Общие наименования святы в месяцеслове




ЗАМЕТКИ

К уразумению православного месяцеслова

Православное издательство «Благо»

«Праотец, отец, патриарх, апостол, мученик, пророк, святителей, и преподобных Твоих, постников же и праведных, и всякого имене писанного в книзе жизни святую память совершающе Христе Боже, всех подвизаем на молитву, молящеся; умири мир Твой теми, яко человеколюбец, да вси вопием Ти: Боже прославляемый в совете святых Твоих, Ты еси воистину прославивый достойно память их».

(Неделя всех святых, седален после 3-й песни канона).

Кто хоть раз обращался к месяцеслову православной Церкви, тот не может не заметить, что в наших отечественных святцах встречается немалое количество слов, требующих объяснений и толкований. Например, в начале индикта, 1 сентября / 14 сентября, совершается память святой мученицы Каллисты, Евода и Ермогена – самобратий. Не всякий и книжник знает значение слова самобратия. В следующем месяце, октябре, в 25 день / 7 ноября совершается память святых мучеников Маркиана и Мартирия – нотариев. Не всякий знает значение последнего слова – нотарий. Вследующем месяце, 10 ноября / 23 ноября совершается память преподобного Феостирикта, иже в символех.

Что означает выражение «иже в Символех»? Не всем людям понятно и то, почему в месяцеслове одни святые названы просто мучениками, другие – великомучениками и великомученицами, третьи – священномучениками, четвёртые – преподобномучениками и преподобномученицами. Кто именовался исповедниками? Кто носит название бессребреников?

Как образовались в нашем отечественном месяцеслове непонятные слова?

Во-первых, наш отечественный месяцеслов, за исключением прибавлений о местных святых Русской Православной Церкви, переведён с греческого языка. Например, наименование святых мучеников Каллисты, Евода и Ермогена переведено по-славянски – самобратия, и таким образом вошло в наши святцы слово, требующее толкование.

Во-вторых, агиология (Агиоло́гия (от греческого άγιος — святой и греческого λόγος — рассуждение) — термин, употребляемый для обозначения исследований, посвящённых богословским и историко-церковным аспектам святости) Вселенской Церкви образовалась не вдруг, а постепенно, по мере распространения святой Христовой Богооткровенной веры от явления в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа до позднейшего времени. И так как Евангельская проповедь пронесена святыми проповедниками во всю землю и во всеязы́ки, то многие наименования этих чуждых нам по языку стран, перешедши в наш месяцеслов, как книгу памятей святых всей Православной Вселенской Церкви, и образовали в наших святцах значительное количество непонятных слов и наименований. Таковы, например, слова святцев: Синаит, Савваит, Студит, Мурин, Угрин, Колов, Кущник, Градарь, Кувукуларий, Стратилат, Тирон, Декаполит, Кирополит, Пригкипс и многие другие.

Имея это в виду, здесь приводятся лишь некоторые замечания к уразумению месяцеслова Православной отечественной Церкви. Здесь объясняются:

1) общие наименования святых в месяцеслове, например, что означает пророк, апостол,священномученик и другие;

2) малопонятные частные наименования, встречающиеся в святцах, например, что означает Столпник, Студит, Савваит и другие;

3) единичные слова, то есть слова, только один раз встречающиеся в отечественном православном месяцеслове;

Цель данных заметок – дать в руки благочестивому христианину ключ к уразумению непонятных слов в месяцеслове, но отнюдь не подробное изучение месяцеслова.

Общие наименования святы в месяцеслове

Соединение святых Вселенской церкви в общие лики указано Церковью:

а) на проскомидии в чине литургии;

б) в общих тропарях и кондаках святым;

в) в тех указаниях чтений Апостолов и Евангелий общим святым, которые обыкновенно прилагаются в конце Евангелий, предназначенных для молитвенного употребления в храме Божием и при требах в приходе.

В чине литургии, на проскомидии, при воспоминании святых Вселенской Церкви все святые соединены и обобщены в девять чинов или ликов, что и обозначается девятичинною просфорою. Общим наименованием святых в указателе чтений из Апостола и Евангелия названы пророки и Предтеча Господень, апостолы, святители, преподобные и Христа ради юродивые, мученики и мученицы, священномученики, преподобномученики, исповедники и святые безмездники. К ним относятся ещё и святые праотцы. Выше сих святых стоят небесные бесплотные Силы, выше их честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов – Пресвятая Богородица. Конечно, все эти общие наименования святых встречаются и в нашем месяцеслове. Кому же из святых и какое название усвояется им.

Святыми праотцами именуются родоначальники или патриархи народа Божия, предки по плоти Господа нашего Иисуса Христа. В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: « придите, да восхвалим собор праотцев – Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова». Память праотца Адама – в Недели праотцев и пред Рождеством Христовым, Авраама и Лота – 9 октября / 22 октября

С именем пророков известны вдохновенные от Бога святые люди, возвещавшие роду человеческому волю Божию и будущие судьбы мира. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 21).

Апостолами называются святые ученики Господа нашего Иисуса Христа, избранные Им для благовестия миру о наступлении Царствия Божия. Они разделяются на 12 и 70 апостолов. При имени одного из последних в месяцеслове всегда добавлено: единого от 70-ти.

Те святые люди, кои подобно апостолам много подъяли подвигов и трудна для распространения Христовой веры в той или иной стране, как, например, у нас святые князь Владимир и княгиня Ольга, именуются равноапостольными.

Наименование святителей усвоено в нашем месяцеслове священноначальникам, епископам, первосвятителям Православной Церкви Христовой.

Гражданский год начинается памятью «иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской».

13 ноября / 26 ноября совершается память Иоанна Златоустного, архиепископа Константинопольского; 25 января / 7 февраля – память Григория Богослова, архиепископа того же града. 30 января / 12 февраля празднуется память всех трёх святителей вместе. Святители, равно как и другие святые более позднего времени, в отличие от святителей первых 6 веков Христовой Церкви, именуются новыми.

26 марта / 8 апреля совершается память Василия Нового.

16 января / 29 января совершается память святого священномученика Дамаскина Нового, пострадавшего от турок в 1771 году в городе Систове, в Болгарии. 18 апреля / 1 мая совершается память святого мученика Иоанна Нового, также пострадавшего от турок в Царьграде в 1526 году.

В «Последовании ко святому причащению» наряду с молитвами святых Василия Великого, Иоанна Златоустного и Иоанна Дамаскина, существует молитва святого Симеона, Нового Богослова.

Святые мученики, восприявшие небесные венцы за свою мученическую кончину о Господе, разделяются на великомучеников и великомучениц, священномучеников, преподобномучеников и преподобномучениц и исповедников. Какое различие между ними?

Хотя и не всегда, но большей частью в месяцеслове именуются великомучениками те святые мученики и мученицы, которые пострадали в жестокое и продолжительное гонение на христиан при царях Диоклетиане и Максимиане. Это были страшные мучители исповедников Христовой веры. Так в столичном городе Никомидии в 303 году, 23 апреля / 6 мая, пострадал от самых тяжёлых мучений святой великомученик Георгий Победоносец, своим сверхъестественным терпением и мужеством о Христе победивший дракона – язычество. В тот же день, 23 апреля / 6 мая, празднуется память и святой великомученицы, жены императора Диоклетиана, царицы Александры. 24 ноября / 7 декабря празднуем память святой великомученицыЕкатерины, пострадавшей четырьмя годами позже царицы Александры. Почти одновременно с великомученицей Екатериной, но только в другом месте, пострадалавеликомученица Варвара, день памяти которой – 4 декабря / 17 декабря. Но месяцеслове встречаются святые великомученики, восприявшие за свои страдания венцы и в другие гонения на христиан, кроме Диоклетианова, например, святой великомученик Феодор Стратилат пострадал при Ликинии в 319 году, память – 8 февраля / 21 февраля.

Священномучениками именуются те святые мученики, которые имели священноиерархический сан, то есть пострадали до смерти за Христа Бога или в сане епископа, или пресвитера. При царе Диоклетиана была усечена глава епископа города Анкиры святого Климента, который и именуется священномучеником. Растерзанный в Римском колизее зверями 20 декабря / 2 января в 107 году святой Игнатий Богоносец был епископом Антиохийским и тоже именуется священномучеником.

Принявшие мученическую кончину в монашеском звании, именуются преподобномученикамиипреподобномученицами. Воин персидского царя Хозроя Анастасий Персиянин, видя чудеса от животворящего древа Креста Господня, принял христианство и затем во святом граде Иерусалиме был пострижен в монашество. Пострадав в этом звании за Христа, он и носит название преподобномученика. Память его мученической кончины – 22 января / 4 февраля. Празднуемая 1 марта / 14 марта святая Евдокия приняла мученическую кончину за распространение Христовой веры в звании монахини, посему тоже именуется в святцах святой преподобномученицей.

Кому в Церкви Христовой усвоено наименование святых исповедников? Тем святым мужам и женам, которые претерпели за Христа великие и тяжкие мучения от лжеучителей и гонителей Церкви Христовой, хотя и не приняли мученического венца. Иным из святых исповедников урезали языки, как например, преподобному Максиму исповеднику, память 21 января / 3 февраля. Выкалывали глаза, отрезали носы, как например, преподобному Георгию исповеднику, подрезали жилы на ногах, но оставляли в живых. Целый сонм таких святых исповедников Божественного естества Христа Спасителя явился на Первый Вселенский Собор и опроверг ересь Ария.

Наибольшее число исповедников падает на век иконоборчества и советского периода гонений на Церковь. К этому именно времени относятся исповеднические подвиги святого Иакова исповедника, сосланного за почитание святых икон при Константине Копрониме, память 21 марта / 3 апреля. И преподобного Прокопия Декаполита, исповедника, память 27 февраля / 12 марта. Также спостника преподобного Декаполита Василия исповедника, память 28 февраля / 13 марта, святого Мартина, папы Римского, память 14 апреля / 27 апреля.

Бессребриниками (безмездниками) именуются те безмездные чудотворцы – врачи, которые за свои лечебные труды требовали от недужных только веры во Христа. Память безмездных врачей совершается в Церкви 1 ноября / 14 ноября, 1 июля / 14 июля, 17 октября / 30 октября.

Юродиевыми называются те блаженные мужи и жены, которые Христа ради принимали на себя вид недомыслящих и неразумных людей. Некоторые из юродивых были духовно прозорливы, Святой Андрей юродивый, например, удостоился видеть покров Пресвятой Богородицы над миром христианским. Память 2 октября / 15 октября.

Таковы принятые Церковью общие наименования святых в православном месяцеслове.

Малопонятные частные наименования, встречающиеся в святцах

Частные наименования, прилагаемые в нашем месяцеслове к именам святых, обусловились или почётным званием, которое носил святой, живя в мире, или прославленным значением монастыря, где он подвизался, или исключительным родом великих подвигов, которые подъял на себя тот или иной святой подвижник. Или одеждою, в которую он себя облекал, или наименованием страны, в которой он родился, подвизался и прославился. Многие из этих частных наименований и составляют непонятные слова в нашем месяцеслове.

В месяцеслове почётное звание усвоено святым мученикам: Андрею Стратилату, память 19 августа / 1 сентября, пострадавшему за Христа с 2593 своими воинами в царствование Максимиана вблизи родины святого апостола язы́ков Павла – Тарса Киликийского, и святому великомученику Феодору Стратилату, память 8 февраля / 21 февраля, пострадавшему при Ликинии в городе Ираклии (вблизи Чёрного моря) в 319 году. В память святых мучеников греческое название – полководец, военачальник – оставлено без перевода, и таким образом в славянских святцах явилось непонятное слово стратилат.

К поименованным святым причисляются ещё и святой Савва Стратилат, память 24 апреля / 7 мая, и препродобная Анастасия Панкратия, то есть жена знатного вельможи, память 10 марта / 23 марта.

В месяцеслове удержано звание и при имени святого великомученика Феодора Тирона, память которого совершается 17 февраля / 2 марта и в субботу Первой седмицы Великого поста (по древнему названию «Федоровскую субботу», дни Богослужений Православной Церкви Дебольскаго, 75 страница). Святой великомученик был воин, служивший в войсках Максимилиана. Слово это удержано в наших святцах без перевода. 30 июля / 12 августа, в памяти святого мученика Иоанна Воина, звание святого мученика переведено на наш язык.

Другие обозначения названий, встречающихся в нашем месяцеслове при именах святых, как общепонятные, например, папа Римский, можно оставить без разъяснений.

Святая земля, или по более древнему названию Палестина, соседняя ей страна Сирия, Древний Египет с его знаменитыми в истории городами – Александрией и Фивами, отдалённая Персия, владелец древнего мира – Рим, матерь русских городов Киев, областной город Чернигов, первопрестольная Москва, город Радеж, северный Соловецкий остров многие – многие другие страны, области, города, веси, и острова были родиной святых подвижников и подвижниц, украсивших своими добродетелями Вселенскую Христову Церковь. В месяцеслове часто встречается, что к именам святых добавляется место их родины. Так 5 марта / 18 марта Церковь совершает память святого мученика Евлогия Палестинского, то есть родившегося в Палестине. 18 января / 31 января твориться память святых отец Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, родившихся и епископствовавших в городе Александрии, в Египте. 31 декабря / 13 января совершается память преподобной Мелании Римляныни – из Рима. 14 октября / 27 октября совершается память преподобного Николы Святоши, Черниговского князя. 5 июля / 18 июля и 25 сентября / 8 октября преподобного отца нашего Сергия Родонежского, то есть родившегося в городе Радонеже. 28 января / 10 февраля мы празднуем память святого Ефрема Сирина, то есть сирийца родом, диакона Едесской Церкви.

На безграничном пространстве христианского Востока существовало очень много монастырей, многочисленные подвижники и подвижницы которых сияли, как яркие звезды прозрачного восточного неба, своими высокими добродетелями и подвигами. Они были свет мира. Они были ярко горящие и освещающие края мира светильники, поставленные на верху гор (Мф. 5, 14). Они возделывали бесплодные пустыни. Они своими подвигами украшали святые обители, созданные и на вершине Синая – той святой горы, на которую во дни пророка и боговидца Моисея сниде Господь для изречения вечного закона – 10 заповедей Божиих (Исх. 19 и 20 гл.), и на горах дивного Афона, и на высотах малоазийского Олимпа и во многих других местах. По имени тех местностей, на которых воздвигались монастыри, которые давали последним своё название, часто прозываются в месяцесловах и святые, которые подвизались в этих славных обителях. Итак, одни из святых, по месту родины, назывались Александрийскими, Сириянами, Фивейскими, Римскими, Киевскими, Московскими, Радонежскими; другие, по своим монастырям, назывались Синаитами, Дивногорцами, Малеинами, Печерскими, Соловецкими и так далее. Ещё 6-й Вселенский Собор постановил: «О пустынниках определяем – жити им в пустынях, от коих и именование себе составили» (42 правило).

Знаменитый Юстинианов монастырь у подножия богошественной Синайской горы передал наименование Синаитов своим подвижникам: преподобному Феодулу, скончавшемуся в 5 веке, память 14 января / 27 января, преподобному Анастасию, скончавшемуся в 7 веке, память 20 апреля / 3 мая, преподобному Григорию, память 11 февраля / 24 февраля и других. (Полный месяцеслов вост. 2 том)

Подвижники дивной обители Кедронского потока – преподобного Саввы Освященного – по обители носили название Савваитов. 13 июля / 26 июля совершается память преподобного Стефана Савваита. Есть и другие преподобные Савваиты. Между Иерусалимом и Иерихоном находиться местность Хозива. В этой уединённой местности основал монастырь ученик преподобного Саввы Освящённого Иоанн, память 3 октября / 16 октября, наименованный по монастырю Хозевитом (развалины Хозевитского монастыря возобновил один греческий монах из свято-гробского братства в Иерусалиме).

В месяцеслове 2 преподобных отца, Фома, память 7 июля / 20 июля и Михаил, память 12 июля / 25 июля, именуются Малеинами. Это название взято от одной из Афонских гор – Малеон или Малея. В Малеонском монастыре и проводил подвижническую жизнь преподобный Михаил Малеин, наставник великого светила святой Афонской горы преподобного Афанасия Афонского. На Руси особенно чтил память преподобного Михаила Малеина царь Михаил Фёдорович, как святого тезоименитого ему. А в Греции особенно чтил Михаила Малеина император Маркиан, всегда носивший с собой власяницу преподобного.

Что означает в святцах название «иже в Символех»? 21 февраля / 6 марта, например, творится память преподобного отца нашего Тимофея, иже в символех. В Малой Азии находится гора Олимп, которую, впрочем, не следует смешивать с Олимпом классической Греции. Вершины малоазийского Олимпа были украшены в 9 веке многими христианскими подвижническими обителями (в одной из них в 9 веке подвизались, между прочим, просветители славян, два солунских брата Кирилл и Мефодий). Вблизи этого Олимпа была местность, называемая Символами. В монастыре «иже в Символех» и проводил в 9 веке святую жизнь преподобный Тимофей. В той же обители, «иже в Символех», подвизался в 9 веке преподобный Феостирикт, память 10 ноября / 23 ноября.

После принятия православной веры Христовой нашими благочестивыми предками между киевскими книжными людьми и греческими подвижниками константинопольского Студийного монастыря установились самые близкие и сердечные отношения. «Из того бо Студийскаго монастыря в Русь посылали много книг – устав, триодь и иныя книги» (Путеш. новгород. архиеп. Фнтония в Царьград в 12 веке, стр. 103). Студийская обитель (на плане Царьграда вышеименованного архиепископа Антония значится у берега Пропонтиды, вблизи угольного крепостного семибашенного замка и золотых ворот) дала Православной Вселенской Церкви многих учёных светил и преподобных подвижников благочестивой иноческой жизни. В наших славянских святцах они удержали за собою название Студитов. 11 ноября / 24 ноября совершается память преподобного Феодора Студита, скончавшегося в 826 году; 4 февраля / 17 февраля – преподобного Николая исповедника, умершего в 868 году; 5 апреля / 18 апреля творится память преподобного Платона, бывшего первоначально иноком Студийским, а затем игуменом обители «иже в Символех». Вообще с именем Студитов в святцах много преподобных отцов.

Восточный город Антиохия, имеющий престол Антиохийского патриарха, в настоящее время является очень малым и запустелым городом.

Но было время, когда это город был Великой Антиохией. Здесь проповедовал слово истины святитель Иоанн Златоуст. В Византийской империи это был едва ли не второй город после Константинополя. Окрест его, до разорения турками и сарацинами, украшались очень многими святыми обителями. Здесь была и та Дивная гора, на которой в 6 веке основана была Дивногорская обитель. По этой обители именуются Дивногорцами в святцах и святые, подвизающиеся на ней. По это обители именуется Дивногорским столпником преподобный Симеон, память 24 мая / 6 июнь. Родители его по своему великому благочестию и любви к первому столпнику Симеону дали имя своему сыну Симеон, а он принял на себя тяжкий труд соименного святого (Четьи Минеи). После преподобного Симеона Дивногорского столпника, на Дивной горе подвизались другие святые отцы, которым усвоено в святцах наименование Дивногорцев.

Почему в святцах некоторым преподобным отцам усвоено название Ветхопещерников или Ветхих?

В Святой Земле, именно в «великой Палестинской пустыне», между монастырём Саввы Освященного и Мёртвым морем с одной стоны и святым градом и Иорданом – с другой стороны, был в 6 и 7 веках почти непрерывный ряд славных подвижнических обителей.

Первая из них была основана преподобным Илларионом Великим в тех естественных пещерах Иудейских гор, о которых упоминается в 1-й книге Царств. Здесь, только ближе к пути из святого града в Иордану, была и пустынная обитель Хозивы, где подвизался преподобный Иоанн Хозевит. Здесь процветала также Фаранская – в пустыне Фаран – лавра преподобного Харитона. Позже по соседству с ветхими обителями начали возникать новые. Первые, в отличие от последних, удержали за собою наименование Ветхих или Ветхопещерных. В такой Ветхой лавре преподобного Харитона подвизался святой Иоанн Ветхопещерник, память 19 апреля / 2 мая. «Преподобный Иоанн, - читаем в его жизни, - нарицаемый есть ветхопещерник, вместо ветхолавриты, понеже та ветхая преподобного Харитона лавра из начала бе в пещере разбойнической. В сей пещере преподобный Харитон обреете злата много, и первее в той пещере устроил церковь, и братию собра, также над пещерою созда обитель. Сия обитель ветхопещерною и прозвана бысть» (Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского, месяц апрель).

Некоторым преподобным отцам, самоотверженно подъявшим на себя иноческие подвиги в недрах земли – в пещерах, усвоено в месяцеслове наименование Печерских. Таковы неусыпные молитвенники города Киева, преподобные отцы наши Антоний и Феодосий, память 3 мая / 16 мая, Печерские, из которых последний в святцах именуется «начальником в Российской земле монашеского общего жития».

Некоторые из препродобных отцов по цвету одежды своей именуются черноризцами. Так 7 августа / 20 августа совершается память преподобного Ора черноризца, подвизавшегося в пустынях Фиваиды около 390 года. Многим печерским преподобным отцам усвоено в Печерском патерике (отечнике) также название черноризцев.

Один из восточных святых, именно преподобный Серапион, носил только один синдон (льняная одежда) и назван Синдонитом, память 14 мая / 27 мая. Месяцеслов вост., 2 часть.

Преподобный Феодор Трихина, память 20 апреля / 3 мая носил только власяницу.

Некоторые из преподобных отцов, живя уединённо, а не в общежитии, получили преимущественное перед прочими название монахов (мнихов) – от греческого монос – один (сравни с русским инок – иной). Так 22 апреля / 5 мая совершается память преподобного Виталия монаха, 10 февраля / 23 февраля – преподобного Марка монаха, 23 февраля / 8 марта – память преподобного отца нашего Александра монаха, чина неусыпающих первоначальников. Монастырь, где соблюдался особый «чин неусыпающих», находился в Царьграде, при самом устье Понта. Он был основан преподобным Александром в царствование Феодосия Младшего. Предварительно такой совершенно уединённый, а не общежительный монастырь, преподобный Александр основал на реке Ефрате. А затем этот новый монашеский чин перешёл в Царьград, «дабы в церкви непрестанное и неусыпное во дни и в нощи было псалмопение». Всё братство монастыря разделялось на четыре чреды, чтобы «всяк, чреды своей час ведая, обретался бы на месте пения». Таким образом достигалось то, что в монастырском храме день и ночь происходило богослужение. И сама обитель стала известна с именем неусыпающих. Наш отчественный путешественник 12 века, новгородский архиепископ Антоний, говорит об этом замечательном по строгости уставе монастыря, что в «покаялых отцев белцев не держат, ноиноков старых и умеющих заучити Закону Господню» (Пут. Архиеп. Антония в Царьград, изд. Археограф. Ком., стр 84).

Кому в святцах усвоено название странноприимцев и сиропитателей? - Тем преподобным, которые устраивали приют для странников и сирот. Преподобный Сампсон, память 27 июня / 10 июля, иже благородство от царския ведяху крове, чудесным образом даровал исцеление царю иустиниану, и последний в знак признательности построил Сампсону странноприимный дом. В этом доме преподобный во обычной своей странноприимшества и врачевания службе многие лета пребыл, получил наименование странноприимца. В настоящее время странноприимные дома на востоке называются метохами.

Преподобные отцы и матери, подъявшие на себя неустанные подвиги в тяжкой борьбе с похотью плоти, похотью очес и гордости житейской (Ин. 2,15 – 16), часто усвояли себе особые, чрезвычайно подвижнические труды, по которым и именуются в месяцеслове. Так, например, подвиг – подвиг общего удивления и благоговения – столпников. Память нового Симеона Столпника в месяцеслове положено «начало индикта, сиречь нового лета». Преподобный отец наш Симеон был первым из столпников. Он подвизался на столпе в течение 47 лет, начав свой новый и удивительный труд в царствование Феодосия Младшего и окончив в царствование Льва Великого. По примеру первого столпника подвизался, как было замечено выше, в святой обители Дивногорсокй новый столпник, младший, преподобный Симеон, «иже на дивной горе».

Некоторым из преподобных отцов, ревностно внявшим словам нашего Господа: ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затвори затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне (Мф. 6,6), затворились навсегда в тесных клетях – кельях для непрестанной молитвы, усвоено в наших отечественных месяцесловах наименование затворников. 2 декабря / 15 декабря наша Русская Православная Церковь творит память преподобного Афанасия, Печерского затворника, который вошедши в пещеру и заградив за собою двери, «пребывал там 12 лет, никуда не выходя и не видя солнца» (Печерский патерик).

Преподобные отцы, хранившие обет молчания, в святцах именуются молчальниками или безмолвниками. 3 декабря / 16 декабря совершается память преподобного Иоанна молчальника, а 3 октября / 16 октября – Исихия безмолвника, которого дивное безмолвие образовала скит безмолвников, или исихастов. В этом ските выбран устав умной молитвы или сокровенного делания (Дни богослуж., Дебольского, стр. 580).

Те из преподобных отцов, которые имели священный сан, часто называют освященными. Вселенская Церковь особенно чтит преподобного Савву Освященного, память 5 декабря / 18 декабря.

В месяцеслове часто при имени святого значится и дружины его. Что это значит? Значение этих слов разнообразно. В наших славянских святцах он не являются переводом одних и тех же выражений греческого месяцеслова. Равно как и наоборот, греческие слова, часто переводимые в славянском месяцеслове словом «дружина», иногда передаются здесь и другими выражениями, так под 26 числом января / 8 февраля значится «преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его». «Дружиной» преподобного Ксенофонта здесь названа высокоблагочестивая жена его Мария и святые дети их Иоанн и Аркадий. Под 21 апреля / 4 мая те же греческие слова переданы в славянских святцах уже не словом дружина, а изречением и иже с ним, то есть 21 апреля / 4 мая твориться память священномученика епископа Иаунария и с ним пострадавших.

Все они приняли мученические венцы в 305 году, в царствование императора Максимилиана. Но в родстве между собою лица этой святой дружины не состояли. Память святого мученика Каллистрата – 27 сентября / 10 октября. Дружиной в данном случае наименованы те 49 святых мучеников, которые при Диоклетиане пострадали вместе со святым мучеником Каллистратом, внуком одного из воинов Пилата, бывших при распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Так словами и дружина его в славянских святцах обозначается вообще собор лиц, сопричастных подвигам или мучениям известного святого и, иногда, родственника ему.

Со словами месяцеслова и дружина его не должно смешивать выражения – и подружия его. Последние слова указывают на святую супружескую чету. Так 20 сентября / 3 октября совершается память святого великомученика Евстафия, Плакиды и подружия его, те есть жены его, Феописии.

Что означает наименование начертанный в памяти преподобных Феодора, 27 декабря / 9 января, и Феофана, 12 марта / 25 марта? В греческом месяцеслове они наименованы – заклеймённые. Это наименование объясняется их житием. Жестокий иконоборец византийский император Феофил дал приказание заклеймить лики двух преподобных исповедников почитания святых икон Феодора и Феофана надписями о том, что они изгоняются, как преступники, из Царьграда. Начертание на лице исповедников этого указа Феофила и послужило основанием для наименования их начертанными.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!