Полезность товара и теория предельной полезности.




По мнению ученых стоимость товара определяет его полезность для потребителя. Функция общей полезности: TV=F(Qa; Qb;…..Qn)

TV – общая полезность

Qa….. – объемы потребления товаров

Полезность определяется исход из субъективной оценки потребителя.

Предельную полезность в экономике рассматривают как дополнительное благо, которое получает человек от потребления последующей единицы товара после удовлетворения основной потребности в нем.

Согласно предельной полезности теории, ценность товаров определяется их "предельной полезностью" на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага; причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости.

Предельной полезности теория пытается дать ответ, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

 

7. Деньги и их функции.

Деньги – особый вид универсального товара, обладающи наибольшей способность к обмену и выполняющей в связи с этим роль всеобщего эквивалента.

Функции:

1) меры стоимости - состоит в измерении стоимости всех товаров;

2) средства обращения, выступая посредником при обмене товаров;

3) средства накопления (сбережения), накапливаясь как запас ценности

4) средства платежа - проявляется при продаже товаров в кредит.

5) функция мировых денег - закрепляется как правило за наиболее устойчивой денежной единицей. Состоит в обслуживании международного платежного оборота на мировом рынке.

Деньги – конечная форма внешнего выражения внутреннего противоречия товара, когда он уже распался на образующие его стороны (потребительскую стоимость и стоимость), причем каждая приобрела самостоятельные формы проявления и движения.

8. Спрос и его функции. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса. Предложение и его функции. Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена.

Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным цены в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. Функция спроса – функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги от комплекса факторов, влияющих на него, т.е функция спроса выражает взаимосвязь между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными. Законспроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. Эластичность спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е .Эластичность спросахарактеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице). Когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичномспросе (эластичность меньше единицы). Эластичность спроса зависит от: 1) наличие товаров-заменителей; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания. Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение – отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. Функция предложениязаключается в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке. Законпредложения – существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения. С ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается.

Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Эластичность предложения - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%). Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично. Факторы эластичности предложения: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства. Выделяюттри периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична. Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене. Равновесная цена - цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него. Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

 

9.Рынок и его структура. Инфраструктура рынка и ее основные звенья.

 

10. Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма.

Внешние эффекты – это издержки или выпады от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними» т.к. касаются не только участвующих в данной операции эконом. Агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Делятся на:

1)Отрицательные внешние эффекты, возникающие в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Показывает разность между социальными издержками и частными.

2)положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положит. внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек к предельным социальным издержкам. В качестве решения данной проблемы используют корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующийся отрицательным внешним эффектом, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителем или потребителем эконом. благ, характеризующаяся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

 

11. Предпринимательство и его роль в рыночной экономике. Организационно-правовые формы предприятий в РФ.

Предпринимательство и его роль в рыночной экономике

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия).

Это:

-процесс создания нового блага, обладающего ценностью

-процесс предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности

-процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение

Функции:

- соединение факторов производства. Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли

- принятие решений. Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: