459-2009
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению домашних заданий по курсу инженерной графики для студентов заочной формы обучения специальности ЭСХ
ВОРОНЕЖ 2009
Составители: кандидат технических наук М.Н. Подоприхин, кандидат педагогических наук Т.П. Кравцова,
ст.преп. В.Н. Проценко, ст.преп. Ю.С. Золототрубова.
УДК 744/038
Методические указания и задания по курсу инженерная
графика для студентов заочной формы обучения специальности ЭСХ. ГОУВПО «Воронеж. гос. тех. ун-т»; Сост. М.Н. Подоприхин, Т.П. Кравцова В.Н. Проценко, Ю.С. Золототрубова. Воронеж, 2009. 76с.
Методические указания содержат индивидуальные задания для выполнения домашних графических работ и краткие методические указания к их выполнению для студентов заочной формы обучения специальности ЭСХ.
Табл 12.. Ил 23.. Библиогр.:9 назв.
Рецензент д-р.техн.наук, профессор В.В.Ковалёв.
Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р техн.наук, проф.А.В. Кузовкин.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
© ГОУВ ПО «Воронежский государственный технический университет», 2009
ВВЕДЕНИЕ
Курс инженерной графики состоит из двух разделов: основы начертательной геометрии и машиностроительное черчение.
При изучении начертательной геометрии, наряду с изучением теории необходимо ознакомиться с решением типовых задач каждой темы курса и выполнить контрольные работы. Надо учитывать уровень своей математической подготовки и аккуратно выполнять графические построения при решении конкретных геометрических задач. Правильно построенные самостоятельные занятия по начертательной геометрии разрешат трудности в изучении этой дисциплины и научат студента уметь представлять всевозможные сочетания геометрических форм в пространстве. Начертательная геометрия способствует развитию пространственного воображения (мышления), умению «читать» чертежи, передавать свои мысли и правильно понимать мысли другого, что крайне необходимо инженеру.
При изучении начертательной геометрии следует придерживаться следующих общих указаний:
1)Начертательную геометрию нужно изучать строго последовательно и систематически.
2)Прочитанный в учебной литературе материал должен быть глубоко усвоен. В начертательной геометрии следует избегать механического запоминания теорем, отдельных формулировок и решений задач.
3)Очень большую помощь в изучении курса оказывает хороший конспект учебника или аудиторных лекций. Такой конспект поможет глубже понять и запомнить изучаемый материал.
4)В курсе начертательной геометрии решению задач должно быть уделено особое внимание. Решение задач является наилучшим средством более глубокого и всестороннего постижения основных положений теории. Прежде чем приступить к решению той или иной геометрической задачи, надо понять ее условие и четко представить себе схему решения, т.е. установить последовательность выполнения операций. Надо представить себе в пространстве, заданные геометрические образы.
5)Если у студента возникли трудности, то он должен обратиться за консультацией к преподавателю.
6) Выполнив контрольную работу по курсу и имея рецензию на неё с отметкой «зачтено», студент имеет право сдавать зачет (экзамен). На зачет представляется зачтенная контрольная работа, и пo каждой работе производится предварительный опрос-собеседование. Преподаватель вправе аннулировать представленное контрольное задание, сообщив об этом на кафедру и на факультет, если при собеседовании убедится, что студент выполнил контрольные работы не самостоятельно.
На зачете (экзамене) студенту предлагается решить одну задачу и ответить на один-два теоретических вопроса. На зачет необходимо принести ссобой лист чертежной бумаги (ватман) формата A3, треугольник, карандаши (ТМ и М), циркуль, резинку.
Контрольные работы.
Контрольные работы по начертательной геометрии представляют собой эпюры (чертежи) задач, которые выполняют по мере последовательности прохождения курса. По инженерной графике выполняются - чертежи.
Задания в контрольной работе индивидуальные. Они представлены в вариантах.
Студент выполняет тот вариант задания, номер которого соответствует сумме двух последних цифр номера зачетной книжки. Например: номер 3186, то он во всех контрольных работах выполняет 14 вариант задания. Домашние графические работы выполняются на листах чертежной бумаги (ватман) формата A3 (эскиз на А4) с помощью чертежных инструментов в карандаше.
Чертежи заданий вычерчиваются в заданном масштабе и размещаются с учетом наиболее равномерного размещения в пределах формата листа.
Все надписи, как и отдельные обозначения, в виде букв и цифр на эпюре, должны быть выполнены стандартным шрифтом размером 3,5 и 5 в соответствии с ГОСТ 2.304—81 «Шрифты чертежные». На тщательность построений должно быть обращено серьезное внимание. Небрежно выполненные построения не только снижают качество чертежа, но и приводят к неправильным результатам.
При обводке чертежа характер и толщина линий берутся в соответствии с ГОСТ 2.303—68 «Линии». Все видимые основные линии - сплошные толщиной s = 0,8... 1,0 мм. Линии центров и осевые - штрих пунктирной линией толщиной от s/2 до s/З мм. Линии построений и линии связи должны быть сплошными и наиболее тонкими. Линии невидимых контуров показывают штриховыми линиями. На это следует обратить внимание при выполнении всех контрольных работ, имея при этом в виду, что заданные плоскости и поверхности непрозрачны.
На эпюре искомые линии обводят красной пастой. Все основные вспомогательные построения должны быть сохранены.
Точки на чертеже желательно вычерчивать в виде окружности диаметром 1,5...2 мм с помощью циркуля.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Цель задания
Выполнение домашнего задания преследует цель - закрепить на практике полученные в курсе начертательной геометрии знания, а также навыки в начертании линий, нанесении размеров, выполнение разрезов и сечений и т.д. В процессе выполнения задания студенты изучают и используют стандарты ЕСКД. Полученные знания позволят студентам правильно оформлять чертежи, читать их и найдут применение при изучении других инженерных дисциплин.
Содержание и объем задания
Домашние расчетно-графические работы (РГР) выполняются на форматах A3 и состоят из следующих заданий:
I. Семестр
Задача 1. Построить линию пересечения треугольников (ABC) и (EDK) и показать видимость их в проекциях. Определить натуральную величину треугольника (ABC).
Задача 2. Построить линию пересечения конуса вращения плоскостью (АВС).
Задача 3. Построить линию пересечения конуса вращения с цилиндром вращения.
Задача 4. Построение трех видов по данному наглядному изображению предмета.
Задача 5. Построение трех изображений предмета по его описанию.
Задача 6. Построение трех видов по двум заданным. Выполнить разрезы и аксонометрию.
II. Семестр
Задача 7. Изображение и обозначение резьбовых деталей и соединений.
Задача 8. Выполнить эскиз одной детали.
Задача 9. Вычертить схему электрическую.
Задача 10. Деталирование сборочного чертежа
Титульный лист. Выполняется на формате A3 шрифтом Б с наклоном. Пример выполнения на рис.23.
Требования, предъявляемые к выполняемым
Чертежам