ПРАКТИЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФЭМП




Вопросы к экзамену по учебной дисциплине

«Теории и методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

1. Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины.

2. Содержание понятия «предматематическая подготовка».

3. Математические способности и предпосылки их проявления у детей дошкольного возраста.

4. Определение содержания, методов и приемов формирования элементарных математических представлений у детей до школы зарубежными педагогами прошлого.

5. Разработка зарубежными педагогами прошлого дидактических материалов для формирования элементарных математических представлений у детей.

6. Научные концепции формирования и развития математических понятий у детей в трудах зарубежных педагогов и психологов 19-20 вв.

7. Накопление эмпирических данных передовыми отечественными педагогами прошлого.

8. Создание первой научно обоснованной программы формирования элементарных математических представлений у детей до школы.

9. Теоретическая и методическая концепция А.М. Леушиной.

10. Научные исследования в области формирования элементарных математических представлений дошкольников 50-80-х годов ХХ века.

11. Современные концепции формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в трудах отечественных исследователей.

12. Современные концепции формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в трудах зарубежных педагогов и психологов.

13. Современные подходы к реализации педагогических принципов отбора содержания и организации процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

14. Понятия. Отношения. Логические операции. Индуктивные и дедуктивные выводы.

15. Множество. Виды множеств. Элемент множества. Подмножества.

16. Операции над множествами.

17. Число и цифра. История развития понятия числа и деятельности счета в филогенезе.

18. Натуральное число. Натуральный ряд чисел. Его свойства.

19. Способы записи чисел. История их развития.

20. Счет как деятельность. Системы счисления. Их характеристика.

21. Понятие геометрической фигуры. Фигуры планиметрии и стереометрии.

22. Понятие величины. Измерение величин. Виды величин.

23. Значение формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в аспектах их общего и предлогического развития.

24. Цель и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

25. Генезис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы.

26. Формирование элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», их отношения).

27. Формирование умения устанавливать взаимнооднозначное соответствие между элементами множества, соответствие между множествами по количеству входящих элементов практическим путем.

28. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о множестве, умения графически обозначать множества и их элементы.

29. Концепции формирования и развития представлений о числе в отечественных и зарубежных, психологических и педагогических теориях.

30. Особенности развития у дошкольников представлений о натуральном ряде чисел.

31. Этапы развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста.

32. Методика обучения количественному счету.

33. Методика обучения счету наощупь, счету звуков, счету движений.

34. Специфика деятельности отсчета. Обучение детей отсчету.

35. Современные методические подходы к знакомству с цифрами.

36. Методика знакомства детей с образованием числа.

37. Формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания взаимно обратных связей и отношений между смежными числами.

38. Методика показа независимости числа от качественных и пространственных признаков множества.

39. Методика обучения детей дошкольного возраста порядковому счету.

40. Методика знакомства детей с составом числа из единиц.

41. Методика ознакомления детей с составом числа из двух меньших чисел.

42. Ознакомление детей дошкольного возраста с делением целого предмета на равные части.

43. Особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста вычислительной деятельности.

44. Методика формирования у старших дошкольников вычислительных действий.

45. Особенности восприятия и познания величины детьми раннего и дошкольного возраста.

46. Особенности овладения детьми дошкольного возраста измерительной деятельностью.

47. Методика формирования у детей умения выделять, показывать и называть параметры величины и величину в целом, сравнивать предметы по величине практическим путем.

48. Методика обучения детей сравнению предметов по величине с помощью предмета-посредника, условной мерки.

49. Обучение детей построению сериационного ряда и обозначению словами отношений между величинами элементов ряда. Развитие глазомера у детей дошкольного возраста.

50. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста измерению.

51. Особенности восприятия геометрических фигур и формы предметов детьми раннего и дошкольного возраста.

52. Методика обучения умению различать и называть геометрические фигуры.

53. Формирование умения определять и называть форму окружающих предметов.

54. Специфика обучения детей разных возрастных групп умению группировать и классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

55. Методика формирования у старших дошкольников обобщающих понятий «четырехугольник», «многоугольник».

56. Методика обучения детей выкладыванию геометрических фигур из палочек.

57. Знакомство детей дошкольного возраста с трансфигурацией.

58. Генезис пространственного восприятия и пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста.

59. Формирование у детей разных возрастных групп умения ориентироваться на себе.

60. Формирование у детей умения ориентироваться от себя.

61. Методика обучения детей разных возрастных групп ориентировке в окружающем пространстве.

62. Методика обучения детей разных возрастных групп умению ориентироваться в двухмерном пространстве.

63. Особенности восприятия и понимания времени детьми раннего и дошкольного возраста, развития у дошкольников чувства времени.

64. Обучение детей разного возраста различению частей суток, умению определять и называть их последовательность.

65. Формирование у дошкольников понимания и различения значения слов «вчера», «сегодня», «завтра».

66. Формирование представлений о днях недели, их последовательности.

67. Ознакомление детей разных возрастных групп с временами года, их последовательностью.

68. Ознакомление детей с названиями месяцев, годом.

69. Знакомство дошкольников с приборами измерения времени. Методика формирования умения определять время по часам. Формирование у дошкольников чувства времени.

70. Использование моделирование в процессе формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

71. Диагностика компетентности дошкольника в области элементарной математики.

72. Педагогическое проектирование процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

73. Специфика организации процесса элементарных математических представлений в разных возрастных группах.

74. Основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Их характеристика и методика использования.

75. Индивидуальная и самостоятельная деятельность математической направленности, условия ее организации в учреждениях дошкольного образования.

76. Педагогические условия осуществления преемственности в работе детского сада и начальной школы по математическому развитию детей.

77. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

78. Современные технологии формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

79. Формы организации процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

80. Организация предметно-пространственной среды развивающего характера в разных возрастных группах.

 

_______________ _________________

(подпись преподавателя) (И.О.Фамилия)

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФЭМП

1. Подобрать игровые задания (не менее четырех) для детей среднего и старшего дошкольного возраста на группировку и классификацию с использованием «Блоков Дьенеша».

2. Проанализировать конспект занятия по формированию элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», их отношения).

3. Оценить грамотность изготовления пособий для формирования умения устанавливать взаимнооднозначное соответствие между элементами множества, соответствие между множествами по количеству входящих элементов практическим путем (наложение, приложение).

4. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию у детей дошкольного возраста представлений о множестве, подмножестве, элементе множества (на выбор).

5. Подобрать игровые задания (не менее четырех) для детей среднего и старшего дошкольного возраста на знакомство с натуральным рядом чисел и закрепление навыков счета с использованием «Палочек Кюизенера».

6. Посчитать домики (кубики, елочки и др.) с соблюдением правил счета (количественный счет). Посчитать предметы наощупь с соблюдением соответственного алгоритма действий. Воспроизвести движения (звуки) для счета детьми с соблюдением требований.

7. Подобрать дидактические игры (не менее четырех) для детей среднего дошкольного возраста на закрепление последовательности чисел.

8. Подобрать дидактические игры (не менее четырех) для детей старшего дошкольного возраста на закрепление последовательности чисел.

9. Разработать фрагмент конспекта занятия по знакомству детей дошкольного возраста с порядковым счетом на основе сказки.

10. Проанализировать конспект занятия по знакомству детей с образованием числа.

11. Разработать фрагмент конспекта занятия по знакомству детей с цифрой «0».

12. Подобрать и привести примеры литературных произведений для закрепления знаний о внешнем виде цифр.

13. Подобрать дидактические игры на закрепление знаний о составе числа из единиц (не менее двух) и из двух меньших чисел (не менее двух).

14. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию представлений об отношениях между целым и частями, представлений о дробных числах.

15. Продемонстрировать на стереометрической фигуре как показываются основные величины (ширина, высота и т.д.). Продемонстрировать как производится измерение и сравнение линейных протяженностей при помощи предмета-посредника и условной мерки.

16. Продемонстрировать как учат детей сравнивать 2 предмета по массе, используя метод имитации руками движения рычажных весов. Продемонстрировать как производится измерение и сравнение жидких и сыпучих тел при помощи сосуда-посредника и условной мерки.

17. Подобрать дидактические игры (не менее четырех) для детей среднего и старшего дошкольного возраста на развитие глазомера.

18. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию умения составлять сериационный ряд по массе.

19..Проанализировать конспект занятия по обучению детей построению сериационного ряда и обозначению словами отношений между величинами элементов ряда.

20. Разработать содержание эксперимента для формирования у детей старшего дошкольного возраста понимания простых функциональных зависимостей.

21. Подобрать игровые задания (не менее трех) для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на знакомство с величиной и формирование навыков измерительной деятельности с использованием «Палочек Кюизенера».

22. Подобрать дидактические игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста (по две для каждой возрастной группы) на закрепление умения определять и называть форму окружающих предметов.

23. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста обобщающих понятий.

24. Подобрать дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста (по две для каждой возрастной группы) на трансфигурацию, выкладывание геометрических фигур из палочек.

25. Проанализировать фрагмент конспекта занятия с описанием сравнения плоских и объемных фигур.

26. Подобрать дидактические игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста (по две для каждой возрастной группы) на закрепление умения определять и называть форму окружающих предметов.

27. Подобрать дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста (не менее трех) на закрепление умения ориентироваться на себе.

28. Подобрать дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста (не менее трех) на закрепление умения ориентироваться на себе.

29. Разработать игровые задания (не менее четырех) для детей среднего и старшего дошкольного возраста на закрепление умения ориентироваться от себя.

30. Разработать игровые задания (не менее четырех) для детей старшего дошкольного возраста на закрепление умения ориентироваться от других объектов (одушевленного и неодушевленного типа.

31. Проанализировать фрагмент конспекта занятия для детей среднего дошкольного возраста по закреплению умения ориентироваться в окружающем пространстве.

32. Подобрать дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста (не менее трех) на закрепление умения двигаться в заданном направлении.

33. Разработать задание для графического диктанта.

34. Разработать игровые задания (не менее четырех) для детей старшего дошкольного возраста на умений пространственного моделирования.

35. Составить конспект беседы с детьми среднего дошкольного возраста на закрепление у детей дошкольного возраста понимания и различения значения слов «вчера», «сегодня», «завтра».

36. Формирование понятий: неделя, месяц, пора года, год, понимания их отношений и последовательности.

37. Составить конспект ознакомительной беседы на тему «Приборы измерения времени.

38. Подобрать дидактические игры (не менее четырех) для детей среднего и старшего дошкольного возраста на развитие чувства времени.

39. Подобрать дидактические игры (не менее четырех) для детей среднего дошкольного возраста на закрепление умения определять и называть последовательность частей суток.

40. Подобрать диагностические игры и задания для выявления уровня сформированности ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: