Рекомендация 28E/13. Введение экономических стимулов в качестве дополнения к существующим правилам по сокращению выбросов с судов




Раздел 5. Морская безопасность

Рекомендация 2/2. О принятии странами Балтийского моря международных документов по безопасности на море, предотвращению загрязнения и другим вопросам

Рекомендация 12/5. Использование танкеров для перевозки нефти, безопасных для окружающей среды

Рекомендация 15/4. Дополнительные меры по морской безопасности и предотвращению сбросов в акватории Балтийского моря

Рекомендация 17/12. Меры для уменьшению загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами в случае посадки судна на мель, столкновения, затопления или другой аварии

Рекомендация 25/5. Оценка необходимости сопровождающей буксировки на танкерных транспортных маршрутах для предотвращения аварий в районе Балтийского моря

Рекомендация 25/7. Безопасная зимняя навигация в районе Балтийского моря

Раздел 6. Работа на шельфе

Рекомендация 18/2. Деятельность на шельфе

Глава 4. Рекомендации группы реагирования на аварийные ситуации

Рекомендация 6/14. Относительно создания системы информирования о случаях загрязнения морской среды

Рекомендация 12/6. Развитие и использование средств прогнозирования дрейфа нефтяных пятен

Рекомендация 12/7. Меры специального взаимодействия в случае аварии в Балтийском море танкера - химовоза

Рекомендация 12/8. Авианаблюдения с использованием оборудования дистанционного обнаружения в районе Балтийского моря

Рекомендация 19/17. Мероприятия по борьбе с загрязнением моря от морских нефтяных платформ

Рекомендация 19/18. Передача сообщений об инцидентах, повлекших сброс

вредных веществ или аварийный дампинг

Рекомендация 20/5. Минимально необходимые средства для реагирования на нефтяные разливы в нефтяных терминалах

Рекомендация 22/2. Ограничение использования химических веществ и других, нехимических средств, при проведении операций по борьбе с разливами нефти в акватории Балтийского моря

Рекомендация 23/2. Содействие и помощь Эстонии, Латвии, Литве и России

в борьбе с загрязнением Балтийского моря

Рекомендация 24/7. Дальнейшая разработка и использование прогнозирования дрейфа пятен разливов нефти и других вредных веществ в Балтийском море

Рекомендация 24/9. Обеспечение соответствующих средств реагирования

Глава 5. Рекомендации группы по мониторингу загрязнениЙ

Рекомендация 10/1. Аномальные явления в морской среде Балтийского моря

(цветение водорослей)

Рекомендация 12/1. Процедура выдачи разрешений на проведение мониторинга и научных исследований в территориальных водах, исключительных экономических зонах, районах рыболовства или материковых шельфах

Рекомендация 12/9. Расследования в связи с крупными разливами нефти

Рекомендация 13/1. Размещение грунтов дноуглублений

Рекомендация 19/3. Руководство по мониторингу морской среды в рамках программы ХЕЛКОМ КОМБАЙН

Рекомендация 24/1. Мониторинг нагрузки загрязняющих веществ, переносимых по воздуху

Рекомендация 26/2. Компиляция нагрузки загрязняющих веществ, переносимых по воде

Рекомендация 26/3. Мониторинг радиоактивных веществ

Глава 6. Рекомендации группы по сохранению природы и биоразнообразия.

Рекомендация 15/1. Защита прибрежной полосы

Рекомендация 15/5. Система прибрежных и морских охраняемых территорий района Балтийского моря

Рекомендация 16/3. Сохранение естественной динамики прибрежных территорий

Рекомендация 17/2. Защита бурого дельфина (морской свиньи) на Балтике

Рекомендация 17/3. Информация и консультации по вопросу строительства новых объектов, оказывающих воздействие на состояние Балтийского моря

Рекомендация 19/1. Извлечение/выемка морских донных отложений в районе Балтийского моряРекомендация 19/2 Защита и улучшение популяции лосося на Балтике

Рекомендация 21/3. Устойчивый и благоприятный для окружающей среды туризм в прибрежных зонах района Балтийского моря

Рекомендация 21/4. Защита находящихся под угрозой исчезновения морских и прибрежных биотопов

Рекомендация 24/10. Выполнение комплексного управления хозяйственной деятельностью в морских и прибрежных зонах в районе Балтийского моря

РекомендациЯ 27-28/2. Сохранение тюленей в районе Балтийского моря

 

7. Выводы

Коалиция Чистая Балтика считает, что Россия может и должна включить в Национальную программу выполнения ПДБМ действенные меры по снижению эфвтрофикации, по поддержанию и восстановлению биоразнообразия, по сохранению прибрежных территорий, в том числе:

- ввод в действие очистных сооружений во всех без исключения населенных пунктах на побережье;

- разработка плана внедрения методов очистки сточных вод для отдельных жилых домов, малых предприятий и поселений с населением до 300 человек, включая садоводства и дачные участки, в том числе с использованием технологий «сухих туалетов», имеющих опыт распространения в других странах Балтики (с последующим компостированием);

- разработка мер защиты Балтийского моря от загрязнения органическими отходами животноводства, внедрение современных способов хранения, утилизации и вторичного использования этих отходов, включая производство биогаза. Законодательные ограничения по азоту и фосфору на использование минеральных удобрений;

- разработка мер по замене полифосфатов в моющих средствах и графика их выполнения, чтобы содержание общего фосфора не превышало 0,2-0,5% от веса продукции;

- обеспечение четкого управление и строгого соблюдения охранного статуса ООПТ;

- разработка планов восстановления ценных для биоразнообразия природных территорий, в том числе план восстановления балтийского лосося в реке Луга;

- осуществление пространственного планирования всего российского побережья Балтийского моря, обеспечивающего сбалансированное развитие территорий и сохранение морских и прибрежных экосистем – как на федеральном уровне, так и на муниципальном с широким участием общественности;

- развитие образования и просвещения населения для формирования «зеленых» приоритетов и привычек потребления, предпочтения безфосфатных моющих средств, ответственного отношения к утилизации органических отходов, к защите природных водоемов и прибрежных зон;

Создание заповедника "Ингерманландский" позволит сохранить уникальные островные комплексы в Центральной части Финского залива, уверен руководитель Балтийского фонда природы, доцент Санкт-Петербургского университета Рустам Сагитов.

Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил выступая на "Саммите действий по Балтийскому морю-2010", что в текущем году будет принято решение о создании заповедника "Ингерманландский" на островах Финского залива. Говоря о создании заповедника "Ингерманландский", Путин отметил, что это реальный вклад России в выполнение обязательств в рамках коллективных действий по защите Балтийского моря.

Сагитов напомнил, что идея создания этого заповедника появилась еще в 1989 году. К концу 90-х его проектирование было практически закончено, но "случился август 1998 года и постановление правительства по его созданию так и не вышло".

"26 января 2010 года экологи получили одобрение губернатора Ленинградской области на создание заповедника. Он будет включать в себя девять участков общей площадью 17,9 тысяч гектар. Заповедник позволит сохранить уникальные островные комплексы в Центральной части Финского залива. Надо понимать, что заповедник - это, в том числе, и научное учреждение. Там предполагается штат научных сотрудников и, если он будет создан и начнет нормально работать, то он мог бы стать хорошей стартовой точкой для мониторинга ситуации в Финском заливе. Хочу также отметить, что сохранение природных комплексов является хорошим компенсаторным механизмом вредных экологических последствий",- сказал эколог.

Путин обратил внимание участников саммита на последовательные действия России по масштабной реконструкции и развитию систем водоснабжения и водоотведения в регионе Балтийского моря.

"Это позволит довести к 2015 году уровень очистки сточных вод Санкт-Петербурга и пригородов до 98%, как это предусмотрено требованиями ХЕЛКОМ", - сказал премьер РФ.

По его словам, аналогичные работы запланированы и в Ленинградской области, где в течение десяти лет планируется реконструировать почти 200 водоочистных сооружений.

Путин также затронул тему реализации целевой программы развития Калининградской области, которая направлена на защиту Балтийской экологии.

"Недавно были урегулированы все вопросы участия международных организаций в финансировании проекта "Реконструкция системы водоснабжения и охраны окружающей среды Калининградской области", - сказал он.

В конце 2011 года «Друзья Балтики» обратились в Минприроды РФ с вопросом о статусе и ходе выполнения «Национальной программы мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря», проект которой был представлен в мае 2010 г. В ответе Министерства сказано, что программа еще не прошла всех согласований и не включена в планы 2012-2014.

В мае 2010 года на международной конференции ХЕЛКОМ в Москве, где Россия после двух лет председательства в ХЕЛКОМ передавала свои полномочия Польше, был представлен проект «Национальной программы мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря» (далее Программа). Такие национальные программы уже работают во всех странах Балтики, и направлены на выполнения международного Плана Действий по Балтийскому Морю, принятого в рамках ХЕЛКОМ в 2007 году.

В Российской части Балтики выполнение мер, предусмотренных Программой, как нельзя более актуально. Программа включает и очистку сточных вод в российской части бассейна Балтики (во многих городах и поселках нет очистных сооружений, среди них Калининград, города и поселки на берегах Финского залива и впадающих в него рек), снижение загрязнений Балтики отходами сельского хозяйства, токсичными отходами и много других неотложных мер.

Сразу после конференции ХЕЛКОМ в Москве общественные организации члены Международной коалиции «Чистая Балтика» представили свой взгляд на проблему на пресс-конференции.

В проекте Программы, представленном в мае 2010 года российским Минприроды на министерской встрече ХЕЛКОМ, большинство мероприятий предполагалось осуществить к 2013 году. Но в ответе Минприроды на запрос организации «Друзья Балтики» говорится, что ни на 2012, ни на 2013, ни на 2014 годы мероприятия Программы не запланированы.

В официально ответе сказано, что "Пакет документов (Программы) согласован с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-западном федеральном округе, руководителями шести субъектов РФ, расположенных в водосборном бассейне Балтийского моря, МИДом России. Минобрнауки России, Минтрансом России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Росрыболовством, Росморречфлотом, Госкорпорацией «Росатом», Росгидрометом и Роснедрами. Вместе с тем, согласования Минэкономразвития и Минфина России не получены. Программа не включена в определенный Правительством перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов, и ассигнования на ее реализацию в Федеральном законе от 30.11.2011 № 371-ФЗ не предусмотрены"

Это означает, что в ближайшие три года неочищенные стоки из десятков городов и поселков и сельскохозяйственные отходы будут по прежнему попадать прямо в Балтику, вызывая зарастание прибрежной зоны, провоцируя рост сине-зеленых водорослей и гибель морских обитателей.

В данном случае медлительность российских властей влечет негативные последствия не только для российских акваторий, но и для всей Балтики. А это не только разрушение природных экосистем, но и экономический ущерб из-за уничтожения природных ресурсов для рыболовства и рекреационного бизнеса.

Организация «Друзья Балтики», член международной «Коалиции Чистая Балтика», считает, что Программа должна быть утверждена в самое ближайшее время. Считаем необходимым скорректировать планы 2013-2014 года, включив туда мероприятия Программы, и внести соответствующие изменения в Федеральный Закон № 371 от 30.11.2011 «О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Ежегодная конференция Коалиции Чистая Балтика 2012 прошла в Беларуси, в поселке Ратомка в пригороде Минска. Основное внимание на конференции было уделено вопросам утилизации отходов сельского хозяйства, снижения загрязнения водных экосистем фосфатами, роли болот в поддержании углеродного баланса и опыту белорусской стороны в восстановлении болот. Вопросы производства продуктов питания и схемы потребления в трансграничном контексте, в т.ч. «зеленое» потребление, также были подняты на обсуждение.

«Друзья Балтики» участвовали в двух рабочих группах по приоритетным сферам Коалиции. Группа по наблюдению рек, где Друзья Балтики были ведущим партнером, рассматривала методы вовлечения населения в мониторинг рек и бассейновое управление. Программа Наблюдение рек, с успехом проводимая, НКО членами Коалиции, является эффективным средством дополнительного экологического образования детей и молодежи, а также повышает информированность общества. Очень часто НКО работают для привлечения внимание властей к «горячим» проблемам экологии, которые требуют срочных мер.

По мнению О. Сеновой, председателя Правления «Друзей Балтики», бассейновый подход в настоящее время не применяется ни в одной стране за пределами Евросоюза. Один из ярких примеров – меры по очистке нижнего течения рек, не затрагивающие источники загрязнения в верхнем течении. Такая ситуация складывается, когда территории в верхнем и нижнем течении реки подчиняются разным административным единицам. В этом случае бассейновый подход является единственным эффективным способом для решения проблем, касающихся всей водной системы.

В фокусе работы группы по устойчивому береговому развитию были вопросы берегового планирования и береговые «горячие» точки. Этот вопрос особенно актуален для побережья Финского залива – промышленная нагрузка на береговую зону (новые порты, промышленная и транспортная инфраструктура) очень высока, в то время как соответствующие природоохранные меры отсутствуют. Коалиция опубликовала отчет о текущей ситуации на побережье и рекомендации от местных НКО для ее улучшения. Организации Зеленый мир и «Друзья Балтики» подготовили информацию о состоянии береговой зоны и путях устойчивого развития для российской части Балтийского моря. «Друзья Балтики» считают, что в планах строительства промышленных и портовых сооружений должно обязательно учитываться также и сохранение природных территорий, таких как рекреационные зоны, парки и заповедники. Таким образом, будет достигнут баланс между экономической выгодой и устойчивым развитием.

Участники обсудили также возможности и необходимость продолжения проекта Зеленый пояс Балтики (Baltic Green Belt), объединяющий усилия организаций-членов Коалиции по сохранению береговой природы. Было предложено регулярное обновление карты Коалиции Чистая Балтика, с обозначением береговых «горячих» точек и мониторингом текущего строительства в береговых и прибрежных зонах.

Особое внимание и дискуссия участников была посвящена деятельности в рамках приоритетных направлений Коалиции, а именно: кампании по снижению выбросов фосфатов в Балтику путем использования мало- или бесфосфатных моющих средств; снижение промышленного сельского хозяйства, которое является причиной значительного выброса азота и фосфора в грунтовые воды и далее в море; продвижение органического сельского хозяйства и эко-маркировки, особенно в странах Восточной Европы.

«Друзья Балтики» проводят акции по снижению выброса фосфатов в российской части Балтийского моря в рамках программы Наблюдения рек. В Экоцентруме в Санкт-Петербурге была подготовлена специальная выставка, рассказывающая о том, как количество выбросов фосфора может быть снижено с помощью применения правильных моющих средств и правильной их дозировки. «Друзья Балтики» также следят за ситуацией, сложившейся на р.Луге в связи со случайным выбросом фосфатов рядом с заводом «Фосфорит».

Вопрос об утилизации отходов сельского хозяйства через производство биогаза также широко обсуждался на конференции. В российской части региона Балтийского моря большое количество животноводческих ферм по-прежнему работают неэффективно, загрязняя почву и воду. В Ленинградской области большинство ферм держат отходы в открытых хранилищах. Несмотря на их желание применить технологии для производства биогаза для утилизации отходов, ни один из таких проектов в настоящее время не проводится.

НКО из многих стран не только показали какой вред приносят Балтике отходы сельского хозяйства, но также обсудили возможности устойчивой утилизации этих отходов, выгодной как для компаний, так и для окружающей среды. Этот вопрос широко обсуждался также на финско-российском семинаре, организованном «Друзьями Балтики» в сотрудничестве с Генеральным консульством Финляндии в Санкт-Петербурге.

Белорусские НКО подготовили и провели для участников конференции экскурсию на восстанавливаемое болото в заповеднике Бартениха. Исследователь белорусской организации BirdLife, Анна Чувашова, рассказала участникам о совместном белорусско-германском проекте по восстановлению болот и показала точки наблюдения на болоте в Бартенихе.

По мнению О. Сеновой, этот вопрос очень актуален в настоящее время и для России. Обширное осушение болот для культивации земель и застройки снизило биоразнообразие, вызывает обмеление рек и более частые лесные пожары. В отношении последнего момента, необходимость восстановления российских болот признается экспертами. Данные белорусских НКО о роли болот в поддержании углеродного баланса являются еще одним аргументом, влияющим не только на национальные экологические и социальные вопросы, но и на международную политику.

 

Заключение

Территория бассейна Балтийского моря объединяет страны, значительно различающиеся по своему экономическому положению и культурным традициям. Это разнообразие может быть рассмотрено как источник общего процветания, но оно также означает, что странам и даже неправительственным организациям будет нелегко найти общие подходы при выборе приоритетов для совместной работы.

Страны имеющие выход в Балтийское море усиленно борются за экологию этого региона и пытаются разрабатывать все новые и новые варианты защиты окружающей среды. Меры по борьбе с экологическим ущербом в Берлине, Кракове, на большей части Литвы, Латвии, Эстонии и России оставляют желать лучшего.

Балтийское море сильно загрязняется и очень чувствительно к этим загрязнениям, в частности, из-за холодного климата и ограниченного водообмена с океаном.

Таким образом, экологическая ситуация Балтийского моря действительно находится в опасности и человечество должно развивать способы и методы противостояния веществам, которые губят не только балтийскую экосистему, но и мировую экологию. Экология Балтики— лишь одно звено мировой экологической цепочки, так как все в мире взаимосвязано.

 

 

Список литературы

1. Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. – 9-е изд., перераб. и доп. – СПб: Химиздат, 2007. – 288 с.:ил.

2. Сборник рекомендаций хельсинской комиссии, 2008 г.

3. Сборник материалов IVX Международного экологического форума «День Балтийского моря», 2013 г.

4. Пресс-релиз "Коалиции Чистая Балтика".

 

[KL1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: