Основные различия в определении объекта, именуемого «информа-
ционный ресурс» вызваны различиями в толковании следующих основ-
ных понятий [1]:
- факт;
- знание;
- сведения;
- данные;
- информация;
- информационные ресурсы.
Факт отражает объективные, реально существующие события
свойства, отношения, связи объектов мира и процессы их изменения.
Отражение действительности в фактах само по себе не ложно и не ис-
тинно, т.к. факты отражают действительность на уровне существующе-
го на данный момент уровня познания и принятых теоретических уста-
новок.
Факт как таковой содержит в себе мало смысла, если его не рас-
сматривать в сочетании с другими фактами или не указывать на его зна-
чение. Для рассмотрения ситуации или проблемы необходимо опреде-
ленное количество фактов.
Факты – есть обязательный и необходимый материал при принятии
информационных решений, но даже сбор всех необходимых фактов не-
достаточен для принятия правильных информационных решений. Необ-
ходимо систематическое, глубоко критическое изучение максимально
доступного множества фактов, выделение наиболее актуальных источ-
ников информации, содержащих факты для решения проблемы. Также
необходима многократная проверка, как самих фактов, так и сделанных
на их основе выводов, на основании новых фактов, полученных из иных
(новых и независимых) источников.
Знание – совокупность понятий, представлений о чем-либо, полу-
ченных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в
процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности.
[1] Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информа-
ционные ресурсы для принятия решений: учебное пособие. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
Если факт отражает действительность с точки зрения процесса, то
знание – это результат осмысления факта. То есть факт – процесс, зна-
ние – результат. Свойства знания: знание осмысливает факты, дает им
оценку, в знании разрозненные представления переводятся в системати-
зированную, общезначимую форму, которая может передаваться.
Сведения – общие или очень неглубокие знания, представления о
чем-либо. Сведения – это знания конкретного человека или группы лю-
дей, не имеющие полного согласования с общепринятой на данном
уровне развития практикой.
Данные – сведения о состоянии любого объекта – экономического
или не экономического, большой системы или ее элементарной части
(элемента) – о человеке, машине и т.д., представленные в формализо-
ванном виде и предназначенные для обработки (или уже обработанные)
с помощью технических средств.
Данные не синоним информации. Данные – величина, вводимая в
обработку или выводимая из нее. Информация – знание, полученное из
данных.
Данные не обязательно должны быть числовыми. Например: стати-
стические показатели работы предприятия и анкетные сведения о чело-
веке – все это данные.
Информация – общий объем знаний об окружающей нас действи-
тельности, включенный непосредственно в коммуникативный процесс.
Процесс познания – это процесс добывания, осмысления и ис-
пользования информации.
Исходным моментом включения знания в сферу обращения по раз-
личным социальным каналам является его фиксация на тех или иных
видах носителей – документирование, т.к. только в этом случае оно мо-
жет быть передано между пользователями и процессами, распределен-
ными во времени и пространстве.
С момента фиксации знания на том или ином носителе оно стано-
вится информацией, и только эта информация может рассматриваться
как информационный ресурс.
Информационные ресурсы – это вся накопленная информация об
окружающей нас действительности, которая зафиксирована на матери-
альных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей переда-
чу информации во времени и пространстве между различными потреби-
телями для решения любых задач (научных, производственных, управ-
ленческих и других) [2].
[2] Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информа-
ционные ресурсы для принятия решений: учебное пособие. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
Взаимосвязь основных понятий представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Взаимосвязь основных понятий
Необходимо отметить, что информационным ресурсом является вся
накопленная информация, в том числе:
- информация недостоверная («дефектологическая»);
- устаревшая информация;
- несопоставимые данные, накопленные по нестандартным мето-
дикам;
- заведомая «дезинформация», поступившая в информационные
потоки;
- любая другая информация, способная привести к самым неэф-
фективным решениям с непредсказуемыми, кризисными и опасными
результатами.
Информация, не удовлетворяющая принятым параметрам и крите-
риям, не должна уничтожаться. Некачественная информация должна
накапливаться, отбираться и на ее основе необходимо строить систем-
ные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня.