднять руку, когда услышит правильное название предмета, изоб­раженного на картинке, и повторить слово. Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: масовар самовар расафан сарафан самовар сарафан вамосар фасаран   шоколад шоколад колобок коболок кошолад коболок лашокад локобок   мосалет самолет бегемот бегемот ломасет гебемот самолет мегебот Ребенок: Логопед Ребенок   Бегать выбегать ВЫносить выносить Ходить выходить Водить выводить Катить выкатить   Ходить находить Ехать наехать НА ливать наливать Мылить намылить Сыпать насчпать   (На одном занятии целесообразно отработать глаголы с одной приставкой и обобщить ее лексическое значение.)    

 

 

82. Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВО» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении приставочных глаголов. 2. Учить понимать и различать семантическое значе­ние глаголов с разными приставками. 3. Расширять и активизировать глагольный словар­ный запас. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает закончить предложения словами, подходящими по смыслу. Логопед Ребенок Утята по поляне (что делают?)... ходят Утята в речку (что делают?)... заходят Утята из речки (что делают?)... выходят Утята корм себе (что делают?) ... находят Утята вечером с поляны (что делают?)... уходят   Саня в солонку соль (что сделал?)... насыпал Дворник дорожки песком (что сделал?)... посыпал Малыш из ведра песок (что сделал?)... высыпал Снег весь город зимой (что сделал?)... засыпал   Червей для рыбалки надо (что сделать?) ... накопать Буратино на Поле Чудес свои деньги (что сделал?)... закопал Для посадки дерева надо яму (что сделать?) выкопат ь   (Аналогичная работа проводится с глаголами «летать», «катать».) 83. Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суф­фиксов. 2. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения Логопед произносит словосочетание и дает образец обра­зования относительного прилагательного. Затем просит ре­бенка изменить словосочетания по предложенному образцу. а) с суффиксом -ОВ- и окончанием -ЫЙ Логопед: Ребенок мед из липы липовый мед пол из дуба дубовый пол лес из елей еловый лес жакет из пуха пуховый жакет напиток из меда медовый напиток пирог из мака маковый пирог б) с разными суффиксами и разными окончаниями василек с поля полевой василек тулуп из меха меховой тулуп ботинок из кожи кожаный ботинок домик изо льда ледяной домик поток воды водяной поток  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: