Тема 5. Дистанционное обучение – общие принципы и возможности




Содержание лекционных занятий

Тема 1. Дидактические технологии: понятие, общий обзор

Понятие дидактической технологии в профессиональном образовании. Сравнение с общеобразовательными и развивающими технологиями. Структура: содержание и формы учебного процесса, квалификации и специальности, аттестации, практики. Основные идеи, определяющие дидактическую технологию: трансляция знания (информации), формирование практических навыков, развитие профессиональной компетентности, измерение и контроль образовательных достижений. Обзор современных технологий обучения: медиапедагогика, личностно-ориентированный подход, индивидуальный проект, педагогика партнерства, конструктивизм. Адаптация достижений современных дидактических технологий музыкальным образованием в зарубежной и отечественной практике.

Тема 2. Современная культура и музыкальное образование: гармония и противоречия

Соотношение типа музыкальной культуры и системы музыкального образования. Истоки формирования современной дидактической технологии: структура обучения в первых русских консерваториях – московской и петербургской. Облик музыкальной культуры в России второй половины XIX века и рубежа XIX-XX вв. Музыкальная культура в довоенном СССР и в 50-60 гг. Метаморфозы и трансформации музыкальной культуры в последней четверти XX в. и в XXI столетии. Основные тенденции: массовая музыкальная культура, ее виды и жанры, новые форматы классики, джаз, музыка в кино и TV, свободная сетевая культура (социальные сервисы, развлекательные и образовательные порталы, файлообменники и т.п.)

Нарастание негативных явлений в образовательном пространстве музыкального вуза и музыкального образования в целом – от детской музыкальной школы до аспирантуры. Причины – разбалансированные отношения практики культуры и образования. Основные явления: практическое исчезновение бытового музицирования академической традиции, чрезвычайно скупой музыкальный багаж, фетишизация нотного текста (исчезновение импровизации и сочинения), востребованность музыки академического формата в элитарных сферах (концерты, конкурсы, фестивали).

Инерция и традиции в музыкальном обучении и необходимость в инновационных дидактических стратегиях. Направления инноваций: музицирование, трансформации репертуара, широкое использование ИКТ, компетентностные ориентации обучения, личностное развитие, стимулирование креативного обучения.

Тема 3.ИКТ в музыкальной педагогике. Современная ситуация – реальность и перспективы

Компьютер в повседневной жизни и образовательной системе. Электронные возможности в педагогике: лекции с медийной поддержкой, информационный фонд учебного процесса, интерактивный потенциал ИКТ и дистанционное обучение, сетевые ресурсы, креативный компьютер.

Лекция с медиаиллюстрациями в музыкальной педагогике. Оборудование учебных аудиторий проектором с экраном и электронной доской. Демонстрация аудио, видео, изобразительной информации (нотная запись, фото, репродукции, схемы). Возможности педагогики называемого TV-формата.

Информационный фонд учебного процесса. Текстовые, музыкальные, видеохрестоматии и файлы. Электронные презентации и дидактические видеоролики. Учебный электронный контент. Хранение материалов частичного и полного содержания учебной дисциплины.

Интерактивный потенциал ИКТ. Внеаудиторное общение преподавателя и студента – консультации по созданию проектов, предварительное ознакомление с докладами, рефератами, презентациями, роликами и другими работами. Колоссальный сдвиг в решении задач контроля знаний и навыков – интерактивная технология, позволяющая создавать программы диалога машины и пользователя. Создание заданий для тренинга и тестирования, в том числе, слухового. Дистанционное обучение на смену заочному. Сетевые учебные порталы (Elitarium, Институт ЮМ и пр.)

Сетевые ресурсы. Информационные ресурсы по музыке в Интернет. Сайты: classica.ru, artofpiano.ru, belcanto.ru и др. Сетевые библиотеки и галереи. YouTube и файлообменники, использование материалов с социальных сервисов. Нормативные документы в Сети.

Креативный компьютер. Деятельность в графическом, звуковом, видео редакторах, программах презентаций (Power Point, Prezy и т.п.). Креативный характер дидактических работ. Конкурсы и обзор проектов ДШИ пос. Рассвет и РГК им. С. В. Рахманинова. Критический разбор презентаций и видеороликов.

Тема 4.Медиаобразование: технология, возможности в музыкальном обучении

Рождение концепции медиаобразования как кинообразования – с широким использованием ресурсов кино в обучении. Сегодня медиапедагогика, обеспечиваемая компьютером с его практически безграничными возможностями передачи самых разнообразных видов информации. Краткий исторический обзор развития медиапедагогики в Европе, США, Канаде.

Медийный арсенал в электронной поддержке учебного процесса в оформительской программе или в технике гипертекста, упрощенно – в виде заготовок файлов различного формата, хранимых в обычных папках.

Практическая проблема медиа педагогики как проблема компьютерной компетенции. Дифференциация понятий компьютерной и информационной компетентности. Компьютерная компетентность как пользовательская грамотность, умение работать в разнообразных программах. Информационная – понимание феномена информации, знание о современном информационном пространстве, умение ориентироваться в нем. В значительной мере связь с психологическими координатами – умение создания и трансляции информации в адекватных для восприятия объемах и формах. это называется «Пропускная способность канала приема» в теории информации, в человеческом измерении канал приема – величина не физическая, а психологическая. Информационная компетентность в педагогике – четкое осознание принципов и приемов работы с учебной информацией, с объемами знания, целесообразными формами его предложения – «предъявления» – и контроля.

Конкретные стратегические задачи медиапедагогики

· соотношение различных информационных потоков;

· отбор и целесообразное структурирование всех видов информации;

· обеспечение контроля усвоения.

Соотношение информационных потоков – забота о методически целесообразном балансе различных видов учебной информации, которая может быть представлена в электронном виде. Электронные книги. Дисковый режим потребления аудио и визуальной информации.

Центральный вопрос в музыкальной педагогике: удельный вес музыки в общем объеме знания. Умение отобрать и целесообразно структурировать все виды информации – главныйпоказатель информационной компетентности. Три фактора: рациональный объем; рациональная форма подачи; рациональное структурирование.

Обеспечение контроля усвоения – магистральная составляющая информационной компетентности. Злоупотребление информацией как следствие легкости трансляции. Тяготение электронного общения к краткости (электроннуя переписка и обсуждение on-line – стиль коммуникации молодежи). Важная объективная предпосылка у требуемого лаконизма: нацеленность знания на контроль.

Тема 5. Дистанционное обучение – общие принципы и возможности

Возможности Интернет и электронной почты для организации дистанционного обучения. Традиционные дидактические форматы в компьютерном изложении (тексты лекций, дайджесты теоретических источников, книги и статьи, задания в виде рефератов, тесты). Интерактивный режим в дистанционном обучении. Необходимость инновационного дидактического оснащения дистанционных материалов: развитие самостоятельности суждений – ориентация на когнитивные противоречия и конфликты, стимулирование фантазии. Телевизионные образовательные каналы в Европе, учебные курсы на каналах отечественного телевидения. Возможности дистанционного музыкального обучения на телевизионных каналах и в Интернет: мастер-классы, монографические концерты с интервью выдающихся исполнителей, демонстрации видеоконцертов, опер, балетов с комментариями – их образовательный потенциал.

Дистанцирование форм работы в традиционной образовательной модели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: